Конспект урока математики по теме: «Приемы умножения числа 2»
план-конспект урока по математике (3 класс)

В данном материале размещен конспект урока математики  по  теме: «Приемы умножения числа 2»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока математики 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

Медведевой Маргариты Николаевны

Тема: «Приемы умножения числа 2»

2021

Тема: «Приемы умножения числа 2»

Цель: рассмотреть различные приемы нахождения табличных результатов (в случае их забывания); продолжить работу по решению простых задач на умножение  и сложение.

Планируемые результаты:

Предметные: научится заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых; получат возможность научиться применять переместительное свойство умножения при вычислениях.

Метапредметные:

Познавательные: научатся осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; научится выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их.

Регулятивные: научатся в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный; понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности

Коммуникативные: научатся участвовать в общей беседе; строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: получит возможность для формирования интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира; сформируются элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, презентация, учебник «Математика» 2 класс.

Формы работы на уроке: фронтальная, в  парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята! Какой настрой мы выберем сегодня для занятия? Конечно улыбку! А для этого давайте каждый улыбнется друг другу и пожелает удачи!

- На уроке пригодятся знания, которые вы получили раньше, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. В сказке возможны любые чудеса. Только в сказке почтенная старушка может вновь стать 12-летней девочкой и отправиться навстречу приключениям. И произойдет это с Элли Смит. С той самой, которая не испугалась Великого и Ужасного Гудвина, победила злую и коварную Бастинду. На этот раз Элли нужно помочь своим старым друзьям – Железному Дровосеку и Страшиле Мудрому, которые попали в беду из-за коварных замыслов могущественной колдуньи Корины. Путь в Волшебную страну полон непредвиденных опасностей. В этой стране все подчинено законам математики. Но чтобы попасть в сказку нужно выполнить задание.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания

- Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам нужно было сравнить выражения.

2)Устный счет

Математический диктант (Устный)

- Найти разность 22 и 8

- Найти сумму 10 и 6

- На сколько 50 больше 40?

- Число 36 уменьшить на 24

- От суммы чисел 25 и 15 отнять 32

- Запишите полученные числа в порядке возрастания.

- Какую закономерность вы нашли в этом ряду?

- Как вы думаете, какими числами можно продолжить ряд, чтобы сохранилась закономерность? Запишите их.

- Назовите самое большое и самое маленькое число в ряду

- На какие группы вы разделили бы их?

- Назовите число, в котором десятки и единицы одинаковые.

- Представьте число 12 в виде суммы одинаковых слагаемых разными способами.

- Увеличьте число 16 на 16 и представьте полученное число в сумме одинаковых слагаемых.

-Удобна ли для нас такая запись? 

- А каким действием мы можем заменить сложение?        

2 ·4- 2   2 ·3        2 ·3   3 ·2

4 ·2       2 ·5-2     5 ·2   2 ·5

- 14

- 16

- 10

- 12

- 8

Записывают числа в порядке возрастания: 8, 10, 12, 14, 16

- Каждое число увеличивается на 2

- 18, 20, 22…

- 8 и 22

- Круглые/некруглые, однозначные/двузначные

- 22

- 2+2+2+2+2+2, 3+3+3+3, 4+4+4

- (2+2+2+2+……..=32)

- Нет

Умножением

Отвечают домашнее задание

III. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, обратите внимание на примеры.  Какое число в них повторяется? Какое действие мы выполняем в этих примерах? А мы можем сразу дать ответ, что у нас должно получиться? (Слайд1)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? 

- Какие цели мы поставим перед собой на урок?

2 · 6 =        2 · 8 =

2 · 7 =         2 · 9 =

Участие в беседе, определяют тему и цели урока.

VI. Первичное усвоение новых знаний

- Вот мы и в сказке. Но чтобы встретиться с Элли, нужно сказать волшебные слова, которые мы узнаем, заменив сложение умножением. (Слайд2)

- Избежали «ловушки», которую нам приготовила чародейка Корина. (на на слайде написаны слова: ПИКАПУ ТРИКАПУ)

- Найдите значение выражений и вы узнаете остальные слова из волшебного заклинания. (Слайд4 -5)

- Какой закон использовала колдунья? (От перестановки мест множителей произведение не меняется.) (Слайд6)

- А вы знаете в чем секрет таблицы умножения на два?

- Нам удалось узнать все волшебные слова из заклинания. Давай хором их скажем пикапу трикапу скорики морики. (Слайд7)

На доске запись:

2 · 2 + 2 + 2; 2 · 2

2 + 2 + 1 ;  2 · 2 + 2

2 + 2;  2 · 2 + 2 + 2 + 2 + 1

Обучающиеся заменяют суммы произведениями и находят их значения.

В результате на доске и в тетрадях учеников появляется запись:

2 · 6 =12        2 · 8 = 16

2 · 7 = 14        2 · 9 = 18

6 · 2        8 · 2

7 · 2  9 ·2        9 · 2.

После этого в тетрадях обучающихся и на доске появляется запись:

6 · 2 = 12        8 · 2 = 16

7 · 2 = 14        9 · 2 = 18

- Прибавим число 2 к результату предыдущего примера.

V. Открытие нового знания, способа действия

- А вот и Элли. (Слайд8) Элли оказалась в плену у черных камней Гингемы, которые притягивают путников. Чтобы разорвать их магическую власть, надо решить примеры, которые приготовила приемная дочь Гингемы – Корина.

- Откройте учебник на с.81, прочитайте задание 1. Мы будем решать по очереди , цепочкой. При решении пользуйтесь таблицей в учебнике.

2 · 6 + 2 = 2 · 7

2 · 7 + 2 = 2 · 8

2 · 8 + 2 = 2 · 9

2 · 9 – 2 = 2 · 10

2 · 10 + 2 = 2 · 9

2 · 8 – 2 = 2 · 7

2 · 5 + 2 = 2 · 4

2 · 9 – 2 = 2 · 7

VI. Первичная проверка понимания

- Элли преодолела притяжение камней Гингемы и оказалась в Волшебной стране. Нам надо помочь Элли найти дорогу, вымощенную желтым кирпичом. Для этого вам нужно составить равенства и неравенства, используя выражения. Вот мы и помогли Элли найти дорогу. (Слайд9)

6 · 2

9 · 2

2 · 8 + 2

7 · 2 – 2

VII. Первичное закрепление

- Пошла Элли дальше по желтой дороге и натолкнулась на бесконечную стену. Как помочь Элле? (Слайд 10)

- Для этого нам с вами надо решить задачу.

- На помощь Элли и нам приходит добрая волшебница Виллина (Слайд 11)  она желает, чтобы вы, как и она, заглянули в свою математическую волшебную книгу на с. 81 и посмотрели на задачу, которая находится под чертой.

- О чем говорится в задаче?

- Давайте выделим опорные слова для составления краткой записи.

- Какой вопрос задачи?

- Мы можем сразу ответить на него? Каким действием?

- Запишите решение в тетради. (один ученик у доски)

Фермер продал 9 покупателям по 2 л молока. Сколько всего литров молока он продал?

- О молоке

Продал – 9п. по 2л

Всего - ? л

- Сколько всего литров молока он продал?

- Да, умножением

 9 · 2= 18(л)

Ответ: 18 литров

VIII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- Стена внезапно раздвинулась, открыв неширокий проход. Элли, не колеблясь, вошла в лес, и стена сразу же сомкнулась за ней. Лес оказался заколдованный. (Слайд12) В нем жили призраки. Убегая от них, Элли заблудилась и никак не может выбраться из этого леса.  Выполнив №3, мы поможем Элли выбраться из зловещего леса.

- Давайте предположим, о чем может говориться  в этой задаче?

- Сколько было ткани?

- Сколько отрезали сначала? А потом?

- Сколько ткани осталось после того, как её отрезали?

- Попробуйте составить условие задачи.

- Какой вопрос задачи?

- Мы можем сразу ответить на него? Почему?

- А мы можем это узнать? Каким действием?

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Каким действием?

- Запишите самостоятельно решение данной задачи по действиям с пояснением.

- Устно составьте задачу, обратную данной.

- Как мы можем изменить условие задачи?

- Выделим опорные слова для краткой записи.

- Какой вопрос задачи?

- Мы можем сразу на него ответить?

- А мы можем это найти? Каким действием?

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Каким действием?

- Самостоятельно запишите решение задачи по действиям с пояснением.

Элли благодарит вас за помощь и подготовила вам  сказочную  минуты отдыха. Давайте покажем волшебнице Виллине веселую физминутку.

Физминутка (в режиме «зрительных горизонтов»).

Было - ?

Отрезали – 8дм и 6дм

Осталось – 16 дм

- О ткани

Не известно

8дм, 6дм

16дм

От куска ткани отрезали на платье 8 дм, а после еще 6 дм на юбки. После чего осталось 16 дм ткани. Сколько ткани было изначально?

- Нет, потому что мы не знаем сколько всего отрезали ткани.

- Да, сложением        

- Да, сложением

Один ученик выполняет работу на доске.

  1. 8 + 6 = 14(дм) – отрезали всего
  2. 16+14= 30(дм) – было изначально

Ответ: 30 дм.

Было 30дм ткани. Сначала от нее отрезали на платья 8дм, а потом еще 6дм. Сколько дм ткани стало?

Было – 30дм

Отрезали – 8дм, 6дм

Стало - ?

- Сколько дм ткани стало?

- Нет, потому что не знаем сколько всего ткани отрезали вместе.

- Да, сложением.

- Да, вычитанием.

Один ученик выполняет работу на доске.

  1. 8 +6=14(дм) –отрезали всего.
  2. 30 -14= 16(дм)- стало

Ответ: 16дм

VIII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Виллине очень понравилась физминутка. Она встретилась с Элли и рассказала о том, что Корина, чтобы завладеть Изумрудным городом, а затем и всей Изумрудной страной, воткнула в сердце Железного Дровосека булавку Гингемы, и он стал злым и жестоким. Пошел войной на Изумрудный город, выгнал правителя – своего друга Страшилу Мудрого, находясь под воздействием коварных чар Корины, и провозгласил ее королевой Изумрудного города. Виллина дала девочке палочку, которую она должна превратить в волшебную. Палочка станет волшебной, если вы найдете значение выражений.

– Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?

– Как вы думаете, значения выражений в каждом столбике будут одинаковыми или нет?

– Проверьте ваше мнение, выполнив необходимые вычисления.  Первый вариант решает верхнюю строчку, второй  вариант нижнюю.

-  Вы были правы?

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте свои вычисления.

- Какой вывод мы можем сделать, почему у нас получились разные ответы?

На доске записаны выражения:

67 – (27 + 3) = 37        

67 – 27 + 3 = 43

80 –  25 – 15 = 55

80 – (25 – 15) = 70

70 : 10 = 7

70 : 7 = 10

 Выполняют по вариантам – по рядам.

- Потому что разный порядок действий.

IX.Применение знаний и умений в новой ситуации

 - Теперь в руках у Элли волшебная палочка, и ей нужно спешить. Если Элли коснется волшебной палочкой сердца Дровосека, то он снова станет добрым. Для этого Элли и вам нужно выполнить самостоятельную работу.

- Проверим, как вы справились. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сравните его ответы с ответами Элли. Ошибки исправьте простым карандашом и оцените своего соседа. (Слайд 18)

68 + 29=97

72 – 18=44

47 + 39 = 7

96 – 69 = 30

Обобщение и систематизация знаний

- Дровосек стал добрым, но он не помнит, в каком домике томится в плену Страшила. (Слайд 19). Корина, увидев, как друзья пытаются спасти Страшилу, восхитилась их мужеством. Она пообещала, что если Элли решит цепочку из примеров, то она освободит Страшилу и покинет Изумрудный город.

- Корина сдержала свое обещание, освободила Страшилу и покинула Изумрудный город. (Слайд20-21)

Решают цепочку примеров на полях.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание в рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Рефлексия

- Сказочные герои благодарят вас за помощь.

- Перед вами находится  полоска знаний. Здесь вы находились в начале урока. Вы еще ничего не знали. Конец полоски означает, что вам было все понятно.

- Отметьте точкой место, где сейчас находитесь вы: ближе к началу, в середине или в конце полоски. Поднимите руки, кто находится в начале, ближе к центру, в конце полоски.

- О дальнейших приключениях Элли вы узнаете из книги Сергея Сухинова, который написал продолжение книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

- Интересного вам чтения.

Показ на доске: Н -------------------- К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике «Умножение числа но 0 и 0 на число» для 2 класса

Интегрированный урок с использованием электронных образовательных ресурсов....

конспект урока по математике "Умножение числа 2. Умножение на число 2. "

Конспект урока по математике по программе "Начальная школа 21 века" для учащихся 2 классов...

Конспект урока математики «Приемы умножения и деления на 10» (2 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с приемами умножения и деления на 10; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счета, умения решать задачи.Планируемые  результаты:Предметные...

Конспект урока математики «Приемы умножения числа 2» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение различных способов вычислений; закрепление табличных приемов умножения числа 2, умения решать задачи на умножение и делениеПланируемые  результатыПредметные:з...

Конспект урока по математике "Умножение числа 0 и на число 0" 2 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Цели деятельности учителя:открытие способа умножения числа на 0 и на число 0;совершенствование  навыка решения текстовых задач;развитие логического мышления и коммуникативных способностей  у...

Конспект урока математики "Приемы умножения и деления на 10" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:знакомство с приемами умножения и деления на 10; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счета, умения решать задачи.Планируемые  результаты:Предметные...

Конспект урока математики "Приемы умножения и деления на 10" (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Приемы умножения и деления на 10Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами умножения и деления на 10. Совершенствование вычислительных навыков устного счёта, ...