Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики
материал по математике

Формирование универсальных учебных действий  младших школьников на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_mladshih_shkolnikov.docx85.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики

Учитель:

Иванова  Светлана Сергеевна,

 учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

 г Кемерово

 

Кемерово, 2021

Содержание

 Введение.................................................................................................................3

1.Функции  универсальных учебных действий...................................................7

2.Формирование универсальных учебных  действий на уроках математики

2.1.Формирование  познавательных универсальных учебных  действий на уроках математики………………………………………………………………13

2.2.Формирование регулятивных универсальных учебных  действий на уроках математики………………………………………………………………13

2.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий  на уроках  математики……………………………………………………………...14

3.Формы и виды работы, реализующие формирование универсальных учебных  действий на уроках математики…… …………………………………………..16

4.Результаты формирования  универсальных учебных  действий на уроках математики………………………………………………………………………..24        

Заключение.............................................................................................................27

Список литературы………………………………………………………………28                                                                                                                 Приложение.................................................................................................……...29

                                                                                                                                                

Введение

  Запросы современного информационного общества, Федеральный государственный стандарт второго поколения, Концепция модернизации Российского образования кардинально изменили подходы к общему образованию в современной школе. Приоритетной целью  стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Отличительной особенностью ФГОС является переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Основная цель - развитие личности, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД).

     Это значит, что школьники должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

       Ян Амос Коменский считал главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)». Поэтому цель  моей работы: научить  учащегося  самостоятельно учиться, а для этого необходимо подобрать, разработать методы и приемы, мотивирующие школьников на изучение математики, формирующие совокупность универсальных учебных действий. Создавать  оптимальные условия  для развития личности и ее самореализации.                                                                                                          

Возникли проблемы:                                                                                                                            

— как формировать у учащихся универсальные учебные действия на уроках математики (какие использовать приёмы и методы обучения);

— учить без принуждения, основанное на достижении успеха.

Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность использования  приёмов  формирования универсальных учебных действий  на уроках математики.

Объект исследования: младшие школьники на уроках математики.

Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что для формирования  универсальных учебных действий у учащихся нужно использовать целостную методическую систему обучения. Формирование  универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам математики. Применение данной методической системы позволит сформировать у учащихся умение учиться.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:

  1. Изучить сущность универсальных учебных действий.
  2. Изучить инновационную методику преподавания урока математики.
  3. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока

 4.Разработать уроки, систему заданий, учебных ситуаций, способствующих формированию УУД.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, исследования, наблюдения, диагностика УУД учащихся, обобщение

        Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются  обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

   Математика  помогает развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

 Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.

  Целью обучения в  математике  является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.

   В отличие от некоторых других дисциплин изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание, и понимание, и анализ,  и    рефлексию. Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Таким образом, именно на уроках математики формируются универсальные (общие) умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. В этом смысле математика является главным гуманитарным предметом в школе.

1.Функции универсальных учебных действий

      Универсальные учебные действия (УУД) –  это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

         Для формирования универсальных учебных действий используется технология деятельностного метода.  В рамках деятельностного подхода в качестве универсальных учебных   действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и  задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых   является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.  При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно- разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности.                                                                                                            

       В  основе концепции универсальных учебных действий лежит системно – деятельностный подход. Функции универсальных учебных действий включают:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

          Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают                                                                               этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

        В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

-Целеполагание

-Планирование

-Прогнозирование

-Контроль

-Коррекция

-Оценка

-Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

-Самоопределение

-Смыслообразование

-Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

-Общеучебные универсальные действия

-Логические универсальные действия

-Постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

-Планирование

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Контроль, коррекция действий.

Математика по своему содержанию организации способов учебной деятельности дает огромные возможности для формирования  учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных  универсальных учебных действий.

2.Формирование универсальных учебных  действий на уроках математики 

2.1.Формирование познавательных универсальных учебных  действий на уроках математики 

  Наиболее важным для математики  представляется формирование моделирования как универсального учебного действия, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий.

 Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)

2.2.Формирование регулятивных универсальных учебных  действий на уроках математики

        На уроках математики   работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.

             Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Для этого предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений (таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью). В  уроки включаются  проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока). Проблемные ситуации курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его. То есть, развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке.

2.3.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий  на уроках математики

       Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).

  Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить  этапы:

 — вводно-мотивационный.

Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

 — открытие математических знаний.

На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности

— формализация знаний.

Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    —    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта.

 — обобщение и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.

3.Формы и виды работы, реализующие формирование универсальных учебных  действий на уроках математики

     Самый распространённый тип урока – комбинированный Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Речь идёт об уроке современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Формирование универсальных учебных действий  на этапах урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Личностные

Коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

3. Физкультминутка.

Регулятивные

4. Изучение нового материала.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

5. Закрепление по теме урока.

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

6. Итог урока. Рефлексия.

Личностные

Коммуникативные

       Эта классификация позволяет при планировании видеть, на каком этапе урока какие  универсальные учебные действия формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:

-Формирование  первичного  опыта  выполнения этого действия  и мотивацию.

-Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего универсального учебного действия .

-Сформировать умение выполнять изученное универсальное учебное действие   посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию; организовать контроль уровня сформированности данного универсального учебного действия.

-Определить методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии для достижения поставленных целей.

         При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные  методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, также различные педагогические технологии.

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий

Требования к уроку

 комбинированного типа

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

Сообщение целей и задач

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Диалог, технология проблемного обучения

Планирование

Регулятивные планирования

Карта урока,  презентация

Практическая деятельность учащихся

Все виды УУД

Проектная деятельность.

Свободный урок, уроки взаимообучения;

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Взаимопомощь, работа по памяткам

Оценивание учащихся

Регулятивные оценивания(самооценивания), коммуникативные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

Итог урока

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

 Смайлики, презентация

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Используются  разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания

    Рассмотрим типы уроков и используемые на них различные педагогические технологии для  формирования  учебно-познавательной  компетенции.

Типы уроков

Педагогические технологии

Урок  сообщения новых      знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

Конкретизируем содержание познавательных универсальных учебных действий  , которые формируются на уроках  математики:

-осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

-моделирование;

-использование знаково-символической записи математического понятия;

-овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

-использование индуктивного умозаключения;

-выведение следствий из определения понятия.

     Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на  сформированности  логических операций:

-умении анализировать объект,

-осуществлять сравнение,

-выделять общее и различное,

-осуществлять классификацию,

-устанавливать аналогии.

       В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

Общий прием решения задач включает:

-Анализ текста задачи (логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач.

-Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

-Установление отношений между данными и вопросом.

-Составление плана решения.

-Осуществление плана решения.

-Проверка и оценка решения задачи.

Виды заданий, реализующие формирование и развитие универсальных учебных действий   на уроках  математики

Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

Составления схем-опор

Работа с разными видами таблиц, диаграмм

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»

Поиск информации в предложенных источниках

Взаимоконтроль

Диспут

Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

Составь задание партнеру

Отзыв на работу товарища

Групповая работа

«Объясни …»

Личностные

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий

       Формирование и развитие  универсальных учебных действий на уроках  математики  возможно при соблюдении следующих условий:

а) Целостность и системность организации образовательного процесса.

б) Учет возрастных, психологических особенностей учащихся.

в) Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.

г) Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

д) Использование проблемно-исследовательской технологии.

    Чтобы правильно спланировать урок математики с позиции формирования универсальных учебных действий, необходимо помнить:

1) о расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий;

2) об  активном использовании инновационных педагогических форм: диалог, групповое и парное взаимодействие, проблемная ситуация, учебное исследование, работа с разными видами информации и т.д.;

3) овладение  универсальных учебных действий, в конечном счете, и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

4.Результаты формирования универсальных учебных действий

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

-выделять тип задач и способы их решения

-осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

-различать обоснованные и необоснованные суждения,

-обосновывать этапы решения учебной задачи,

-производить анализ и преобразование информации

-проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)

-устанавливать причинно-следственные связи

-владеть общим приемом решения задач

-создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

-осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

  Основным критерием сформированности  коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

-желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

-знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими

-умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

  Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

-выбирать средства для своего поведения

-планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм

-планировать результаты своей деятельности и находить свои ошибки

-начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

       Результатом формирования личностных УУД следует считать:

-уровень развития морального сознания

-присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

-полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

      Для отслеживания динамики сформированности универсальных учебных действий на уроках математики мной проведена диагностика в 2016-2017 учебном году учащихся 2 класса и в 2017-2018 учебном году учащихся 3 класса.(Приложение) В  2017-2018 учебном году у учащихся 3 класса прослеживается рост в формировании универсальных учебных действий на 4% в отличии от учащихся 2 класса 2016-2017 учебного года.  В дальнейшем планирую продолжать  работать над формированием  универсальных учебных действий.

       Отслеживая результаты , вижу положительную динамику в развитии всех видов универсальных учебных действий. У большинства детей развиты  свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.

Заключение

   Значение  универсальных  учебных  действий  можно  представить  как фактор мобильности,  расширяющий  познавательные  ресурсы  учащегося;  как фактор добывания  знаний  непосредственно  из  реальности,  владение  приемами  действий  в нестандартных  ситуациях,  эвристическими  методами  решения  проблем. Результат  обучения  определяется в основном учителем,  его позицией  в  преподавании,  его  методикой  обучения,  его  профессионализмом,  той атмосферой,  которая  создается  в  классе,  отношениями  между  учителем  и учениками и многим другим.

        В сфере  универсальных учебных действий учащиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

       Таким образом, формируя  универсальные учебные действия  осуществляется развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Список литературы

1.Селевко Г.К Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко-

М.: Просвещение, 2006.

2.Асмолова А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]/ А.Г.Асмолова - М: Академия, 2010. – 338 с.

3.Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Л.Л.Алексеева -  М.: Просвещение, 2010

4.Электронные ресурсы.

Приложение

Диагностическая работа по проверке сформированности  метапредметных  умений у младших школьников. (2 класс)

Задание 1.  Предмет мониторинга: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Математика

Распредели математические выражения на две группы, дай название каждой группе.

3+5;   29-у;  34-25; 79+18;   х+4;   9-5

Верные ответы: Суммы (сложение) и Разности (вычитание) или числовые выражения и буквенные выражения

Максимально баллов – 2 (1 балл – верно распределил, 1 балл – верно назвал)

Задание 2. Предмет мониторинга:  умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов  для решения задач.

Выбери модель, которая не подходит к условию задачи.

У Коли было 3 карандаша, а у Пети на 2 карандаша больше.

Коля - 3к.

Петя  - ?, на 2 к. больше  

       К.            3 к.

                               

       П.                              на 2 к.больше

                 3 к.              2 к.

                                             

Верный ответ – справа внизу (с одним отрезком). Максимально – 2 балла (верно/неверно)

Задание 3 . Предмет мониторинга: умение контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным». Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.

 97– 12🟔 3 + 50 = 11

86– 24 : 2 = 31

Максимально – 1 балл

Задание 4 . Предмет мониторинга:  умение самостоятельно отбирать информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

В первый день привезли 44 кг яблок, а во второй день на несколько  кг яблок меньше. Сколько всего килограммов яблок привезли за два дня?

(Обведи правильный ответ)

А. 22                  Б. 88         В. Данных для ответа недостаточно.

Если твой ответ В, то укажи, какой информации не хватает.

на сколько килограммов меньше привезли во второй день

Максимально – 2 балла. Верно выбрал ответ – 1 балл, верно объяснил – 1 балл

Задание 5. Предмет мониторинга:  умение задавать вопросы для получения  необходимых сведений.

Заготовили 120 ц сена, что на 50 ц больше, чем сенажа.

Выбери вопросы для дополнения задачи?

-Сколько  центнеров заготовили сенажа?__

-Сколько  центнеров заготовили сена?___

-На сколько  больше заготовили   центнеров сенажа, чем сена?__

-На сколько  меньше заготовили   центнеров сенажа, чем сена?__

-На сколько больше заготовили  центнеров сена, чем сенажа?___

-Сколько всего центнеров заготовили сена и сенажа?___

Максимально – 2 балла. Одна ошибка  – 1 балл.

Диагностическая работа по проверке сформированности  метапредметных  умений у младших школьников. (3 класс)

Задание 1. Предмет мониторинга: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

           

Математика

Прочитай задачу.

У хозяйки было 100 рублей. Она купила 3кг огурцов по 15 рублей  и 2 кг помидоров по той же цене. Сколько денег у нее осталось?

Рассмотри план решения задачи. Выбери только нужные действия и определи  порядок их выполнения.

Номер действия

План решения

4

3

Сколько денег у хозяйки осталось?

лишнее

1

Сколько килограммов  овощей купила хозяйка?

1 или 2

лишнее

Сколько денег заплатила хозяйка за помидоры?

3

2

Сколько денег заплатила хозяйка за овощи?

1 или 2

лишнее

Сколько денег заплатила хозяйка за огурцы?

Два верных варианта ответа представлены в таблице

Оценивание: максимально – 2 балла (верно определена последовательность действий и «лишний» шаг)

Задание 2. Предмет мониторинга: умение контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным». Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.

520 – 120 🟔 3 + 50 = 110

360 – 240 🟔3 : 6 = 60

Оценивание: максимально – 1 балл

Задание 3.

Предмет мониторинга:  умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.

Математика

Распредели величины в 3 группы. Дай название третьей  группе.

3 кг, 1 год, 28 м, 5 ч, 56 см, 100 г, 23 дм, 50 кг, 30 мин

Время

Масса

Длина

1 год

3 кг

28 м

5 ч

100 г

56 см

30 мин

50 кг

23 дм

Верный ответ представлен в таблице

Оценивание: максимально – 2 балла (верное название группы – 1 балл, верно распределены слова на группы – 1 балл)

Задание 4.

Предмет мониторинга:  умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов  для решения задач.

Составь задачу по схеме:

          25                       14

                                                              ?

Верный ответ: составная задача в два действия, увеличение на несколько единиц (например, На столе 25 тетрадей в клетку, а в линейку – на 14 больше. Сколько всего тетрадей на столе?)

Оценивание: максимально – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл

Задание 5.

Предмет мониторинга:  умение устанавливать причинно-следственные связи .

- Найди значения остальных выражений, не вычисляя:

117 + 54 =171                                190 – 35 = 155

217 + 54 = __                                 288 – 135=___

317 + 54 =___                                386 – 235=___

Оценивание: максимально – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл

Задание 6 .

Предмет мониторинга:  умение самостоятельно отбирать достаточную информацию в решении познавательной или коммуникативной задачи.

В первый день привезли 44 кг яблок, а во второй день -28 кг яблок. Все яблоки разложили в пакеты. Сколько пакетов потребовалось?

(Обведи правильный ответ)

А. 72                  Б. 36         В. Данных для ответа недостаточно.

Если твой ответ В, то укажи, какой информации не хватает.

___по сколько кг разложили в пакеты__________________________________

Максимально – 2 балла. Верно выбрал ответ – 1 балл, верно объяснил – 1 балл

Задание 7 . Предмет мониторинга:  умение задавать вопросы для получения  необходимых сведений.

Заготовили 1200 ц сена, что в 100 раз больше, чем сенажа.

Выбери вопросы для дополнения задачи?

-Сколько  центнеров заготовили сенажа?__

-Сколько  центнеров заготовили сена?___

-Во сколько раз больше заготовили  центнеров сена, чем сенажа?__

-Во сколько раз больше заготовили   центнеров сенажа, чем сена?__

-Во сколько раз меньше заготовили   центнеров сенажа, чем сена?__

-На сколько  больше заготовили   центнеров сенажа, чем сена?__

-На сколько  меньше заготовили   центнеров сенажа, чем сена?__

-На сколько больше заготовили  центнеров сена, чем сенажа?___

-Сколько всего центнеров заготовили сена и сенажа?___

Максимально – 2 балла. Одна ошибка– 1 балл.

Памятка для учителя

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ...

Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...

Методические рекомендации по освоению работы над проектами в начальной школе, ориентированное на формирование универсальных учебных умений школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учеников 2-4 классов, учителей начальных классов  родителей учащихся. Методические рекомендации направлены на освоение работы на проектами, орие...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физической культуры (плавания)

Особенности, цели, задачи и технологии формирования УУД на уроке физкультуры (плавания)....

Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....

Формирование универсальных учебных действий школьников

Формирование универсальных учебных действий  школьников  в процессе их патриотического, традиционно-календарного и музыковедческого развития...