Формирование универсальных учебных действий школьников
методическая разработка по музыке

Стремоухова Тамара Васильевна

Формирование универсальных учебных действий  школьников

 в процессе их патриотического, традиционно-календарного

 и музыковедческого развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий  школьников

 в процессе их патриотического, традиционно-календарного

 и музыковедческого развития

Универсальные учебные действия школьников  рассматриваются в содержании программы через призму основных линий их развития: патриотической, традиционно-календарной и музыковедческой.   Каждая линия развития не существуют отдельно от других. Они проявляются целостно, в теснейшей взаимосвязи.

В связи с этим, содержание программы «Музыка» может рассматриваться и как составная часть  «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», которая направлена на приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.  

Это созвучно нашей программе «Музыка», так как она  служит приобщению школьников к вечным нравственным ценностям: к красоте и правде, бережному отношению к природе,  к «ощущению» Родины, к сопереживанию и доброму отношению к окружающему миру, посредством проникновения в сущность музыки и путем изучения  особенностей музыкального искусства как способа формирования человека в человеке, как искусства социально значимого.

Патриотическая  линия   начинается в первом классе с музыки родного дома, родной природы, звучащего образа Родины, проходит красной линией  во втором и в третьем классах в мелодиях жизни и весенних напевах,  в преобразующей волшебной силе музыки, продолжается в четвертом классе в музыке своего и других народов мира. Данная линия находит яркое отражение в музыкальных произведениях народных и композиторских, которые воспринимаются и изучаются школьниками в разных видах деятельности.  

Традиционно-календарная  линия связана с природным циклом, который априори определял и определяет жизнь человека. Он играет особую роль и в жизни каждого ребенка. Данный природный цикл определяет жизнь школы, ее образовательную и воспитательную деятельность, проведение школьных праздников. Эта линия проходит с первого по четвертый класс в широко представленных в программе произведениях музыкального фольклора, профессиональной музыке, в детских песнях.

Музыковедческая, или предметная линия выстраивает процесс художественного познания школьниками мира в соответствии с первыми двумя линиями, а также в связи с тематическим построением программы. Постепенно шаг за шагом она показывает  учащимся роль музыки в жизни человека, подчиняя музыкальные знания и  умения преобразовательной,  коммуникативной, оценочной  и эстетической функциям музыкального искусства.  

Выделение данных содержательных линий развития школьников обусловливает их универсальные учебные действия, которые компетентностно ориентированы. Это предполагает:

  • проявление знания и понимания школьниками предметной области;
  • демонстрацию ими практического и оперативного  применение знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
  • осознание бытийной, ценностной значимости  предметных знаний в социальном контексте.

На основании  требований   Федерального государственного образовательного стандарта  универсальные учебные действия школьников делятся в настоящей  программе на личностные, познавательные и  коммуникативные. Они, в свою очередь,  тесным образом связаны с планируемыми результатами освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия направлены на:

  • развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства;
  • формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования.

Познавательные универсальные учебные действия направлены на:

  • осознание школьниками роли  музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира;
  • освоение знаний об основных закономерностях  и  языке музыкального искусства,
  • приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности.

 Коммуникативные универсальные учебные  действия направлены на:

  • приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки,  коллективного, группового или индивидуального музицирования;
  • развитие  способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • формирование доброжелательности,  умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух,  обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия структурируются в программе в соответствии со следующими предметно-творческими факторами:

- диалектическим характером понятийно-терминологического аппарата;

- распределением музыкального материала по классам и четвертям;

- участием школьников в разных видах  учебно-творческой  деятельности (слушание музыки,  пение,  инструментальное музицирование,  музыкально-пластические движения,  драматизация музыкальных произведений).

Диалектический характер понятийно-терминологического аппарата программы заключается в постепенном погружении школьников в специфику музыкального искусства и его жизнедеятельности. Это предполагает пошаговое расширение и усложнение общих,  художественных и специальных музыкальных терминов и понятий, вводимых в  разговорную речь школьников.

Распределение музыкального материала соотносится с тематическим построением программы, связано с художественно-образным содержанием музыкальных произведений, направлено на ознакомление школьников с творчеством выдающихся отечественных и зарубежных композиторов-классиков, известных и малоизвестных композиторов-песенников, на их приобщение к музыкальному фольклору.

Участие в разных видах учебно-творческой деятельности обусловлено как разнообразием этих видов, так и многочисленными учебными задачами, решаемыми в ходе приобщения к ним школьников. Данная работа регламентируется построением программы и тематическим планированием занятий по ней.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной учебно-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Учебно-творческая деятельность школьников проявляется в разных формах их общения с музыкой. Далее перечисляются основные формы общения учащихся начальной школы с музыкой

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Определенную новизну представляет приобщение младших школьников к работе с источниками информации и выполнение индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Таким образом, структура и содержание процесса формирования универсальных учебных действий школьников включает в себя перечисленные выше линии развития школьников (патриотическую, традиционно-календарную и музыковедческую), виды универсальных учебных действий (личностные, познавательные, коммуникативные), факторы их структурирования  (диалектика понятийно-терминологического аппарата, распределение музыкального материала,  виды учебно-творческой деятельности), типовые задачи и примерные вопросы и задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...