Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физической культуры (плавания)
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Особенности, цели, задачи и технологии формирования УУД на уроке физкультуры (плавания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_uroke_fizkultury_plavaniya.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроке
физической культуры (плавания)
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
— умения доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
При формировании универсальных учебных действий (УУД) на уроках физкультуры учитель должен принимать во внимание:
- состояние здоровья детей;
- умение детей контролировать свои действия на уроке;
- умение детей слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- мотивацию к занятиям;
- навыки общения со сверстниками.
От этих показателей будет зависеть степень сформированности УУД.
Особенности (сложности) формирования УУД на уроке физкультуры:
- урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои;
- урок физической культуры (плавания) проходит в разных помещениях и условиях – раздевалке, душевой, «сухой» зоне бассейна, в воде, что усложняет процесс взаимодействия и контроля детей;
- урок в бассейне имеет большое количество отвлекающих и раздражающих психику детей факторов – повышенный шум, теснота и близкий контакт, водобоязнь или моторная расторможенность;
- урок в бассейне имеет большое количество мотивационных факторов – особая среда, особый спортивный инвентарь (очки, ласты, доски и др.), которым невозможно пользоваться в других условиях.
Применяемые технологии (должны быть физкультурно-оздоровительными, направленными на сбережение здоровья и физическое развитие учеников):
- выполнение санитарно-гигиенических норм и требований (защита и профилактика заболеваний);
- температурное закаливание (активизация собственных сил организма);
- физические упражнения (двигательные действия);
- подвижные игры (групповые, индивидуальные, в парах, эстафеты);
- соревнования и спортивные праздники;
- свободное плавание;
- использование ИКТ (презентаций), работа с учебником для освоения знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- проведение тестирования с целью проверки и закрепление знаний.
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Модуль: «Техника плавания кролем на груди»
Учебный предмет | Физическая культура (плавание) |
Класс | 1 |
Тип урока | Обучающий |
Технология построения урока | Фронтальная, поточная, индивидуальная |
Тема урока | Техника плавания ногами кролем на груди с опорой и без опоры |
Цели урока | Сформировать умение выполнять технику двигательного действия |
Задачи урока |
|
Основные термины, понятия | Вдох, выдох, скольжение, кроль на груди, попеременная работа ног. |
Инвентарь | Плавательные доски |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные |
| Познавательные: получить представление о технике движения ногами кролем на груди. Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, согласовывать свои действия с поведением партнеров на дорожке; вести самоконтроль и делать коррекцию ошибок. Коммуникативные: продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми, интегрирование в группу сверстников. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к способам решения поставленных задач; - адекватная оценка собственных успехов, своего поведения и поведения окружающих; - овладение социально-бытовыми и санитарно-гигиеническими умениями. |
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД |
Организационный (выполнение санитарно-гигиенических норм, закаливание, ритуал начала урока) | В раздевалке, душевой: Незаметно контролировать переодевание, своевременно вмешиваться в конфликты, не допускать травматизма, объяснять необходимость уважительного отношения к товарищам в тесной обстановке раздевалки и душевой. Организовать помывку в соответствии с установленным порядком действий (полотенце на крючок, плавки на полочку, шапочку на голову, тапочки на ноги, мыло в одну руку, мочалку – в другую). Стереотипные действия, соблюдение правил, способствуют дисциплинированности, организованности, стабилизации эмоционального состояния. |
|
В «сухой» зоне бассейна: Провести перекличку, построение, расчет, проверить готовность к уроку, сообщить тему, цели и задачи урока, провести инструктаж по технике безопасности. Традиционный ритуал способствует мобилизации внимания и усилий, приобщает детей к спортивным традициям, способствует патриотическому воспитанию. |
| |
Актуализации знаний (физические упражнения, подвижные игры) | В «сухой» зоне бассейна: Провести разминку. Упражнения на укрепление свода стопы, гибкость и координацию движений, под счет или музыку. При выполнении упражнений рассказать о вреде плоскостопия, мотивировать выполнение упражнений. |
|
В воде: Проверить умение выполнять технику упражнений по освоению с водой, на задержку дыхания (приседания под воду, «поплавок», «медуза»). |
| |
Изучения нового материала (физические упражнения) | В воде: Рассказать о технике плавания кролем. Создать представление о технике движения кролем ногами - устно описать и практически показать на суше, лежа на скамейке. Выбрать 1 -2 учеников, положить на край бассейна, продемонстрировать на их примере. Выполнить имитационные упражнения у опоры. Предупредить возникновение грубых ошибок. Выполнить упражнения в движении сначала с опорой, потом без опоры. Откорректировать выполнение. Многократно повторить. |
|
Самостоятельное использование сформированных УУД (подвижные игры, эстафеты, свободное плавание) | Эстафета. Игра в догонялки. Свободное плавание – наблюдать за самостоятельной деятельностью детей, корректировать ошибки, оценить степень сформированности двигательного навыка. |
|
Рефлексия | В воде: Проконтролировать восстановление после эстафеты, игры:
|
|
На суше: Оценить степень решения двигательных задач и результаты действий по их выполнению, отметить лучших учеников. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ...
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
Игры для формирования Универсальных учебных действий по физической культуре для начальной школы
1. задание.В начале урока после построения учитель обозначает тему урока. И предлагает ученикам определить по теме урока задачи и цели урока.Пример тестирование -« челноч...
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе
УУД на уроках физкультуры в начальной школе...
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка»
Технология проблемно-диалогического обучения....
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"
В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности....