Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
учебно-методический материал по математике по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Мавлютова Г.С.,
учитель начальных классов (высшей категории)
МБОУ «Бардымская гимназия» Бардымского района
Успешность процесса изучения математики зависит от желания обучающихся овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом.
Важнейшим фактором успеха в обучении является познавательный интерес к предмету, следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными.
Математику можно представить в виде рассуждений, требующих критического и творческого мышления. В процессе такого обучения появляется интерес и желание учиться , а « где есть желание- найдется путь» (Д.Пойа).
Главной целью преподавания математики в школе считаю создание оптимальных условий для развития личности в процессе освоения математики и математической деятельности. Исходя из цели обучения , определяю основные задачи:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие математического мышления и творческих способностей;
- формирование ключевых компетенций;
- обучение школьников самостоятельно пополнять знания по математике.
Научить школьника, который мыслит и говорит почти всегда на своем родном (татарском) языке, чувствовать слово, осмысливать закономерности математического языка и понимать (пусть на своем уровне) красоту в математических задачах - сложная задача.
Моя педагогическая идея состоит в том, чтобы процесс усвоения новых знаний стал осознанным и творческим. Значит, мне нужно было изменить методику преподавания предмета, а именно ту её часть, которая отвечает за усвоение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать в готовом виде.
Для меня место занимает технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»,Л. Г. Петерсон. Данная технология предлагает все необходимое для реализации ФГОС НОО.
Являясь учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельности обучающихся и поэтому практикую парные и групповые формы деятельности на уроке в сочетании с индивидуальной работой. Только в самостоятельной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий: личностные, метапредметные и предметные.
Я остановлюсь подробнее на структуре урока открытия нового знания, предложенной Л.Г. Петерсон. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: Урок открытия нового знания.
Реализуя этапы данной технологии, и внедряя её в практику , я выявила следующие положения: процесс усвоения новых знаний должен быть осознанным и проходить в нескольких творческих этапах:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний. Для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог выдвигать гипотезы, осознавать противоречия и проводить их проверку, необходимо подготовить его мыслительную деятельность к проектировочной: активизировать ЗУН, провести тренинг соответствующих операций. Актуализация , по- моему мнению ,должна быть заложена в домашней работе и её дальнейшей проверке.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
5. Реализация построенного проекта.
Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждается различные варианты и выбирается оптимальный вариант. Преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающим ученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой задачи и участвовать в меру своих возможностей.
В других случаях проблемная ситуация может возникнуть в результате осознания противоречивости фактов, либо в результате невыполнимого задания. Главное ,не просто увидеть проблему , а понять и захотеть её решить.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально ,в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Таким образом, педагогическая задача моя состоит в подведении детей к осознанию затруднения и необходимости введения нового метода и понятия. Иногда я этим ограничиваюсь. Если ученик пришел поиску нового способа решения, то уже произошло « открытие» знания. Далее показываю способы решения проблемы: с использованием учебника, справочника или другой дополнительной литературы. Содействие отработке навыков поиска выхода из проблемной ситуации – основная педагогическая задача.
Что же дает такой подход к введению новых знаний? Я увидела, деятельностная технология способствует развитию умственных сил учащихся ( противоречия заставляют задуматься и искать выход); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и.т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения); деятельностная технология обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и не долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
В конечном счёте, использование данной технологии на уроках математики положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.
Результаты ЕМТ по математике:2008/09г-.68%; 2009/10- 76%; 2011/ (1 полугодие)-84%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30802.jpg)
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-234832-1364977344.jpg)
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027650-1522689552.jpg)
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физической культуры (плавания)
Особенности, цели, задачи и технологии формирования УУД на уроке физкультуры (плавания)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1087614-1543588484.jpg)
Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».
quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111488-1549173884.jpg)
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка»
Технология проблемно-диалогического обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1122624-1554049281.jpg)
Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»
Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-691004-1445178081.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...