Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика", 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_zanimatelnaya_matematika_gorelikova_ayu.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 486
Выборгского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ лицея № 486 __________________________ Ю.В. Васильева Приказ № 52 от 31.08. 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
по курсу внеурочной деятельности |
общеинтеллектуального направления |
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА |
Разработчик: учитель начальных классов
Гореликова АЮ.
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей начальных классов Протокол №1 «30 » августа 2021 г. |
Принята на педагогическом совете Протокол №1 « 31 » августа 2020 г. |
Санкт-Петербург
2021 год
Оглавление
- Пояснительная записка
Актуальность и перспективность курса
Направленность программы
Цели и задачи реализации программы
Возраст детей, на которых ориентирована программа
Сроки реализации программы
Объём часов, отведённых на занятия
Предполагаемые результаты освоения курса и характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
Ресурсы реализации программы
- Содержание курса
Краткое описание материала разделов
Формы и методы работы
Основные виды деятельности
- Календарно – тематическое планирование
- Лист коррекции полноты выполнения программы
- Приложения
- Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика программы.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Направление программы общеинтеллектуальное
Цель программы курса «Занимательная математика» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основными задачами являются:
-повышение эрудиции и расширение кругозора;
-формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
-развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 6 до 8 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка.
Его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Возраст детей 9-10 лет
Сроки реализации программы 1 год
Объём часов, отпущенных по программе 34 часа
Предполагаемые результаты реализации программы.
Приобретение социальных знаний, понимания социальных реальности и повседневной жизни
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин.
Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, получение нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни.
Приобретение опыта самостоятельного социального действия
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление.
Формы и методы работы
Формы занятий
| Методы и приемы: |
Дидактические средства:
Наглядный материал (математические игры, дидактический, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Все это опирается на развивающую среду, которая может строиться следующим образом:
1. Математические игры и развлечения:
-графические диктанты;
- игры-головоломки;
- задачи-шутки;
- ребусы, кроссворды, сканворды.
2. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
3. Дидактические игры:
- специально разработанные для обучения детей.
Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во взаимоотношениях педагога с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я».
Универсальные ценности самого ребёнка помогают открыть ценности других через способы социо-игровой технологии:
- образовывать малые группы; пары, тройки, четвёрки;
- договариваться и выполнять работу в малой группе;
- соблюдать правила социо-игр;
- гостевой обмен опытом.
При проведении игровых заданий и упражнений необходимо придерживаться следующих 9 правил социо-игровых подходов к педагогике:
- позиция учителя. Учитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
- снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
- свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
- смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;
- ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;
- преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно;
- движение или активность;
- жизнь детей в малых группах;
- принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия:
- не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;
- необходимо ставить детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи, учителя добиваются положительных результатов; создается атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости; осуществление гостевого обмена между группами с равными возможностями;
- развитие в детях уверенности в себе и своих товарищах; проявление искренней заинтересованности в достижениях детей; обучение детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
- проявление желания достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты;
- снятие с детей чувства страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Методы отслеживания результатов
- познавательная игра.
- проектные работы.
- игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- турнир по геометрии.
- блиц - турнир по решению задач.
-познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Ресурсы реализации программы
Литература для учителя | |
Основная: | |
Учебник для образовательных учреждений «Математика» 3 класс (авторЛ.Г.Петерсон издательство «ЮВЕНТА» 2012 год. | |
2. | 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год. |
3. | Фролова Н.А. “Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности”, журнал “Начальная школа”, 2006, №2, стр.50. |
Дополнительная: | |
1. | Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 3 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год. |
2. | В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. |
Литература для учащихся | |
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. (составитель Е. В. Языканова)/Учебно- методическое пособие, 1-2 класс. Москва: «Экзамен»,2010г. | |
Интернет-ресурсы | |
1. | http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/ |
2. | http://ps.1september.ru/ |
3. | http://www.standart.edu.ru/ |
4. | http://www.vestnik.edu.ru/ |
5. |
2. Содержание программы
Очень важную науку постигаем мы без скуки
Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
Занимательная геометрия Головоломки. Колумбово яйцо. Головоломка Пифагора. Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур. Турнир по геометрии
Развитие познавательных способностей
Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции.
Олимпиадные задания по математике Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.
Математические тренажёры. Блиц - турнир по решению задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность;
- работа над проектами;
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
3.1. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Дата | Формы организации деятельности обучающихся с указанием планируемых результатов |
1 | Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. | Познавательно- развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п. Задачи в стихах. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
2 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | Учебно-игровая деятельность. Экспромт - задачки и математические головоломки. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
3 | Логические математические задания. Ребусы. | Учебно-игровая деятельность. Логические математические задания. Ребусы. | |
4 | Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | Учебно-игровая деятельность. Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Умение работать в паре | |
5 | Колумбово яйцо. | Учебно-игровая деятельность Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
6 | Головоломка Пифагора | Учебно-игровая деятельность. Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Головоломки. Колумбово яйцо. Головоломка Пифагора. | |
7 | Работа над проектом «Во поле берёза стояла» | Проект. Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» | |
8 | Работа над проектом «Во поле берёза стояла» | Проект. Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» | |
9 | Объёмные геометрические фигуры. | Практическое занятие. Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование. | |
10 | Моделирование из объёмных геометрических фигур. | Практическое занятие. Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование. | |
11 | Турнир по геометрии | Викторина. Турнир по геометрии Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
12 | Игры на внимание. | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
13 | Игры на внимание. | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
14 | Развитие концентрации внимания. | Учебно-игровая деятельность. Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания; | |
15 | Тренажёры на развитие внимания. | Учебно-игровая деятельность. Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания; | |
16 | Тренировка слуховой памяти. | Практическое занятие. Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить умозаключения; | |
17 | Тренировка зрительной памяти. | Практическое занятие. Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти. | |
18 | Тренажёры на развитие памяти. | Практическое занятие. Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
19 | Тренажёры на развитие памяти. | Практическое занятие. Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
20 | Числовая и буквенная закономерность. | Практическое занятие. Составление закономерностей, решение логических задач. | |
21 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | Учебно-игровая деятельность. Составление закономерностей, решение логических задач. | |
22 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | Учебно-игровая деятельность. Составление закономерностей, решение логических задач. | |
23 | Логически - поисковые задания. | Учебно-игровая деятельность Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | |
24 | Работа с изографами и числографами. | Практическое занятие. Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти и внимания. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
25 | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | Практическое занятие. Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти и внимания. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
26 | Игры на развитие реакции. | Учебно-игровая деятельность. Игра «шифровальщики» | |
27 | Занимательные задачи. | Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Практическое занятие. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
28 | Занимательные задачи. | Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Практическое занятие. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; | |
29 | Логические задачи для юных математиков. | Практическое занятие. Учебно-игровая деятельность. Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. | |
30 | Логические задачи для юных математиков. | Практическое занятие. Учебно-игровая деятельность. Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. | |
31 | Задачи повышенной трудности. | Практическое занятие. Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. | |
32 | Решение нестандартных задач. | Практическое занятие. Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. | |
33 | Решение нестандартных задач. | Практическое занятие. Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. | |
34 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | Учебно-игровая деятельность. Викторина. Умение рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. |
Лист коррекции выполнения рабочей программы
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Период | Коли- чество часов по плану | Коли- чество часов по факту | Причина отставания | Способ устранения (вид коррекции – сокращение часов по разделу, использование резерва, замещение) |
1 четверть | ||||
2 четверть | ||||
3 четверть | ||||
4 четверть | ||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" 2019-2020 гг.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" разработана на основе авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волко...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" для 4 класса
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика с увлечением» для 4 класса, 34 часа составлена на основе авторской п...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" (2 класс)
Авторской программы «Математика с увлечением» заключается в том, что предметные знания, умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком явл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности« Математика и конструирование»
Цель курса: развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека.Задачи...