Методика экспериментального исследования математических представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка по математике

Комплекс  направлен на изучение навыков счета. Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения заданий. Первое задание предлагается в игровой форме с сюрпризным моментом, что способствует привлечению внимания ребенка и стимулирует активность в выполнении задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_schet.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

       Комплекс  направлен на изучение навыков счета. Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения заданий. Первое задание предлагается в игровой форме с сюрпризным моментом, что способствует привлечению внимания ребенка и стимулирует активность в выполнении задания.

Методика экспериментального исследования

1. Задание «Посчитай»

Цель: изучить навык прямого и обратного отвлеченного счета.

Оборудование: коробка, записка.

Ход:  Педагог привлекает внимание ребенка к коробке, лежащей на столе, и говорит: «Эту коробку нашли на берегу моря. Скорее всего, в ней лежат сокровища пиратского корабля. Давай откроем ее и посмотрим, что внутри». Педагог показывает ребенку, что в коробке лежит записка и читает ее: «Хочешь узнать, что внутри? Тогда выполни наши просьбы. Пираты». Далее педагог читает просьбы пиратов: «Посчитай от 1 до 10. А теперь посчитай от 10 до 1». Если ребенок не понимает смысла задания, взрослый дает образец действия и предлагает ребенку продолжить. Инструкция: «Я начну считать, а ты продолжай: 1, 2, …».

Оценка:

0 баллов: - смысла счета не понимает;

1 балл – знает отдельные числительные и называет их в беспорядке;

2 балла – знает несколько числительных (от одного до пяти) и называет их последовательно, но механически;

3 балла – устойчиво считает в пределах 1-2, дальше допускает ошибки;

4 балла - устойчиво считает в пределах 3-4, дальше допускает ошибки;

5 баллов - устойчиво знает последовательность чисел в пределах 5-7, при обратном счете допускает ошибки;

6 баллов - устойчиво считает в пределах 10 при прямом и обратном счете.

2. Задание «Волшебный мешочек»

Цель: изучить навык счета на наглядном материале.

Оборудование: коробка, 10 цветных камешков, мешочек из ткани.

Ход: педагог достает из мешочка камешки, раскладывает перед ребенком и просит сосчитать, сколько камешков лежит на столе. Если ребенок не понимает смысла задания, взрослый дает образец действия и предлагает ребенку продолжить. Инструкция: «Я начну считать (указывает на соответствующий камешек), а ты продолжай: 1, 2, …».Ребенок называет итог счета. Затем педагог говорит: «Я буду убирать по одному камешку, а ты называй, сколько камешков осталось».

Оценка:

0 баллов – смысла счета не понимает;

1 балл – знает отдельные числительные и называет их в беспорядке;

2 балла – знает несколько числительных (от одного до пяти) и называет их механически;

3 балла – устойчиво считает в пределах 1-2, дальше допускает ошибки;

4 балла – устойчиво пересчитывает предметы в пределах 3-4, дальше допускает ошибки; пересчет в обратном порядке от 3;

5 баллов– устойчиво пересчитывает предметы в пределах 5-7, дальше ошибается; называет итоговое число; пересчет в обратном порядке от 5;

6 баллов - устойчиво пересчитывает предметы в пределах 10; правильно называет итоговое число; пересчет в обратном порядке более чем от пяти;

1.3. Задание «Какой по счету?»

Цель: изучить навык порядкового счета;

Оборудование: цветные камешки

Ход: педагог раскладывает перед ребенком в ряд 7 цветных камешков, просит показать первый, второй, третий, последний, предпоследний камешки. Спрашивает: «Какой по счету синий камешек? А зеленый? (2 и 5). Посчитай по порядку все камешки. Посчитай в обратном порядке».

Оценка:

0 баллов –не имеет представлений о порядковых числительных;

1 балл– понимает значение хотя бы одного из слов «первый», «последний», правильно показывает;

2 балла – правильно показывает и иногда называет «первый, последний» предмет;

3 балла – знает порядковые числительные «первый», «второй», «последний», правильно показывает и иногда называет;

4 балла – знает порядковые числительные «первый», «второй», «третий», «последний», правильно показывает и, как правило, называет;

5 баллов – знает порядковые числительные «первый», «второй», «третий», «четвертый», «последний», правильно показывает и, как правило, называет;

6 баллов – знает, правильно показывает и называет порядковые числительные;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика БУД по математике 1-4 класс, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Диагностика составлена для детей с умственной отсталостью, обучаемых по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. –Москва.: «Просвещении», 2011; под ред...

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка с в это общество, для его социализации и адаптации. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего ви...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Консультация для родителей "Особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью"

В работе раскрыты особенности усвоения материала при усвоении числового ряда, при проведении операций  числами, при решении задач, при изучении геометрического материала учащимися с интеллектуаль...

Индивидуальный подход при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

     Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебны...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Методическая разработка на исследование памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Задача установить какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.1.       Методика &la...