Индивидуальный подход при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
статья

Пивовар Светлана Анатольевна

       Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Пивовар С.А.,

учитель ГБОУ школа №7

 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Индивидуальный подход при работе с обучающимися

с интеллектуальной недостаточностью.

        Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

        Индивидуальный подход  направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень  сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.),  так и его специфические  особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

       Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

     Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе  представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке  СИПР для обучающихся с умственной отсталостью (И.М. Бгажнокова, А.Д. Вильшанская, М.В. Жигорева, А.В. Закрепина, В.В. Коркунов, И.С. Макарьев, Е.А. Стребелева, Е.А. Ямбург и др.).

       Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

      Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

       Как отмечает В.В. Воронкова, индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Об этом же пишут С.Д. Забрамная и Ю.С. Костенкова: «Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие свойств внимания умственно отсталых детей, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы».

      Прежде чем реализовывать принцип индивидуального похода, необходимо тщательное изучение учащихся: их индивидуальных особенностей, уровень знаний и умений.           

      Успешность применения индивидуального подхода к учащимся определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказание своевременной помощи ребёнку в случае возникновения у него затруднений.

    Расскажу о том, как я осуществляю индивидуальный подход в обучении. Так как я учитель надомного обучения, то возможностей применять индивидуальный подход у меня много, по сравнению с учителем,  работающим на классе. Годовое планирование для работы я составляла на основе Программы VIII под редакцией Воронковой. У меня два ученика 1 класса VIII вида. Программа одна и та же, но скорректирована к каждому ученику.  И методы преподавания  и работы –разные. Ваня  говорящий, уже знает некоторые буквы, счёт до 5. Может работать с учебником, но недолго.  Устал - переходим на работу с пазлами,  штриховки, обводку, раскрашивание. Смена деятельности положительно влияет на дальнейшую работу.

      А вот Юра оказывается совершенно не готов к школьному обучению. У него преобладает игровая деятельность, отсутствует интерес к учёбе.  Не понимает правил поведения в школе и на уроке в частности. Самое главное – он плохо  говорящий.  Иногда  не может сидеть на уроке и воспринимать хоть какую-то информацию. Такой метод обучения как беседа у нас не возможен в принципе. Многие понятия мы заменяем знаками - символами (пиктограммами), что очень помогает нам в работе на уроках «Мир природы и человека» и «Речевая практика». Структура урока строится на показе и повторении. Весь материал мне постоянно приходится перерабатывать, адаптируя его под ребёнка. Очень сложными для восприятия ему  оказались и учебники. В ходе урока мы учебниками не пользуемся, всё заменено карточками, картинками.

       Как же мы работаем? На уроках чтения у нас набор букв, они достаточно большого размера, удобны.  Я  называю буквы, ученик повторяет.  Или найти из нескольких букв нужную. Всё это происходит в игровой форме.  Для уроков «Мир природы и человека» мы ведём специальные альбомы. В них каждое понятие – это картинка с надписью, которая добавляется карточкой – словом. Это уже элементы глобального чтения. Ученик любит такие уроки. На каждом уроке я использую задания по раскрашиванию. Это и моторику развивает и цветовосприятие.  Буквы и цифры мы раскрашиваем, обводим по точкам, выделяем среди остальных. Рисуем на разных поверхностях, выкладываем из палочек.

      Таким образом, я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

    Основная установка при проведении занятий с умственно отсталыми детьми – организация их активной практической деятельности. Обязательная эмоциональная  положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход в работе со школьниками, имеющими недостатки в развитии речи.

Индивидуальный подход на логопедических занятиях со школьниками....

Индивидуальное и дифференцированное обучение.Индивидуальный подход в работе с детьми.

В материале изложены  развивающие возможности  учебного материала традиционной системы обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихсяпри обучении. Направления индивидуали...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Данная примерная программа учитывает формирование социальных навыков, коммуникативных умений, коммуникативных функций речи, совершенствование навыков самообслуживания и т.д. Уникальность данной програ...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью»"

В работе раскрываются понятия "индивидуальный и дифференцированный" подход, способы реализации дифференированного подхода на разных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, п...

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"...