Конспект урока по математике "Чтение и запись многозначных чисел. Разряды и классы"
проект по математике (4 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkrytogo_uroka_matematiki.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого урока на Республиканский конкурс «Учитель года-2020»

Предмет: Математика

Класс: 4

Тип урока по ФГОС: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

УМК:  «Математика»  В.В. Давыдов, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина (система Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова)

Учитель: Беляева Наталья Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Тема

Чтение и запись многозначных чисел. Разряды и классы

Цель

Содержательная: выявление и обобщение уровня знаний учеников о многозначных числах, классах и разрядах.

Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Планируемые результаты

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, понимают смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществляют моделирование, анализ, сравнение многозначных чисел; делают выводы.

Коммуникативные: учитывают мнение партнёра, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение

Предметные: повторить и обобщить умение работать  с таблицей разрядов многозначных чисел; читать и записывать многозначные числа; выполнять устные вычисления, содействовать развитию навыков, основанных на знании нумерации чисел, умение решать составные задачи.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, проектор, учебники, тетради, карты успеха, карточки с заданиями, доски для групповой работы, маркеры, смайлики.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверка готовности к работе учащихся. Тренинг-настрой на работу.

- Ребята, я рада всех вас видеть на уроке.

Для успешной работы нам сегодня понадобятся:

- внимательные глаза,

- чуткие уши,

- ловкие руки,

- сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

Улыбнёмся и начнем работу.

Слайд1 Карта успеха

- Ребята! У каждого из вас есть карта успеха. Вы будете себя оценивать на протяжении всего урока, выполняя задания.

+  – я доволен своей работой;

  – я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки;

-   – я часто ошибался, не понял

Проверка своей готовности к уроку.

Настрой на урок.

Рассмотрение карты успеха.

Карта успеха

+      я доволен своей работой;

┴     я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки;

-      я часто ошибался, не понял

Задания

Оценивание

1 Построение ряда многозначных чисел в порядке увеличения

   2.Математический диктант «Самые»

   3. Решение задачи

 4. Тест

Познавательные: формулирование познавательной цели, использование имеющихся навыков для решения поставленной задачи;

личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;

коммуникативные: настрой на сотрудничество, умение слушать и слышать, точно и правильно выражать свои мысли;

регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места; постановка учебной задачи, целеполагание, планирование

II.

Целеполагание.

 

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для постановки темы и цели урока

Формулирование темы и цели урока

- Чтобы узнать тему урока поработаем в парах. У каждого из вас на столе карточки № 1. Расположите числа в порядке увеличения и прочитайте получившееся слово

599

800

260

813

360

999

901

643

351

1005

2483

937

г

з

м

н

о

н

а

о

н

ы

е

ч

-Что в математике называют многозначными?

-О чем сегодня будем говорить на уроке?

А что мы с ними будем делать?

Тема нашего урока: «Чтение и запись многозначных чисел»

Знакома ли вам эта тема? Значит,  цель нашего урока: повторить и обобщить знания о многозначных числах

(Слайд 2 «Чтение и запись многозначных чисел»)

Оцените свою работу по карте успеха.

Учащиеся читают получившийся ряд чисел и называют слово «Многозначные»

- Многозначные числа

- О многозначных числах

-Читать, записывать, решать примеры.

Дети оценивают свою работу

III.Актуализация знаний.

 «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с историческими сведениями о многозначных числах

На доске появляется число:   387121005100

- Это многозначное число? Можете ли вы его прочитать? Почему трудно? Что нужно знать, чтобы прочитать и записать такие числа? Слайд 3 -  правила чтения чисел. Прочитайте число

-Как же в древности читали и записывали числа? Давайте посмотрим.

Слайд 4: Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами: вертикальная палочка обозначала единицу, а угол из двух лежащих палочек – десяток.

 Слайд 5: Архимед, один из гениальнейших математиков, придумал названия громадных чисел, но не додумался до нуля. Он назвал  единицу единицей чисел первых, а мириаду мириад, то есть 100миллионов — единицей чисел вторых. Мириаду мириад чисел вторых он назвал единицей чисел третьих и так вел счёт до мириады мириад чисел мириадо-мириадных.

 Слайд 5: Система счета, которой мы пользуемся сегодня, была изобретена в Индии 1000 лет назад и распространилась по всей Европе. Это десятичная система счисления

Пытаются прочитать число, делают вывод, что трудно. Вспоминают правила чтения и записи чисел, проговаривают их:

-Для чтения числа нужно разбить их на классы, начиная отсчитывать справа налево по 3 цифры, поставить точки. Затем читаем слева направо, называя классы. Класс единиц не называем. Читают число на доске

коммуникативные: умение точно выражать свои мысли; владение монологической речью.

Личностные: принятие жизненных целей, осознание

IV. Обобщение и повторение изученного.

Цель.

Уточнить и систематизировать знания детей о классах и разрядах многозначных чисел

Давайте посмотрим, какие знания по этой теме вы имеете.

-Поработаем с таблицей классов и разрядов. Откройте учебник на стр.8 № 24.

Какие классы показаны в таблице? Читаем, начиная с малого класса. После миллиона какой идет класс?

В классы объединяются разряды.

- Сколько разрядов в каждом классе?

-Единицы каких разрядов образуют 1 класс?

-Единицы каких разрядов образуют 2 класс?

-А как образуется следующий разряд?

Прочитайте числа в таблице (по 1 ученику)

Рассматривают таблицу, называют названия классов, разрядов. Читают числа в таблице.

- Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Класс миллиардов.

- 3 разряда: единицы, десятки, сотни.

- Единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч. 

-10 единиц 1 десяток, 10 десятков 1 сотня, 10 сотен 1 тысяча и т. д.

Читают числа: 51, 513, 5000, 51000, 513000, 5000000, 51000000, 513000000.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений.

личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи;

регулятивные:самооценка – осознание уровня усвоения;

коммуникативные: строить конструктивный диалог, принимать точку зрения другого.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

 Цель:

формировать умение  записывать многозначные  чисел

-А вы умеете многозначные  числа записывать? Давайте проверим. Поработаем в тетрадях.

Откройте тетради, запишите  дату  и классная работа.

- Прежде чем начать работать, давайте проконтролируем себя:

Ноги? -На месте

-Руки? -На месте

-Локти? - У края

-Спина? - Прямая!

Слайд 6. Математический  диктант «Самые»:

Слайд 7. Самые высокие горы России – Эльбрус – 5642м.

Слайд 8.Самые глубокие впадины: Марианская – 11 034м,

Слайд 9.Курило – Камчатская в Тихом океане – 10 542м.

Слайд 10.Самое глубокое озеро на Земле: Байкал, его глубина – 1 741м.

Слайд11.Самая длинная река России Лена – 4 400 000м.

Проверка сразу на слайдах

Оцените свою работу в карте успеха.

-Что нужно знать, чтобы правильно прочитать и записать многозначные числа?

Запись в тетради даты и вида работы.

Контролируют правильную осанку.

Записывают числа в тетради в строчку через запятую.

Проверяют себя.

Оценивают свою  работу

-Нужно знать правила деления числа на разряды и классы

Познавательные

личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей;

регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки;

коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли.

VI.Физминутка

 с устным счетом.

Давайте отдохнем.

 Слайд11.

Столько раз ногою топнем   60:10

Столько раз руками хлопнем 300: 100

Мы присядем столько раз  44: 11

Мы наклонимся сейчас   40:10

Мы подпрыгнем ровно столько 500: 100

Ай да счет, игра и только!

-Садитесь, продолжим урок

Решают примеры устно, выполняют движения

VII. Решение задачи

Работа в группах

Цель.

На доске задача. Прочитайте ее.

В буфет привезли 75 кг крупы – гречку и рис. Гречку расходовали 3 дня по 9 кг в день, а рис – по 8 кг вдень. Сколько дней расходовали рис?

-О чем эта задача? Что известно? Каков вопрос задачи?

Работаем в группах по 4 человека. Повернитесь друг к другу. На досках вы составляете схему задачи.

Давайте рассмотрим готовые схемы. Вы согласны? Почему так (или не так)? (Схема появляется на слайде)

Составим план решения задачи.

Запишите решение в тетради.

А к доске выходят 3 ученика  по очереди и записывают с объяснением по одному действию.

Задача решена. Оцените свою работу в карте успеха

Читают задачу.  Садятся в группы, составляют схему.

1 человек из каждой группы выходит к доске с готовой схемой. Обсуждают правильность составленной схемы.

Объясняют план решения:

-Сначала находим, сколько израсходовали всего гречки.

-Затем находим, сколько всего израсходовали риса

-Третьим действием находим, сколько дней расходовали рис.

1) 9·3=27 (кг) гречки

2) 75-27= 48 (кг) риса

3) 48: 8=6 (дней)

Ответ: 6 дней

 личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей;

регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки;

коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли.

VIII. Самостоятельная работа

А сейчас проверим, как вы усвоили полученные знания.

Вам предлагается мини-тест из 5 заданий. Подпишите листочек. Выберите в каждом задании один правильный ответ и обведите его номер.

Тест

1.В  каждом классе  содержится:

а) 1 разряд:   б) 5 разрядов;  в)3 разряда.

     2. Классы называются:

а) класс единиц, класс десятков, класс сотен.

б) класс единиц, класс тысяч, класс миллионов.

     3. Самое маленькое число:

а) 6940;  б) 6090;  в) 6400;  г) 6049.

     4.При делении на 100 надо убрать:

а) один нуль;

б) два нуля;

в) три нуля.

     5. Обведи правильный ответ, получившийся в выражении:

                          40·(359 - 350) : 2 =

а) 160;  б) 180;  в) 190.

Проверка по слайду. Оцените себя по карте успеха

Дети решают тест, проверяют по слайду.

  1. В
  2. Б
  3. Г
  4. Б
  5. б

IX. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Посмотрите в свои карты успеха. Все ли у вас получилось, были ли затруднения?

Закончите предложения:

1.У меня получилось…

2. Я испытывал затруднения….

3. Я хочу научиться ....

-Какое настроение у вас? Покажите его на смайликах с обратной стороны карты успеха, дорисуйте.

Покажите всем.

Высказываются о своих успехах и неудачах, показывают настроение

Личностные: осознание уровня личных достижений; адекватная самооценка. 

коммуникативные умение полно и точно выражать свои мысли.

X . Д/з.

Приготовьте сообщения об истории возникновения чисел. Это может быть вашим проектом.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Конспект урока математики «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление». 3 класс

Цель урока: Совершенствовать: навык письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное число.Задачи:  - закреплять умения и навыки умножения и деления многозначного числа на одноз...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" 4 класс Школа России

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел»  Цели урока:  Учить складывать и вычитать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре...

Конспект урока математики "Название и запись трёхзначных чисел"(2 класс)

Конспект урока математики "Название и запись трёхзначных чисел"(2 класс)...

Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс

Конспект урока математики предназначен для отработки навыка  приема  письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...

Запись многозначных чисел в пределах класса миллионов

План- конспект урока математики в 4 классе по теме: "Запись многозначных чисел в пределах класса миллионов"...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" (2 класс) УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:Формировать умение выполнять письменное сложения   и вычитания многозначных чисел;Планируемые  результаты Предметные:владеть общими приемами вычисления; у...