Тема | Чтение и запись многозначных чисел. Разряды и классы |
Цель | Содержательная: выявление и обобщение уровня знаний учеников о многозначных числах, классах и разрядах. Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний. |
Планируемые результаты | Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, понимают смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществляют моделирование, анализ, сравнение многозначных чисел; делают выводы.
Коммуникативные: учитывают мнение партнёра, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение Предметные: повторить и обобщить умение работать с таблицей разрядов многозначных чисел; читать и записывать многозначные числа; выполнять устные вычисления, содействовать развитию навыков, основанных на знании нумерации чисел, умение решать составные задачи.
|
Оборудование | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, учебники, тетради, карты успеха, карточки с заданиями, доски для групповой работы, маркеры, смайлики.
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверка готовности к работе учащихся. Тренинг-настрой на работу. - Ребята, я рада всех вас видеть на уроке. Для успешной работы нам сегодня понадобятся: - внимательные глаза, - чуткие уши, - ловкие руки, - сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение! Улыбнёмся и начнем работу. Слайд1 Карта успеха - Ребята! У каждого из вас есть карта успеха. Вы будете себя оценивать на протяжении всего урока, выполняя задания. + – я доволен своей работой; ┴ – я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки; - – я часто ошибался, не понял
| Проверка своей готовности к уроку. Настрой на урок. Рассмотрение карты успеха. Карта успеха
+ я доволен своей работой;
┴ я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки;
- я часто ошибался, не понял
| Задания | Оценивание | 1 Построение ряда многозначных чисел в порядке увеличения |
| 2.Математический диктант «Самые» |
| 3. Решение задачи |
| 4. Тест |
|
| Познавательные: формулирование познавательной цели, использование имеющихся навыков для решения поставленной задачи; личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; коммуникативные: настрой на сотрудничество, умение слушать и слышать, точно и правильно выражать свои мысли; регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места; постановка учебной задачи, целеполагание, планирование |
II. Целеполагание. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для постановки темы и цели урока Формулирование темы и цели урока | - Чтобы узнать тему урока поработаем в парах. У каждого из вас на столе карточки № 1. Расположите числа в порядке увеличения и прочитайте получившееся слово 599 | 800 | 260 | 813 | 360 | 999 | 901 | 643 | 351 | 1005 | 2483 | 937 | г | з | м | н | о | н | а | о | н | ы | е | ч |
-Что в математике называют многозначными? -О чем сегодня будем говорить на уроке? А что мы с ними будем делать? Тема нашего урока: «Чтение и запись многозначных чисел» Знакома ли вам эта тема? Значит, цель нашего урока: повторить и обобщить знания о многозначных числах (Слайд 2 «Чтение и запись многозначных чисел») Оцените свою работу по карте успеха. | Учащиеся читают получившийся ряд чисел и называют слово «Многозначные»
- Многозначные числа - О многозначных числах -Читать, записывать, решать примеры. Дети оценивают свою работу |
III.Актуализация знаний. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с историческими сведениями о многозначных числах | На доске появляется число: 387121005100 - Это многозначное число? Можете ли вы его прочитать? Почему трудно? Что нужно знать, чтобы прочитать и записать такие числа? Слайд 3 - правила чтения чисел. Прочитайте число -Как же в древности читали и записывали числа? Давайте посмотрим. Слайд 4: Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами: вертикальная палочка обозначала единицу, а угол из двух лежащих палочек – десяток. Слайд 5: Архимед, один из гениальнейших математиков, придумал названия громадных чисел, но не додумался до нуля. Он назвал единицу единицей чисел первых, а мириаду мириад, то есть 100миллионов — единицей чисел вторых. Мириаду мириад чисел вторых он назвал единицей чисел третьих и так вел счёт до мириады мириад чисел мириадо-мириадных. Слайд 5: Система счета, которой мы пользуемся сегодня, была изобретена в Индии 1000 лет назад и распространилась по всей Европе. Это десятичная система счисления | Пытаются прочитать число, делают вывод, что трудно. Вспоминают правила чтения и записи чисел, проговаривают их: -Для чтения числа нужно разбить их на классы, начиная отсчитывать справа налево по 3 цифры, поставить точки. Затем читаем слева направо, называя классы. Класс единиц не называем. Читают число на доске | коммуникативные: умение точно выражать свои мысли; владение монологической речью.
Личностные: принятие жизненных целей, осознание |
IV. Обобщение и повторение изученного. Цель. Уточнить и систематизировать знания детей о классах и разрядах многозначных чисел | Давайте посмотрим, какие знания по этой теме вы имеете. -Поработаем с таблицей классов и разрядов. Откройте учебник на стр.8 № 24. Какие классы показаны в таблице? Читаем, начиная с малого класса. После миллиона какой идет класс? В классы объединяются разряды. - Сколько разрядов в каждом классе? -Единицы каких разрядов образуют 1 класс? -Единицы каких разрядов образуют 2 класс? -А как образуется следующий разряд? Прочитайте числа в таблице (по 1 ученику)
| Рассматривают таблицу, называют названия классов, разрядов. Читают числа в таблице. - Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Класс миллиардов. - 3 разряда: единицы, десятки, сотни. - Единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч. -10 единиц 1 десяток, 10 десятков 1 сотня, 10 сотен 1 тысяча и т. д. Читают числа: 51, 513, 5000, 51000, 513000, 5000000, 51000000, 513000000. | Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений. личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи; регулятивные:самооценка – осознание уровня усвоения; коммуникативные: строить конструктивный диалог, принимать точку зрения другого. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: формировать умение записывать многозначные чисел
| -А вы умеете многозначные числа записывать? Давайте проверим. Поработаем в тетрадях. Откройте тетради, запишите дату и классная работа. - Прежде чем начать работать, давайте проконтролируем себя: Ноги? -На месте -Руки? -На месте -Локти? - У края -Спина? - Прямая!
Слайд 6. Математический диктант «Самые»: Слайд 7. Самые высокие горы России – Эльбрус – 5642м. Слайд 8.Самые глубокие впадины: Марианская – 11 034м, Слайд 9.Курило – Камчатская в Тихом океане – 10 542м. Слайд 10.Самое глубокое озеро на Земле: Байкал, его глубина – 1 741м. Слайд11.Самая длинная река России Лена – 4 400 000м. Проверка сразу на слайдах Оцените свою работу в карте успеха. -Что нужно знать, чтобы правильно прочитать и записать многозначные числа? | Запись в тетради даты и вида работы. Контролируют правильную осанку.
Записывают числа в тетради в строчку через запятую. Проверяют себя. Оценивают свою работу
-Нужно знать правила деления числа на разряды и классы | Познавательные личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей; регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки; коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли.
|
VI.Физминутка с устным счетом. | Давайте отдохнем. Слайд11. Столько раз ногою топнем 60:10 Столько раз руками хлопнем 300: 100 Мы присядем столько раз 44: 11 Мы наклонимся сейчас 40:10 Мы подпрыгнем ровно столько 500: 100 Ай да счет, игра и только! -Садитесь, продолжим урок | Решают примеры устно, выполняют движения |
|
VII. Решение задачи Работа в группах Цель.
| На доске задача. Прочитайте ее. В буфет привезли 75 кг крупы – гречку и рис. Гречку расходовали 3 дня по 9 кг в день, а рис – по 8 кг вдень. Сколько дней расходовали рис? -О чем эта задача? Что известно? Каков вопрос задачи? Работаем в группах по 4 человека. Повернитесь друг к другу. На досках вы составляете схему задачи. Давайте рассмотрим готовые схемы. Вы согласны? Почему так (или не так)? (Схема появляется на слайде) Составим план решения задачи. Запишите решение в тетради. А к доске выходят 3 ученика по очереди и записывают с объяснением по одному действию.
Задача решена. Оцените свою работу в карте успеха | Читают задачу. Садятся в группы, составляют схему. 1 человек из каждой группы выходит к доске с готовой схемой. Обсуждают правильность составленной схемы. Объясняют план решения: -Сначала находим, сколько израсходовали всего гречки. -Затем находим, сколько всего израсходовали риса -Третьим действием находим, сколько дней расходовали рис. 1) 9·3=27 (кг) гречки 2) 75-27= 48 (кг) риса 3) 48: 8=6 (дней) Ответ: 6 дней | личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей; регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки; коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли.
|
VIII. Самостоятельная работа | А сейчас проверим, как вы усвоили полученные знания. Вам предлагается мини-тест из 5 заданий. Подпишите листочек. Выберите в каждом задании один правильный ответ и обведите его номер. Тест 1.В каждом классе содержится: а) 1 разряд: б) 5 разрядов; в)3 разряда. 2. Классы называются: а) класс единиц, класс десятков, класс сотен. б) класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. 3. Самое маленькое число: а) 6940; б) 6090; в) 6400; г) 6049. 4.При делении на 100 надо убрать: а) один нуль; б) два нуля; в) три нуля. 5. Обведи правильный ответ, получившийся в выражении: 40·(359 - 350) : 2 = а) 160; б) 180; в) 190. Проверка по слайду. Оцените себя по карте успеха | Дети решают тест, проверяют по слайду. - В
- Б
- Г
- Б
- б
|
|
IX. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Посмотрите в свои карты успеха. Все ли у вас получилось, были ли затруднения? Закончите предложения: 1.У меня получилось… 2. Я испытывал затруднения…. 3. Я хочу научиться .... -Какое настроение у вас? Покажите его на смайликах с обратной стороны карты успеха, дорисуйте. Покажите всем.
| Высказываются о своих успехах и неудачах, показывают настроение | Личностные: осознание уровня личных достижений; адекватная самооценка. коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
|
X . Д/з. | Приготовьте сообщения об истории возникновения чисел. Это может быть вашим проектом. Спасибо за урок! |
|