Тема: "Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания" (1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по математике. Тема: "Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания" (1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 25.02.2021

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1

Тип урока: урок - рефлексии

Тема: Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания

Цели:

Содержательная: создание условий для закрепления приёма вычитания вида 8, 9, 10-.

Деятельностная: закрепить умения выполнять вычисления вида 8, 9, 10-, опираясь на связь между суммой и слагаемыми.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение знать и применять таблицу сложения;

2. Развивать умение выполнять вычисления вида 8, 9, 10-;

3. Развивать вычислительные навыки;

4. Формировать умение решать простые задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание таблицы сложения;

2. Умение выполнять  вычисления вида 8, 9, 10-;

3. Усовершенствованные вычислительные навыки;

4. Умение решать простые задачи.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: демонстративный материал

Образовательный ресурс: Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Моро, . – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2019 – С. 35

План урока:

1. Этап самоопределения

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Этап актуализации знаний и фиксирования затруднения

2.1. Расшифруй слова

2.2. Работа над задачами

3. Этап постановки учебных задач, цели урока

4. Этап составления плана, стратегии по решению затруднения

5. Этап реализации выбранного проекта

5.1. Решение задачи №1 устно

5.2. Решение задачи №2

5.3. Выполнение задания №5

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

6.1. Решение задачи №3

6.2. Выполнения задания №4

6.3. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

7. Этап рефлексии учебной деятельности

7.1. Подведение итогов

7.2. Рефлексия

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап самоопределения

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Витальевна.

1.2. Проверка готовности к уроку                                                                    - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, цветные карандаши.

1.3. Этический заряд  

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок сразу стало светлее в классе.                                                                                

Приветствуют учителя

Проверяют, всё ли у них готово к уроку

Дети садятся на свои места

Визуальный внешний контроль  за готовностью детей к уроку

Л1

2. Этап  актуализации знаний и фиксирования затруднений

2.1. Расшифруй слова

- Перед вами выражения, определив значение которых, мы разгадаем зашифрованное слово.

- Сначала найдём значения всех выражений.

- Запишите под каждым числом соответствующую ему букву.

- Какое слово получилось? (улыбка)

7+2=9  -   К

6-1=5   -   У

10-2=8 -   Б

8-2=6   -  Л

9+1=10 - А

4+3=7  -  Ы

5   6    7    8   9   10

У  Л   Ы   Б   К  А

- Получилось слово улыбка. И мы с вами в начале урока подарили друг другу улыбку и хорошее настроение.

2.2. Работа над задачами

- Ребята, я вам сейчас буду читать задачи, некоторые из них будут похожими, но вы слушайте их внимательно, и тогда вы точно сможете правильно решить все задачи.

1. У Кати 5 шоколадных конфет и 3 карамели. Сколько всего конфет у Кати?

- Объясни, как ты считал?

2. У Кати 5 шоколадных конфет, а карамелей на 3 меньше. Сколько карамелей у Кати?

- Объясни, как ты считал?

3. У Кати 5 шоколадных конфет и 3 карамели. На сколько шоколадных конфет больше, чем карамелей?

- Объясни, как ты считал?

4. В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков. На сколько ромашек меньше, чем колокольчиков?

- Объясни, как ты считал?

5. В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков. Сколько всего цветов в вазе?

- Объясни, как ты считал?

6. В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков на 5 больше. Сколько колокольчиков в вазе?

- Объясни, как ты считал?

7. В вазе 5 колокольчиков, а ромашек на 4 меньше. Сколько ромашек в вазе?

- Объясни, как ты считал?

- Хорошо, молодцы!

- Какие умения мы закрепляли, выполняя задания на данном этапе урока?

Дети решают примеры и составляют слово

Решают задачи

Фронтальный и индивидуальный опрос

Пр1

Л2

Пр3

Пр4

П4

3. Этап  постановки учебных задач, цели урока

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр.35, посмотрите на поля.

- Ребята, к нам сегодня пришёл Математик?

- Значит, что мы сегодня с вами будем делать?

- Посмотрите на задания, которые даны на этой странице и сформулируйте тему урока.

- Давайте я вам подскажу, посмотрите внимательно на задание под номером 4. Что в нём необходимо выполнить?

- А какую цель мы можем поставить?

- Нет

- Закреплять изученный материал

- Вычитание из чисел

8, 9, 10

-  Закрепление умения выполнять вычисления вида

8, 9, 10-

Фронтальная

Р1

П1

4. Этап  составление плана, стратегии по разрешению затруднения

- Просмотрите задания на странице. Какие задания мы будем выполнять для достижения нашей поставленной цели?

- Решать задачи и примеры

Фронтальная

5. Этап  реализация выбранного проекта

5.1. Решение задачи №1 устно

- Найдите №1.

- Прочитайте задание

- Что нам нужно сделать?

- Нам необходимо составить задачи по рисункам и решить их.

- Составьте по первому рисунку такую задачу, чтобы решение подходило к первому выражению.

- Назовите решение задачи.

- А теперь составьте задачу с этими же данными, но чтобы она решалась вычитанием.

- Как решить эту задачу?

- Что вы заметили?

5.2. Решение задачи №2

- Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, 25 февраля, и классная работа.

- Найдите задание №2. Подпишите его в тетради.

- Прочитайте задачу про себя

- Прочитает вслух задачу…

- О ком говорится в задаче?        

- Что папа и сын делали?

- Давайте составим краткую запись к задаче вместе, я на доске, а вы в своих рабочих тетрадях.

                                         Папа - 10 раз

                                         Сын – 6 раз

- Сколько раз подтянулся папа на турнике?

- Сколько раз подтянулся сын?

- Как звучит вопрос задачи?

- Как это показать в краткой записи?

- Как ответить на вопрос задачи? Каким действием будет выполняться решение?

- Как записать решение математически?

- К доске пойдёт и запишет решение задачи…

- Остальные записывают решение задачи в тетрадях.

- Что мы забыли написать?

- Записываем ответ задачи.

5.3. Выполнение задания №5

- Задание №5 я написала на доске. Давайте выполним данное задание.

(по очереди выходят 4 ученика и заполняют пропуски)

- Сколько необходимо прибавить к двум, чтобы получить в результате число 9?

- Сколько надо прибавить к четырём, чтобы сумма была равна 10?

- Сколько надо прибавить к семи, чтобы в ответе получить число 10?

- Сколько необходимо прибавить к четырём, чтобы в ответе было число 8?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Ребята, что мы делали на данном этапе урока?

        

- На столе 3 бублика, 7 бубликов уже повесили на верёвочку. Сколько всего бубликов?

- 3+7=10 (б.)

- На верёвочке было 10 бубликов. Сняли 3 бублика. Сколько бубликов осталось?

- 10-3=7 (б.)

- Что по аналогии составляются и решаются задачи по второму рисунку.

- О папе и о его сыне

- Подтягивались на турнике

- 10 раз

- 6 раз

- На сколько раз больше подтянулся папа, чем сын?

- Стрелочкой

- Вычитанием

- 10-6=4 (р.)

- Ответ задачи

- 7

- 6

- 3

- 4

- Решали задачи и примеры

Фронтальный и индивидуальный опрос

К1

Пр4

К2

Пр2

Пр3

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

6.1. Решение задачи №3

- Найдите задачу №3.

- Прочитайте про себя

- Вслух прочитает…

- О ком говорится в задаче?

- Давайте запишем краткую запись задачи, к доске пойдёт…

Коля - 9 лет

Сестра – на 2 года < 

- Сколько Коле лет?

- Сколько лет его сестре?

- Какой вопрос задачи?

- Как ответить на вопрос задачи?

- Как записать это математически?

- Решение задачи запишет на доске…

- Остальные самостоятельно в тетрадях.

- Записываем ответ задачи.

6.2. Выполнения задания №4

- Найдите задание №4.

- Что нам необходимо выполнить?

- Правильно, давайте заполним таблицу.

- Рассмотрим пример: уменьшаемое – 8, вычитаемое – 3, разность – 5.

- Как записать это математически?

- Подпишите задание №4

- Аналогично выполняем следующее.

9-4=5

9-5=4

9-6=3

10-7=3

10-8=2

10-9=1

6.3. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

- Найдите примеры за красной чертой.

- Давайте с вами решим примеры первого столбика вместе и вспомним, как называются компоненты при вычитании.

10-2=8

8-3=5

8-6=2

- Третий столбик выполните самостоятельно в тетради.

- Проверим, как вы решили примеры, читая их с названиями компонентов.

2+6=8

1+9=10

3+5=8

- И напоследок давайте решим примеры последнего столбика.

10-6=4

9-8=1

10-7=3

- О Коле и о его сестре

- 9 лет

- Сестра на 2 года младше брата

- Сколько лет Колиной сестре?

- Надо вычесть

- 9-2=7 (л.)

- Заполнить таблицу

- 8-3=5

Записывают примеры в тетрадь

- Уменьшаемое 10, вычитаемое 2, разность 8.

- Уменьшаемое 8,

вычитаемое 3, разность 5.

- Уменьшаемое 8,

вычитаемое 6, разность 2.

- Первое слагаемое 2, второе слагаемое 6, сумма равна 8.

- Первое слагаемое 1, второе слагаемое 9, сумма равна 10.

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма равна 8.

- Уменьшаемое 10,

вычитаемое 6, разность 4.

- Уменьшаемое 9,

вычитаемое 8, разность 1.

- Уменьшаемое 10,

вычитаемое 7, разность 3.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Л4

К1

Пр4

Л2

Пр2

К2

Пр2

Пр3

7. Этап рефлексии учебной деятельности

7.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока?

- Какую мы цель ставили перед собой?

- Достигли ли мы нашей цели?

7.2. Рефлексия «смайлики»

- Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока. У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Кому было трудно считать? Какие задачи надо поставить перед собой на следующие уроки, чтобы считать быстро и без ошибок?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания!

- Вычитание из чисел 8, 9, 10

- Закрепление умения выполнять вычисления вида

8, 9, 10-

- Да

Фронтальная, индивидуальная

П4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

связь сложения и вычитания

Формировать знание связи сложения и вычитания....

Урок математики в 1 классе по системе Занкова "Связь сложения и вычитания. Составление связанных между собой сумм и разностей"

Урок обобщения и систематизации знаний. У учащихся формируется умение устанавливать связь сложения и вычитания. На уроке формируется способность учащихся владеть математической речью, способность к са...

Конспект урока"Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания."

Конспект урока с использованием межпредметных связей (математика-окружающий мир), игровых технологий, ИКТ-технологии....

Технологическая карта "Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. УМК «Школа России»" 3 класс

Формирование научного мировоззрения,  развитие познавательного интереса учащихся, умение обобщать, анализировать и сравнивать на основе осмысления правил сложения и вычитания двузначных чисел....

Презентация к уроку математики 1 класс" Закрепление.Связь сложения и вычитания в пределах 10"

В презентации представлен материал к уроку математике 1 класса по учебнику Моро 2 часть.закрепляется знание состава чисел, умение составлять задачи по рисунку, решать пройденные задачи. повторить рабо...

Урок математики, 3 класс. "Повторение. Нумерация чисел.Устные и письменные приемы сложения и вычитания"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме " Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания". В урок включено использование интерактивные карточк...