Урок математики в 1 классе по системе Занкова "Связь сложения и вычитания. Составление связанных между собой сумм и разностей"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний. У учащихся формируется умение устанавливать связь сложения и вычитания. На уроке формируется способность учащихся владеть математической речью, способность к самооценке, умение ориентироваться в системе своих знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта, Наталья Ивановна Фёдорова.

МБОУ «Гимназия №25,Республика Татарстан ,город Нижнекамск.

Математика  , 1  класс, автор учебника  И.И.Аргинская, система Л.В. Занкова.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и направленности.

Тема урока: Связь сложения и вычитания. Составления связанных между собой сумм и разностей.

Цели:

Образовательные: формировать у учащихся умение устанавливать связь сложения и вычитание. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.  Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать чувство товаришества и коллективизма.

Формировать УУД:

-Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ;совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им.

-Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения:  метод практической деятельности, частично-поисковый, наглядный метод, исследовательский.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Самоопределение к деятельности  -

орг.момент

Организует ситуацию настроя обучающихся  на работу

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

У вас хорошее настроение?

Ну-ка покажи,дружок!

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ли весело глядят?

Слушайте внимательно

Работайте старательно.

-.Покажите своё настроение:зелёный-радостное, жёлтый-спокойное, красный-вы волнуетесь.Поэтому кому грустно-улыбнитесь.Думаю, что сегодняшний день принесет всем успехов  и.удачи.Итак,отправляемся путешествовать по стране Математика.

Настраиваются на активную работу на уроке

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

На партах лежат светофорики:

жёлтый,зелёный,красный.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Организует работу обучающихся  в тетради

Отгадайте-ка, ребята,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.

Что знаете о цифре 9?

Написать цифру 9 три раза.

9

Рассказ обучающихся о цифре 9

(подчёркивают зелёным карандашом правильно написанные цифры.)

2

Актуализация знаний

Устный счет

Станция «Весёлые задачки»

Выявляет уровень знаний

(на доске карточки с цифрами)

-Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё шести

.Дима всё ещё не может

До Серёжи дорасти.

А на сколько он моложе,

Мальчик Дима,чем Серёжа?

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро,детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Девять мальчиков из них.

А девчонок?Сколько их?

Организует проверку

-Назовите эти числа в порядке возрастания?

-Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число?.

Назовите предшествующее число для числа 10?

Назовите последующее число числа 7?

Найдите «лишнее» число?Почему?

Прочитайте ряд чисели

4

7

1

1,4,7……

1,4,7,10

1,4,7,10,9,8

(Обучающиеся  продолжают путешествие по станциям.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3

Постановка темы и целей урока.

Станция «Числовая» Математический диктант.

Напишите отрезок натурального ряда из 6 чисел, в котором второе число 3 слева.

2,3,4,5,6,7

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4

Работа над темой

 

Запишите сумму второго слева и последнего числа отрезка и найдите сумму

Составьте другие равенства, используя это равенство.

Учитель организует работу   у доски, и проверку.

 Активизация знаний  и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к пониманию сути  связи сложения и вычитания.Составления связанных между собой сумм и разностей.

Выберите два числа и составьте равенства

2,3,4,5,6,7.

Станция «Спортивная»

Физкультминутка.

Направляет обучающихся  на восстановление физических и духовных сил

2+7=9

(чтение равенства разными способами)

7+2=9

9-2=7

9-7=2

Формулируют тему и цели урока.

Вывод.Чтобы найти слагаемое надо из значения суммы вычесть слагаемое.

Групповая работа-взаимопроверка.

Объяснения детей     

                  

Выполнение зарядки

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Организует работу обучающихся

Самостоятельная работа по вариантам.

Станция «Задачи-ловушки».

-Купили 8 тарелок.За обедом2 тарелки съели.Сколько тарелок съели? (нереальное условие)

На дереве сидели 7 ворон.4 вороны улетели.

Леший нашёл рыжики и подберёзовики.Сколько всего грибов он нашёл?

Дополните последнюю задачу и решите ёё.

Работа  по учебнику.

С.77 №199

- А есть ли еще какие – нибудь еще способы решения?

Станция «Твори,думай,пробуй!»

На партах лежат карточки с заданиями.Решите примеры и соедините точки по порядку, в порядке возрастания.

-Какая фигура получилась?

-До какого предмета её можно дорисовать?

-Представтье себя в роли художников, дизайнеров,архитекторов и достройте дом  с садом, цветами,озером, чтобы  было там уютно жить.

Учитель проводит словарную работу.

Организация выставки детских рисунков.

…+3=6       2+…=8

…+4=7       …-5=2

10-…=7       1+…=6

(проверка цепочкой).

нереальное условие

нет вопроса.

неполное условие.

Работа в паре.

 Предлагают разные способы решения задач

Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка по образцу

Работа в группах.

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6

Рефлексия

- Молодцы,ребята! Наше путешествие закончилось  Давайте, ребята,  поблагодарим друг друга за работу.

Зелёный светофорик-я-молодец, активно работал, могу помочь товарищу.

Жёлтый светофорик-я-работал хорошо,старался, быстро находил ошибки, сам их исправлял.

Красный свет- мне было трудно работать, я ещёне всё понял,но у меня всё получится.

Не беда у кого-то из вас сегодня не всё получилось. Ведь не зря говорится в пословице:

Не стыдно не знать,

А стыдно не учиться.

Я уверена у вас всё получится.

Спасибо за урок.!

Подводят итог урока.

Самооценка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : рефлексия.

Личностные : смыслообразование

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

 Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

У вас хорошее настроение?

Ну-ка, покажи,,дружок!

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ли весело глядят?

Слушайте внимательно

Работайте старательно.

-.Покажите своё настроение:зелёный-радостное, жёлтый-спокойное, красный-вы волнуетесь (на партах –светофорики).Поэтому кому грустно-улыбнитесь.Думаю, что сегодняшний день принесет всем успехов  .Итак,отправляемся путешествовать по стране Математика.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других  и сверстниками

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам;

2. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Устанавливает тематические рамки.

Отгадайте-ка, ребята,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.

Что знаете о цифре 9?

Написать цифру 9 три раза.

Станция «Весёлые задачки»

Выявляет уровень знаний

(на доске карточки с цифрами)

-Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё шести

.Дима всё ещё не может

До Серёжи дорасти.

А на сколько он моложе,

Мальчик Дима,чем Серёжа?

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро,детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Девять мальчиков из них.

А девчонок?Сколько их?

Организует проверку

-Назовите эти числа в порядке возрастания?

-Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число?.

Назовите предшествующее число для числа 10?

Назовите последующее число числа 7?

Найдите «лишнее» число?Почему?

Прочитайте ряд чисели

Рассказ обучающихся о цифре 9

(подчёркивают зелёным карандашом правильно написанные цифры

4

7

1

1,4,7……

1,4,7,10

1,4,7,10,9,8

(Обучающиеся  продолжают путешествие по станциям.

П:ознавательные выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                          Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позициюя признаков

3

Постановка темы и целей урока.

Станция «Числовая» Математический диктант.

Напишите отрезок натурального ряда из 6 чисел, в котором второе число 3 слева.

2,3,4,5,6,7

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4

Работа над темой

 

Запишите сумму второго слева и последнего числа отрезка и найдите сумму

Составьте другие равенства, используя это равенство.

Учитель организует работу   у доски, и проверку.

 Активизация знаний  и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к пониманию сути  связи сложения и вычитания.Составления связанных между собой сумм и разностей.

Выберите два числа и составьте равенства

2,3,4,5,6,7.

Станция «Спортивная»

Физкультминутка.

Направляет обучающихся  на восстановление физических и духовных сил

2+7=9

(чтение равенства разными способами)

7+2=9

9-2=7

9-7=2

Формулируют тему и цели урока.

Вывод.Чтобы найти слагаемое надо из значения суммы вычесть слагаемое.

Групповая работа-взаимопроверка.

Объяснения детей     

                  

Выполнение зарядки

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Организует работу обучающихся

Самостоятельная работа по вариантам.

Станция «Задачи-ловушки».

-Купили 8 тарелок.За обедом2 тарелки съели.Сколько тарелок съели? (нереальное условие)

На дереве сидели 7 ворон.4 вороны улетели.

Леший нашёл рыжики и подберёзовики.Сколько всего грибов он нашёл?

Дополните последнюю задачу и решите ёё.

Работа  по учебнику.

С.77 №199

- А есть ли еще какие – нибудь еще способы решения?

Станция «Твори,думай,пробуй!»

На партах лежат карточки с заданиями.Решите примеры и соедините точки по порядку, в порядке возрастания.

-Какая фигура получилась?

-До какого предмета её можно дорисовать?

-Представтье себя в роли художников, дизайнеров,архитекторов и достройте дом  с садом, цветами,озером, чтобы  было там уютно жить.

Учитель проводит словарную работу.

Организация выставки детских рисунков.

…+3=6       2+…=8

…+4=7       …-5=2

10-…=7       1+…=6

(проверка цепочкой).

нереальное условие

нет вопроса.

неполное условие.

Работа в паре.

 Предлагают разные способы решения задач

Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка по образцу

Работа в группах.

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6

Рефлексия

- Молодцы,ребята! Наше путешествие закончилось  Давайте, ребята,  поблагодарим друг друга за работу.

Зелёный светофорик-я-молодец, активно работал, могу помочь товарищу.

Жёлтый светофорик-я-работал хорошо,старался, быстро находил ошибки, сам их исправлял.

Красный свет- мне было трудно работать, я ещёне всё понял,но у меня всё получится.

Не беда у кого-то из вас сегодня не всё получилось. Ведь не зря говорится в пословице:

Не стыдно не знать,

А стыдно не учиться.

Я уверена у вас всё получится.

Спасибо за урок.!

Подводят итог урока.

Самооценка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : рефлексия.

Личностные : смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс "Путешествие в сказку" Сложение и вычитание двузначных чисел от 11 до 20.Закрепление.

Урок математики по программе "Школа России" для 2 класса .В занимательнойформе дети тренируются по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходомчерез десяток в пределах 20 "...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Урок математики. 4 класс Закрепление по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» с использованием ИКТ

Цели: Закреплять и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки в пределах шестизначных чисел.Развивать логическое мышление у младших школьников при решении комбинаторных задач и з...

Конспект урока математики , 2 класс, « Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания.»

Тема урока:. Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся: Ученик научится:Решать примеры вида 30-7, 60-24,26+7, 37-7.Реша...