Урок математики с применением метода проблемного обучения
план-конспект урока по математике (3 класс)

Мельниченко Наталья Валерьевна

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел

Цели урока: познакомить учащихся с записью сложения и вычитания двузначных чисел в столбик;

-раскрыть через решение проблемной ситуации,  способы быстрого вычисления суммы и разности двузначных чисел;

-закрепить изученные приемы сложения и вычитания;

-закрепить приемы решения текстовых задач;

-развивать приемы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_s_metodikoy_problemnogo_obucheniya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики для 2 класса

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел

Цели урока: познакомить учащихся с записью сложения и вычитания двузначных чисел в столбик;

-раскрыть через решение проблемной ситуации,  способы быстрого вычисления суммы и разности двузначных чисел;

-закрепить изученные приемы сложения и вычитания;

-закрепить приемы решения текстовых задач;

-развивать приемы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

а) Какой ряд лишний?

- Внимательно рассмотрите ряды чисел. Какой ряд лишний? Почему?

2 5 8 11 14

1 4 7 10 13

3 5 7 9 11

24 27 30 33 36

- Сравните ряды чисел между собой.

( Четвертый ряд может быть лишним, т.к. все числа в ряду двузначные. Третий ряд чисел может быть лишним т.к. каждое следующее число в рядах увеличивается на 3, а в третьем ряду они увеличиваются на 2.)

б) Давайте подумаем

( постановка проблемной ситуации) !?https://videouroki.net/razrabotki/urok-matiematiki-vo-2-klassie-s-primienieniiem-tiekhnologhii-probliemnogho-obuch.html

От крышки стола отпилили 1 угол. Сколько углов осталось?

( Дети называют разные ответы, высказывают предположения)

- Давайте докажем свои предположения с помощью рисунка. Нарисуйте крышку стола и отпилите 1 угол. Какая фигура получилась?

https://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_2.png

в) Работа по соотнесению задач со схемами.

- Рассмотрите схемы. Что в каждой схеме надо найти?

Постановка проблемы!?: подберите схему к задаче и решите ее.

В одном мешке 13 кг муки, а в другом 10кг. На сколько во втором мешке меньше, чем в первом?

13 ?https://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_3.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_4.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_5.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_4.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_3.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_4.png

? 10 13 10 13 10https://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_9.png

на ?

Подсказка учителя: - Что известно в задаче?

- Что неизвестно в задаче? Что надо найти?

( В задаче неизвестна разница. В первой схеме надо найти часть, во второй – целое, в третьей – разницу. Значит, подходит третья схема.)

- Решите задачу.

13-10= 3 (кг)

Ответ: на 3 кг муки меньше.

г) Постановка проблемы. Устные вычисления. !?

39 + 20 40 + 28 78 - 20 67 – 5 34 + 25 69 – 23

- Какие примеры вызвали затруднения?

- Какой же способ решения вы предложите для решения последних двух примеров?

( если дети затрудняются, учитель наводит их на мысль разложить числа на разрядные слагаемые)

(30+4) + (20+5) = 30+20+4+5 = 50 + 9 = 59

Вывод: Десятки складываем с десятками, единицы с единицами

(60+9) – (20+3) = (60-20)+ (9-3 )= 40+ 6 = 46

Вывод: Десятки вычитаем из десятков, а единицы из единиц.

  1. Открытие нового

Работа с учебником на с. 8-9

№1

- Вы только что сделали вывод о сложении и вычитании двузначных чисел.

- Подумайте, как можно записать примеры, чтобы цифры, которые мы складываем и вычитаем были бы ближе. !? ( постановка проблемы)

- Можно записать эти примеры в столбик. Тогда единицы будут записаны под единицами, а десятки – под десятками.

  1. 69

25 23

https://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_10.png

- Какие этапы решения обговорим?https://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_10.png

Физминутка.

  1. Первичное закрепление

Работа с учебником с.9 №3

С.9 №4

- Найдите ошибки при записи и вычислении чисел и исправь их.

С. 9 №5 ( Работа в группах. Взаимопроверка )

5. Повторение пройденного.

С. 9 № 7

Задача имеет проблемный характер.

- В чем затруднения в задаче? Как же узнать, уместится ли гном на скамейке?

( Затруднение в том, что даны разные единицы длины)

- Что же делать?

( Выразить в одной единице длины)

( Гном уместится , т.к. 4дм 8 см = 48 см, а 48 см 43 см. следовательно, длина кровати больше роста гнома)

С. 9 №10 ( комбинаторная задача)

- Как же расположить предметы на полках разными способами?

( постановка проблемы !? )

https://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_12.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_13.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2018/07/15/v_5b4b52844c483/99718370_14.png

Входе различных действий, путем проб и ошибок дети располагают предметы различными способами.

- А как можно было проще выполнить это задание?

( Первый предмет фиксируется на месте, а два остальных меняются местами)

  1. Итоги

- Что нового узнали?

- Какие цели перед собой ставили?

- Достигли ли мы их?

- Какие задания больше всего понравились?

- Над чем еще надо поработать?

Дети проводят самооценку своих достижений на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучения в 3 классе по теме «Вычитаем числа»

Семинар учителей начальной ступени образования по проблеме применения в практике технологии деятельностного метода обучения Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучени...

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процес-са

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса...

Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"

Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся  деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...