Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процес-са
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_1.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса
Заступова Наталья Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
города Пугачёва Саратовской области»
телефон: 8 927 227 43 29
e-mail: zastupiwa@yandex.ru
Сегодня основная функция педагога
не столько быть источником знания,
сколько организовывать процесс
познания…
В. Ф. Шаталов
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной.
Проблемные методы обучения отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.
Впервые я узнала о новаторстве в методике начального обучения в 2010 году, работая по УМК «Школа 2100». Создание проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться.
В начале педагогической деятельности постоянно задавала себе вопросы:
- Как изучение нового материала сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.
Как же создавать проблемные ситуации?
Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе технологии проблемного обучения на уроках математики. –
Существует несколько типов проблемных ситуаций. Разберем одну из них:
Ответьте мне на вопрос:
А вы знаете, сколько будет 2 умножить на 2? Думаете 4? Я докажу, что вы сильно ошибаетесь.
- Имеем истинное равенство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки в каждой части равенства общий множитель. Получим: 4 (1:1) = 5 (1:1). Сократим общий множитель, поэтому 4=5
Итак, вы согласны, что 2*2 = 5? Докажите, что я не права.
Это пример софизмов. Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Любой софизм содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Разбор софизмов прежде всего развивает логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает повторение ее в дальнейшем в других математических рассуждениях.
Рассмотрим софизм про генерала и сапоги:
Один отставной генерал решил продать свои сапоги. Он позвал своего денщика и велел ему продать сапоги за 15 рублей. Денщик встретил на базаре двух одноногих ветеранов и продал каждому сапог за 7,5 рублей. Узнав об этом, генерал заявил, что с инвалидов можно было взять и поменьше. Он дал ему 5 рублей и велел отдать инвалидам. По дороге на базар денщик прогулял 3 рубля в трактире и вернул каждому ветерану по рублю.
А теперь давайте посчитаем: каждый ветеран заплатил по 6,5 рублей.
6,5 * 2 = 13 рублей, да еще 3 рубля которые денщик прогулял в трактире, получается 16 рублей. Откуда взялся лишний рубль?
На самом деле нельзя прибавлять к 13 рублям 3 рубля. 13 рублей – это 10, которые остались у генерала и 3 рубля, которые денщик прогулял в трактире.
Каждый из вас сейчас на минутку занял место своих учеников: думал, как найти выход, рассуждал. Как интересно наблюдать этот процесс нам, учителям со стороны, когда этим занимаются дети. Каков наш восторг, когда дети приходят к разрешению предложенной им проблемы. Часто бывает, что учащиеся предлагают несколько вариантов разрешения проблемной ситуации. Я этому только рада.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например, некоторые способы организации начала урока:
1.Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам.
3. На доске записаны выражения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
4. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Надо осуществить проверку каждого логического хода решения, преследуется цель получить наиболее полное обоснование критических замечаний.
5. На доске дан схематический чертёж к сложной задаче и осуществляется коллективный поиск её решения.
6. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.
7. Обсуждаются различные способы решения задачи, заданной на предыдущем уроке. Эта задача, решение которой требует исследовательской работы, должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.
8. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее удачных работ.
9. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план её решения.
Приведу пример фрагмента урока математики в 3 классе. Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей»
-Прочитайте числа, которые записаны на слайде:
16 28 78 65 34 15
– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)
– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)
- Согласны ли вы, что у нас возникла проблема?
- Сформулируйте проблемный вопрос. О чем вы хотите спросить?
Проблемная ситуация стимулирует детей на формирование самостоятельного поиска способа решения, ведь только что они были успешны.
Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Отводится время для самостоятельного поиска неизвестного. Тем самым, проблемная ситуация разрешена, а с её помощью закрепились умения работать самостоятельно учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров.
Ещё один пример, где проблемная ситуация возникла при выполнении домашнего задания.
Учитель традиционно формирует домашнее задание на тему, которую дети изучали на уроке. Для создания проблемной ситуации, забегая вперёд, наряду с заданием для закрепления в домашнюю работу включены задания с неизвестным знанием (новой темой). Проблема может быть разрешена, т. к. у некоторых детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, старших братьев и сестёр, справочной литературой.
Следовательно, с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
-Самостоятельный поиск новой информации;
-Самостоятельная работа с учебником;
-Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
-Развитие личностных качеств;
-Прочность усвоения знаний, т.к. путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;
-Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик перестаёт бояться трудных заданий, и стремиться их разрешить, тем самым идёт работа по формированию творческой личности всегда способной к поиску.
Ситуация затруднения школьника в решении заданий приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Считаю, что используемые мною технологии, методы и приемы формирования учебно-познавательных компетенций эффективны, способствуют личностному развитию учащихся.
Литература:
1. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. -М., Баласс, 1999.
3. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. // Школа 2100. Вып. 4-М.: Баласс, 2000.
4. Горина О.П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике? /О.П.Горина//Начальная школа. – 2002. - №5. – С.109-111.
Заступова Н.В.
Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной.
Проблемные методы обучения отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности, направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Отводится время для самостоятельного поиска неизвестного.
Ситуация затруднения школьника в решении заданий приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Считаю, что используемые мною технологии, методы и приемы формирования учебно-познавательных компетенций эффективны, способствуют личностному развитию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)
Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....
Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития… ...
Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...
Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...
Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...
Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...
Конспект урока математики в 4 классе с применением технологии проблемного обучения.
Открытый урок математики, 4 класс....