Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"
методическая разработка (3 класс)
Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и преодолевать любые трудности.
Развития такой личности, как ни что другое способствует именно проблемное обучение. Сегодня я хочу поделиться с «Эффективными методами проблемного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metodicheskaya_masterskaya_novaya_3.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!
Кадырова Юлия Александровна, учитель начальных классов.
Прошу вас, обратите внимание на экран. Да, вы не ошиблись-это ребус. И я предлагаю его вам разгадать (слайд 1).
И это ......, вы правы! Это слово «проблема».
Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и преодолевать любые трудности.
Развития такой личности, как ни что другое способствует именно проблемное обучение. Сегодня я хочу поделиться с «Эффективными методами проблемного обучения» (слайд с темой: «Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе»). А высказывания Льва Николаевича Толстого можно считать сегодня ведущей педагогической идей. Да именно «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями ... мысли , а не одной лишь памятью».( слайд: высказывание Л. Н. Толстого).
Проблемное обучение – это способ обучения, при котором ученик сталкивается с научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить .
Проблемное обучение помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно, творчески применять эти знания и решать любые жизненные и познавательные задачи.
Поэтому в своей педагогической деятельности я использую именно проблемные ситуации, которые мотивируют на самостоятельный поиск информации.
На проблемном уроке создаются все условия при которых учащиеся не получают готовые знания, а при решение проблем на уроках проблемные ситуации приучает моих учеников думать, искать способы и варианты выхода из затруднения. Всё это формирует мышление ребёнка.
Данную технологию я использую на всех предметах начального уровня обучения. Но наиболее образно и ярко я покажу это на предмете «математика».
Основными приёмами создания проблемной ситуации, которые я использую на своих уроках являются:
- вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
- приём сталкивания противоречий теоретических знаний с практической деятельностью;
- постановка проблемных задач
- приём «яркого пятна»
Начнём с приёма «яркого пятна», который я использую в методе наглядности.
Суть приёма «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание ученика, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, любой иллюстративный материал, способный заинтриговать и захватить внимание.
При использовании приёма «яркое пятно» большое внимание отводится подбору наглядных пособий. Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский : «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки и класс заговорит, а главное заговорит свободно…» Сейчас для использования наглядности возможности расширились колоссально.
Прошу - внимание на экран (слайд с математическими знаками)
Детям в 1 классе при изучении темы: «Знаки сравнения» может быть предложен такой вопрос к данному изображению.
-Какие знаки, изображённые на экране, вам известны?
-Что нового увидели вы среди знакомых знаков?
Конечно, ребята без труда ответят, что им уже известны знаки « +» и «-», а также знак «=».
В тоже время они обратят внимание на знаки «<» и «>», которые выделены особым цветом по сравнению с остальными.
Далее на уроке можно продолжить мотивировать учащихся, вызывая их интерес и любопытство:
- Что общего между новыми неизвестными вам знаками?
- Есть ли сходство между ними?
Предположительно ребята ответят, что знаки «смотрят» в разные стороны, но они очень похожи и зеркально отражают друг друга. И далее я предлагаю такой приём.
Вновь обратите внимание на экран. (слайды с разным количеством предметов)
-Как вы думаете, что могут обозначать эти загадочные знаки?
В каких случаях на уроке математики мы их будем использовать?
Ребята смогут легко предположить, что эти знаки сравнивают количество предметов, а наиболее сообразительные смогут даже догадаться, какой из этих знаков «меньше» , а какой «больше» и объяснить почему их гипотеза была верной.
В любом приеме проблемного обучения всегда присутствует вопрос, поэтому я отвожу особое внимание проблемным вопросам. |
При создании проблемной ситуации я использую приём «сталкивание противоречий» теоретических знаний и практической деятельности. ( слайд: Сталкивание)
Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Первый вариант:
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
На уроке математики по теме: «Метр». Я прошу двух учеников измерить длину нашего класса шагами. У одного получается 16 шагов, а у другого 14.
Проблема: почему получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит, нужна какая – то единица измерения длины, чтобы мы получили один правильный ответ.
Второй вариант:
Детям предлагается заведомо невыполнимое задание, Применив теоретические данные, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено нужно либо изменить его, либо дополнить новыми знаниями. Например: Построить в тетради прямоугольник, длина сторон которых составляет 4см, 6см, 6см, 3 см. (учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор)
Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
Следующий приём, про который мне хотелось бы рассказать- это постановка проблемных задач.
Известный психолог Вадим Андреевич Крутецкий уделял большое внимание определенным типам задач ( слайд с перечислением типов задач)
Вот некоторые из них:
- Задачи с избыточными исходными данными.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
2. Задачи с недостающими исходными данными
Мартышка сорвала 9 бананов с пальмы и часть банов съела. Сколько бананов осталось у мартышки?
Предлагаю самим поставить вопрос и решить.
3. Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст и анализировать его на предмет необходимости, достаточности данных и противоречию данных.
В результате применения данной технологии проблемного обучения на моих уроках математики повысилось качество обучения. В 3 классе качество знаний составляло 92 % , в 4-м уже - 96 % при ста(100) % успеваемости.
Мои дети принимали участие во ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ. Количество призеров в моем классе составило 30% от всей параллели.
Помимо олимпиадного движения, ярким показателем результативности моей работы стали Всероссийские проверочные работы, так называемые ВПР. В этом году показатель качества знаний в моём классе по математики составил 85%, а успеваемость 100%!
Проблемное обучение уже не раз доказало свою эффективность и позволило мне активизировать мыслительную, аналитическую деятельность моих учеников. А лично для меня данная технология стала трамплином для профессионального роста и образования.
В своей интересной и увлекательной работе я стараюсь не забывать, что не нужно «пытаться объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Необходимо давать возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие» (Э.И. Александрова)- слайд на экране
И именно тогда мы сможем вырастить личность мыслящую и созидающую!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.
ФГОС: технология введения....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.
Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...
Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе
Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...
Методы и приемы обучения на уроках математики в начальной школе.
методическая статья...
Организация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе
Основные теоретические исследования по истории развития проблемного обучения были проведены в 70-х гг. XX в. Наиболее значимые работы, где изучались истоки проблемного обучения, это: А. М. Матюшкин &l...