Личностно-деятельностный подход к обучению младших школьников решению задач
план-конспект по математике по теме
Инновационность стандартов второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе. В работе представлен деятельностный подход к обучению решению задач, формирующий широкий спектр личностных качеств. Показано использование диагностик для управления качеством образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-deyatelnostnyy_podhod_k_obucheniyu_mladshih_shkolnikov_resheniyu_zadach.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный этап педагогической практики – это обновление школьного образования. В основополагающих государственных документах закреплены базовые направления, в русле которых строится российская школа. Среди них личностно-ориентированное образование и деятельностный подход к обучению, формирующие широкий спектр личностных качеств ребёнка.
Процесс обучения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основная идея состоит в такой организации обучения, когда ребёнок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а добивает его сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Такая деятельность является основным механизмом реализации развивающей функции образования. Обучение, обеспечивающее включение ребенка в учебно-познавательную деятельность, называется деятельностным подходом.
Неразрывно связано с деятельностным подходом личностно- ориентированное обучение. Ключевой идеей личностно-ориентированного обучения является признание ученика как субъекта учения.
Субъектность - это способность человека анализировать ситуацию и себя в ней, осуществлять целеполагание собственной деятельности, искать пути достижения целей, контролировать их и оценивать результат этих действий, делать правильный выбор и отвечать за него.
Т.о., суть личностно-ориентированного обучения заключается в создании условий для развития субъектности, индивидуальности ученика, раскрытия и выращивания личностных качеств каждого ребёнка.
Личностные качества учащихся в полной мере могут проявиться и реализоваться лишь в ходе самостоятельной познавательной деятельности, при которой ученик не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
Огромным потенциалом в плане формирования самостоятельной познавательной деятельности обладает математика, в частности процесс обучения к решению задач. Вместе с тем именно текстовые задачи вызывают у детей наибольшие трудности, а иногда и страх, связанный с огромным разнообразием сюжетов и структур и отсутствием четких алгоритмов поиска их решения.
Приняв детей во 2 классе, я провела анализ образовательной ситуации с помощью комплекса диагностик:
- определение уровня сформированности у учащихся познавательного интереса к математике, в частности к решению задач;
- анализ обученности учащихся;
- выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
Результаты диагностики свидетельствовали, что около 70% детей (из22 человек) нуждались в развитии познавательного интереса к решению задач.
Программный материал был усвоен всеми учащимися.
54% находились на репродуктивном уровне.
46%- на конструктивном уровне.
80% (из 22 человек) не умели устанавливать взаимосвязи между компонентами знаний, не владели приемами переноса знаний и способов действий в новую учебную ситуацию. У учащихся преобладало репродуктивное мышление.
На низком уровне находилось умение решать задачи. Особые затруднения испытывали учащиеся в постановке учебных задач, в планировании своей деятельности, в контроле и оценке результатов своей деятельности.
Причины: традиционный подход к обучению школьников, ориентация не на развитие ученика, а на воспроизведение знаний, умений, навыков.
Таким образом, в моей педагогической деятельности возникли противоречия:
- между разнородностью состава учащихся по уровню обученности, обучаемости, развития познавательного интереса, физического здоровья и единообразного подхода к их обучению и воспитанию;
- между необходимостью индивидуализировать процесс обучения и воспитания учащихся и отсутствием у учителя средств диагностики;
- между стремлением учащихся к самостоятельности и умением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею.
- между содержанием учебников и кардинальным изменением целей образования.
Передо мной встала проблема выбора технологии обучения, позволяющей практически разрешить эти противоречия.
В 2002 году на базе нашей школы под руководством доцента кафедры педагогики Кировского ИУУ, кандидата педагогических наук Селивановой О.Г. начала свою работу экспериментальная площадка по теме «Управление качеством образования в условиях становления личностно-ориентированной парадигмы".
В ходе экспериментальной работы я изучила литературу по личностно направленному образованию. И теперь в своей работе опираюсь на идеи И.С.Якиманской об индивидуальном подходе к обучению как основополагающем принципе построения всего образовательного процесса, целью которого является раскрытие и развитие каждого ребенка; на идеи Т.И. Шамовой о создании адаптивной образовательной среды, помогающей каждому ребенку быть личностью; о необходимости создания условий для развития у учащихся вкуса к исследовательской работе и овладению исследовательскими умениями.
С проблемами и дидактической основой личностно направленного урока я познакомилась, изучив работы Т.В.Машаровой, Г.А.Русских, О.Г. Селивановой, Е.А. Ходыревой.
Исходя из данных положений, я остановила свой выбор на личностно-ориентированном подходе к обучению школьников, который неразрывно связан с деятельностным подходом и ставит во главу угла личность каждого ученика, с учетом его индивидуальных возможностей, склонностей, интересов.
Новизна опыта для меня заключается в применении личностно-деятельностного подхода к организации процесса обучения младших школьников решению задач, использовании диагностик для управления качеством образования.
Цель моей педагогической деятельности: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития продуктивной самостоятельной познавательной деятельности учащихся в плане решения математических задач, формирование творчески мыслящей диагностики.
Направления деятельности:
- пополнение запаса математических знаний, умений и навыков;
- развитие познавательного интереса при изучении математики;
- развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе;
- развитие логического и творческого мышления;
- воспитание личности, способной к саморазвитию.
Для обновления содержания начального образования создаю следующие условия:
- работа по программе Образовательной системы «Школа 2100» (автор программы по математике Петерсон Л.Г.)
- введение программы Образовательной системы «Школа 2100» по информатике (автор Горячев А.В.)
- проведение факультатива «Развитие творческих способностей младших школьников» (под ред.О.Г.Селивановой).
- через внедрение комплекса технологий личностно-ориентированного обучения:
- проблемного
- уровневой дифференциации
- мониторинга.
В ходе реализации поставленной цели сложилась следующая система моей работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности младших школьников при обучении решению задач:
- развитие учебной мотивации и повышение удельного веса внутренней мотивации учения
- формирование действия моделирования как составного элемента учебной деятельности
- использование разнообразных методических приемов обучению решению задач, способствующих успешному формированию действия моделирования.
- обучение учащихся средствам самоанализа
- проектирование на уроке специальных ситуаций свободного выбора для становления и развития личностных качеств школьников
- развитие творческих способностей и формирование умений творчества
- управление качеством обучения на основе мониторинга.
Прогноз: если в процессе решения математических задач систематически использовать личностно-деятельностный подход к обучению, то формируется адаптивная среда, которая способствует развитию познавательной деятельности и субъектности младших школьников.
Ожидаемый результат: развитие познавательной деятельности способствует наличию устойчивого интереса к изучению математики, развитию творческого мышления, повышает уровень обученности по предмету. Развитие субъективности младших школьников позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебную задачу, определять цели работы на уроке, контролировать и оценивать свою деятельность.
Развитие учебной мотивации при решении математических задач
Обучение математике - это, в первую очередь, обучение решению задач. Они выступают как главное средство мотивации учащихся, т.к. умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. И в первую очередь нужно пробудить у ученика желание решать задачи, т.е. развивать мотивацию при решении математических задач.
На этапе вызывания исходной мотивации учитываю несколько видов побуждений учащихся, связанных с содержанием задачи:
- необычная фабула задачи (занимательная, историческая, с практической направленностью и др.)
- нестандартность вопроса (Хватит ли? Успеет ли? Поровну ли? Кто быстрее? Что можно в задаче найти?)
Интересно рассматривать и задачи без вопросов. Такие задачи приучают учащихся рассматривать все возможные заключения из данных посылок.
- Получение нового математического факта, новых общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны ,города ,школы, класса; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющиеся отразить межпредметные связи)
Полученный новый теоретический материал позволяет ученикам в дальнейшем оперировать полученными знаниями, что способствует успеху при решении других задач, а акцентирование внимания учащихся на познавательной ценности задач служит толчком для создания эмоционально-познавательного отношения учащихся к изучению математики.
С ориентацией на предстоящую самостоятельную деятельность:
- подготовка к самостоятельной работе
- проверка усвоения знаний
В результате использования таких приемов к учащимся приходит осознание цели решения задачи, её содержания, вопроса.
Чтобы усилить мотивацию, использую приёмы, связанные с овладением знаниями, способами действий:
- осуществление поиска различных способов решения задачи;
- выбор наиболее рационального способа;
- составление задач, аналогичных данной с новыми данными и обратных задач;
- составление и решение обобщенной задачи по тем или иным параметрам исходной.
На этапе завершения решения задачи учащиеся должны ощутить радость успеха, удовлетворение от проделанной работы.
Этому способствует:
- прослеживание решения задачи и оценка результата;
- обсуждение того, какие ошибки провоцировались содержанием;
- применение полученного результата при решении других задач.
Развитие мотивации позволяет мне формировать характер учащихся, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, трудолюбие), развивать интуицию, воображение учащихся, делать их активными участниками учебного процесса, а также повышать удельный вес внутренних мотивов учения, таких как собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного.
Формирование действия моделирования как составного элемента учебной деятельности учащихся.
Исходя их теории развивающего обучения- одна из важнейших целей обучения в начальной школе - это формирование учебной деятельности.
Большинство исследователей выделяют в структуре учебной деятельности три звена:
- ориентировочное
- анализ конкретных обстоятельств и условий деятельности с точки зрения достижения стоящей перед ней цели.
2) исполнительское
- планирование последовательности выполнения предстоящих действий в их взаимосвязи;
- выбор рациональных способов деятельности;
- оценка возможности реализации задания избранными средствами;
- осуществление запланированного.
3) контрольно-коррекционное
- пошаговой контроль за собственной деятельностью;
- при необходимости внесение корректив;
- проверка и оценка результатов работы.
Приемы учебной деятельности по решению задач
можно представить в виде следующей схемы:
Знакомство с текстом
Осмысление текста
Преобразование текста в задачу
Моделирование задачи
Поиск плана решения
Выполнение плана решения
Проверка
Ответ
Исследование задачи
Моделирование здесь выступает как одно из основных учебных действий. Моделирование исследуемого объекта- это универсальная форма познания, применяемая при исследовании и преобразовании в любой сфере деятельности, в том числе и при исследовании математических задач. Тем более, что ведущее восприятие у большинства учащихся визуальное, воспринимать и решать задачу на «слух» могут очень немногие учащиеся. Поэтому для эффективной работы по решению задач с большинством учащихся имеет смысл использовать технологию, опирающуюся на ведущее визуальное восприятие, т.е. моделирование.
Работу над задачами начинаю ёще в дочисловой период с предметных действий, на базе которых формируется учебная деятельность- это действия измерения величин.
В этот период дети работают с такими величинами как длина, ширина, объем, площадь, количество, сравнивая их по разным признакам.
Как это происходит? Каждому ученику дается две полоски и задание - сравнить их по какому-либо признаку, например, по длине.
Пробуя провести эти действия, учащиеся
- реально воспринимают понятие длины, как величины, которая характеризует предмет;
- уже на данном этапе учатся находить разные способы решения поставленной задачи.
Позже учащиеся смогут и показать, и записать с помощью формулы, «на сколько длина А одной полоски оказалась больше длины В другой полоски».
А>В на С
Так дети открыли способ решения и зафиксировали его графически и с помощью формулы.
Затем они применят его при решении других задач, например задачи уравнивания этих величин, самостоятельно конструируя разные способы уравнивания.
А=В+С (по большей величине)
В=А-С (по меньшей величине)
Далее будут заниматься преобразованием моделей, где надо восстановить в формулах заданные схемой отношения и наоборот.
Далее учащимся предлагается самим придумать сюжеты поданным записям и текстовые задачи.
Например, на одной ветке сидело В синиц, на другой У синиц. Когда с первой ветки улетело К синиц, то на обеих ветках синиц стало поровну. Сколько синиц стало на первой ветке?
Так, выстраивая систему учебных задач, начиная с предметно-практических, по воспроизведению величины, втягиваю детей в процессе моделирования. Овладевая разными видами моделирования, учащиеся овладевают понятийным содержанием.
И когда учащиеся приступают к решению текстовых задач, у них не возникает недоумения по поводу терминов (длина, ширина, площадь и др.),они их потрогали руками, практически сравнивали, уравнивали, они знакомы с разными видами моделирования (предметным, графическим, буквенным). Полезно также заданные в схемах и формулах отношения описать словесно и наоборот.
Т.о., пройден определенный этап в становлении умения решать задачи.
Предметно- система
практическая моделирование понятий
деятельность
предметное
графическое
буквенное
словесное
Если этот процесс рассматривать с математической точки зрения, то важно, на какие понятия ученику опираться, чтобы рассмотреть все отношения, какие математические операции следует произвести, чтобы ответить на вопросы задачи, в каком порядке выстроить свою структуру действий по достижению цели; что выбрать за основание своих действий.
С позиции субъекта учебной деятельности ученику необходимо знать, какие у него есть средства, чтобы справиться с решением задачи, найти конечный результат. Таким мощным средством является действие моделирования, которым школьник овладевает в процессе обучения, нарабатывает его как способ продвижения в системе понятий.
В своей практике я использую многообразие приемов успешного формирования действий моделирования при решении текстовых задач:
- выбор схемы;
- выбор задачи к схеме;
- дополнение условий задачи соответственно заданной схеме;
- изменение схемы соответственно условию задачи;
- изменение условий задачи соответственно данной схеме;
- изменение текста задачи в процессе преобразования схем;
- составление задачи по заданной схеме;
- запись решения по схеме (без текста задачи)
В процессе работы со схемами конструируются понятия, связанные и с математическим содержанием, и с действием моделирования, что позволяет успешно развивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Вербально-обобщенная форма описания условия задачи как средство самоанализа.
Как показывает опыт, трудности с обучением решению задач связаны в первую очередь с обучением анализу их условий.
Решить эту проблему помогает обобщенная форма описания задачи (на языке частей и целого).
Для формирования умения анализа и самоанализа важно учить детей:
- умению находить части и целое;
- составлению всех возможных видов задач по заданной схеме;
- выбору средств анализа-схемы или уравнения;
- видению многоступенчатости отношений между величинами;
- различию сюжетного языка задачи и языка арифметики.
Знакомство с понятиями- часть и целое наряду с величинами начинается в дочисловой период. Дети учатся из частей складывать целое и, наоборот, целое делить на части. Учебник предлагает специальные задания, направленные на формирование понятий «части» и «целое», например, разделить одну и туже группу геометрических фигур на части тремя способами (по цвету, по форме, по размеру) и записать результат в виде числовых или буквенных выражений.
Все предметно-практические действия с величинами учащиеся описывает схемой и формулой, выделяя в них условными значками части и целое.
И уже в 1 классе учащиеся выводят общий способ решения задач на основе нахождения части и целого.
Чтобы найти целое, надо сложить части.
Ц = Ч + Ч
Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.(или части).
Ч = Ц - Ч
По этим обобщенным формулам можно решать несколько видов задач:
- на нахождение суммы;
- остатка;
- неизвестного слагаемого;
- неизвестного уменьшаемого и вычитаемого;
- на разностное сравнение;
- на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Поскольку разные задачи моделируются одной и той же схемой, то и решение таких задач, записанные формулами, ничем не отличаются. Восстановить задачу однозначно по решению-формуле, как и по схеме - нельзя. Зато можно рассмотреть все возможные виды задач, приводящие к такому решению. Умение составлять задачи во многом помогает их самоанализу.
На данном этапе обучения учащимся предоставляется право выбора средства анализа задачи -схема или уравнение.
Следует продемонстрировать, что если иногда непонятно, как составить уравнение, полезно попробовать начертить схему и наоборот.
В том и другом случае важно, чтобы дети понимали смысл и важность использования этих средств самоанализа. И схема, и уравнение нужны для того, чтобы в сюжете увидеть отношение части и целого.
При решение составных задач учащиеся составляют схемы, в которых отражается многоступенчатость отношений между величинами. Целое и часть-понятие относительное, в сложных схемах одна и та же величина может быть то целым, то частью. Чтобы помочь детям ориентироваться в сложных ситуациях, ввожу следующие подготовительные упражнения:
- выдели в данной составной схеме простые;
- определи, на какие математические действия соориентирована каждая простая схема
На каждой из простых схем отрабатывается способ нахождения целого, части и количества частей.
Ц = Ч + Ч Ц = Ч* К.Ч
Ч = Ц – Ч Ч = Ц : К.Ч
К.Ч. = Ц : Ч
Для формирования умения самоанализа очень важно учить детей различать сюжетный язык задачи и язык арифметики.
Перед учеником, решающим задачу в качестве объекта выступает некоторое сформулированное в тексте условие задачи. При этом в условии описывается некоторый сюжет на языке самых различных областей человеческих знаний.
Так, в задаче могут встретиться понятия из области физики (U, t, S), из области экономики (цена, количество товара, его стоимость), из области производственных отношений и т.д. Это так называемый сюжетный язык.
Осуществить переход от сюжетного языка описания условия задачи на арифметический означает поставить в соответствие определенные понятия, выражаемые в том или ином языке.
Это значит увидеть в понятии скорости-равные части пути, в цене -равные части стоимости и т.д. Это означает увидеть и во времени, и в количестве изделий число равных частей. Это значит увидеть в расстоянии и стоимости всех изделий- целое.
Язык физики: Расстояние = скорость х время
Язык арифметики: Целое = одна из равных х число частей
частей
Язык экономики: Стоимость = Цена х Количество
В результате такого анализа многие задачи в том числе:
- на нахождения скорости (U),времени (t), расстояния(S);
- цены (а), количества товара ( n),стоимости (с)
- производительности (U),времени (t), работы (А)
- скорости наполнения (U), времени (t), объема (V)
- длины (а), ширины (в), площади (S)
- периметра (Р) и сторон и др.
превращаются в обычные задачи на нахождение части, целого и количества частей.
Строго говоря, понятия: целое, часть, равные и неравные части не принадлежат арифметике, как науке о числах и действиях с ними. Эти понятия принадлежат всем наукам, они применимы везде, где имеют место действия сравнения и измерения, где можно говорить о величинах.
При анализе текстовых задач стараюсь помочь детям увидеть, что
- скорость, цена, грузоподъемность, производительность, урожайность, ёмкость одного сосуда, сторона квадрата, масса одного предмета и т.д.- это одна из равных частей.
- время, количество товара, количество машин, количество работающих, количество деревьев или растений, количество сосудов, количество сторон – всё это на схеме количество частей.
- расстояние, стоимость, общая масса, произведенная работа, урожай, общая емкость сосудов, периметр и т.д.- это все целое.
При обучении переходу от словесного описания условия задачи на сюжетном языке к его модели процесс самоанализа условия задачи разбивается на части:
- переход от условия задачи, представленного на сюжетном языке, к тому же условию на языке графическо-знаковой модели;
- переход от графическо-знаковой модели к модели просто знаковой (формуле или уравнению);
- переход от знаковой модели к числовой-числовому выражению.
Именно в рамках моделирования становится возможным переход от словесного описания условия задачи (конкретной формы) к описанию условия на языке частей и целого (обобщенной форме), что создает условия для осознанных действий самоанализа и перевода их в план умственных действий.
Пример.
Работа в группах.
Задание: по данной схеме составить текст задачи и найти неизвестную величину.
1 гр. составляет задачу на движение
2 гр. «отправляется» за покупками
3 гр в ателье
4 гр. на уборку урожая
5 гр. в лес
Проверка работы: каждая группа представляет текст задачи и составленное выражение, которое у всех получается одинаковое.
Задание усложняется: теперь каждая группа будет находить заданную ей неизвестную и вместо букв подбирать подходящие числа.
1 гр. а-?
2 гр. в-?
3 гр. k-?
4 гр. n-?
5 гр. m-?
Вывод: задачи с различными сюжетами можно решать на основании нахождения соотношения части, количества частей, целого.
Таким образом, обобщенность сформированных умений решать текстовые задачи, проявляющаяся в том, что при решении задач учащиеся активно изображают различные модели, предлагают разные способы решения, обеспечивает качественный самоанализ задачи, помогает осознать и обосновать выбор действий, необходимых для ее решения. У учащихся проявляются самостоятельность и инициативность в целесообразном обосновании правильности выбранного решения.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности школьников.
Самоконтроль- осознание, оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения. Деятельностный подход к решению задач не может оставить без внимания контролирующую деятельность учащихся.
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Именно с формирования самоконтроля начинаю процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.
Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, использую комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля:
- сравнение результата своей деятельности с образцом;
- выполнение действий по инструкции;
- осуществление самопроверки по плану, включающему 1-2 пункта в 1 кл., 3-4 пункта во 2 классе;
- сравнение промежуточного результата с эталоном (в ходе работы);
- осуществление самопроверки по плану с отсутствующими звеньями;
- использование для самоконтроля схемы- модели, которая помогает учащимся выявить ошибочные действия в решении:
- составных задач, если они решали её по типу простой задачи;
- если в задаче ориентировались только на слова-сигналы;
- если механически оперировали числами в заданном текстом порядке;
- если в задаче есть лишние или недостающие данные, противоречивые, ошибочные условия.
По схеме ученику легко себя проконтролировать с помощью стрелок и найти целое.
Часто при решении задач дети ориентируются на слова-сигналы (ушли, вынесли, принесли) и переводят их в соответствующие математические знаки операций.
Пример.
В коридоре на окнах стояло 8 горшков с цветами. В классе тоже стояло некоторое количество горшков. Дежурные принесли в класс из коридора еще 3 горшка. Сколько горшков с цветами теперь в коридоре?
В вопросе задачи специально нет слова- подсказки «осталось», а в условии есть слово «принесли».
Задачи с недостатком или избытком данных, противоречивыми, ошибочными условиями или способами рассуждения позволяют глубоко осознать способ действия и проконтролировать его. Использование «ловушек» также является эффективным средством запуска «дискуссий». Задачи-ловушки строятся так, чтобы неизбежно разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие разные точки зрения.
Помогаю учащимся только увидеть источник ошибки, основания ошибочного действия, найти новые основания. А ученики сами учатся находить недостающие условия, осуществлять их поиск, доопределять условие задачи, провести самоконтроль своих действий- т.е. перевести учебную задачу в творческую.
Пример.
В 2002 году в Москве было 75 солнечных дней. Это в 5 раз меньше, чем количество солнечных дней в Сан-Франциско. Сколько солнечных дней было в Сан-Франциско в 2002 году?
( 75*5=375 д, но это невозможно, т.к. в этом году было 365 д.)
Эффективным средством самоконтроля является решение задач несколькими способами, что возможно осуществить, активно опираясь на различные модели.
Пример.
В одном пансионате отдыхает 160 человек, а в другом- в 3 раза больше. Всех отдыхающих разместили в комнаты по 4 человека в каждую. Сколько потребовалось комнат?
1 способ (160+160*3):4=160(к)
2 способ (160*4):4=160(к)
3 способ 160:4*4=160(к)
4 способ 160:4*3+160:4=160(к)
5 способ 160:4+160*3:4=160(к)
Т.о., сформированность действий самоконтроля является необходимым условием успешности обучения, становление личности, раскрытия индивидуальных особенностей каждого школьника.
В результате всей проделанной работы по отработке приёмов учебной деятельности совместно с учащимися была выработана памятка «Как работать над задачей» (см. Приложение 1)
Проектирование на уроке специальных ситуаций свободного выбора.
Личностно ориентированное образование в начальной школе основывается на понятии личностной свободы. В рамках этого подхода основным направлением моей педагогической деятельности является создание на уроке условий, способствующих развитию субъектности учащихся: участие учащихся в постановке целей учебной деятельности, самостоятельный отбор наиболее целесообразных средств для достижения поставленных целей; в случае необходимости самокоррекция возникающего расхождения между целями и средствами.
Созданию на уроке данных условий, способствует типология уроков личностно ориентированного образования, рекомендованная Селивановой О.Г. (см. Приложение 2)
Как это реализуется на уроке? Опишу фрагмент одного из уроков математики.
В начале урока в ходе беседы с учащимися выясняем, что на уроках математики они решают задачи обычные и повышенной трудности, а также геометрические задачи.
После такой коллективной рефлексии каждый ученик получает листы на печатной основе, на которых подобраны задачи разного уровня сложности, сгруппированные в самостоятельные разделы: обычные задачи, задачи повышенной трудности, геометрические задачи. Предлагаю детям внимательно рассмотреть задания и выбрать для себя один из разделов.
После этого прошу учащихся, исходя их собственных возможностей, поставить для себя цель на урок и спрогнозировать количественную оценку результата своей цели:
1. Знать…….. 2. Уметь…….. 3. Применять…..
Для тех учащихся, которым ещё трудно поставить цели без помощи учителя, предлагаю воспользоваться таблицей (по методике В.В. Зайцева)
№п/п | Вид задания | Моя цель сегодня на уроке | Я думаю, что с этим заданием справлюсь | Задание мне удалось выполнить |
1 | Обычные задачи | Улучшить свои умения решать обычные задачи | ||
2. | Трудные задачи | Применить свои умения в решении более сложных задач на смекалку | ||
3. | Геометрический материал | Освоить решение геометрических задач |
Тем самым учащиеся привлекаются к самостоятельной постановке цели своей учебной работы на уроке.
Для осознания мотивов собственного выбора предлагаю учащимся поразмышлять над следующей таблицей и подчеркнуть в правом столбике наиболее приемлемый для себя вариант:
1.Я выбрал это задание потому, что | А) оно мне нравится больше остальных; Б) я чувствую, что справляюсь с ним пока хуже, чем с другими заданиями; в) оно легче остальных заданий; г) затрудняюсь ответить; д)….. |
Прежде чем дети приступят к выполнению выбранных заданий, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно и самостоятельно он сможет справиться с этими заданиями, нужна ли ему помощь учителя или товарищей, и свое предположение зафиксировать крестиком на вертикальном отрезке в третьем столбике таблицы. Эта ситуация активизирует развитие прогностической самооценки младших школьников.
После такой предварительной работы, направленной на стимулирование у младших школьников развития самостоятельного целеполагания, осознания собственных мотивов учебной деятельности, самопрогнозирования, учащиеся приступают к выполнению выбранных заданий.
На завершающем этапе учащиеся осуществляют проверку по образцу, исправляют допущенные ошибки.
После этого предлагаю каждому ученику оценить успешность выполненной им работы и отразить результаты в виде крестика на отрезке в четвертом столбике таблицы. Тем самым ведется работа по формированию у учащихся адекватной самооценки.
Деятельностная рефлексия сопровождается личностной рефлексией, направленной на анализ собственного продвижения на данном уроке в освоении учебного материал, и личностной самооценкой. Для этого учащимся нужно выбрать и подчеркнуть наиболее подходящий вариант ответа, дополнив его обоснованием:
2. Своей работой на уроке я | А) доволен Б) не доволен В) не совсем доволен, потому что.. |
Актуализация деятельностно- личностной рефлексии и самооценки младших школьников позволяет перекинуть «мостик» на следующий урок и обоснованно спроектировать цель своей будущей учебной работы:
3. На следующем уроке я поставлю перед собой цель: | ….. потому что |
Учащимся на уроке предоставляю и другие ситуации выбора:
- формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, в парах;
- характера ответа:
- устное или письменное выполнение плана решения задачи;
- полное или частичное ( записать план решения, выбрать уже данные действия или выражение без следующих вычислений)
- разных способов решения задач: арифметический, алгебраический, практический, логический, геометрический.
Три последних способа используются при решении задач определенных видов. Например, когда необходимо выполнить практические действия с реальными предметами, когда решение возможно только путем логического умозаключения или построения геометрических фигур для отыскания ответа на вопрос задачи;
- формы записи условия задачи: краткая запись, схема ,рисунок, граф, таблица.;
- формы записи решения задачи: по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, выражением, в виде уравнения;
- уровня домашнего задания.
О применении ситуаций выбора на уроке ( см. Приложение 4)
При такой организации учебной деятельности, когда учащимся предоставляется свобода действий, возможность выбора, право высказать свои мысли, учитываются индивидуальные особенности учащихся, растет интерес к самостоятельной учебной деятельности, происходит формирование и развитие ее навыков.
Управление качеством обучения младших школьников решению задач на основе мониторинга.
Управление- это процесс воздействия субъекта управления на субъект или предмет.
Мониторинг- это отслеживание результата через диагностики.
Цель диагностики - своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.
Эффективность работы учителя на диагностической основе зависит от целенаправленного использования комплекса диагностических методик. В своей работе по данной теме я использую следующий комплекс методик:
- Диагностика определения готовности ученика к учебному сотрудничеству (методика «Рукавички» автор Цукерман Г.А.)
Высокий уровень субъективности проявляют дети, которые с первого раза запрашивают конкретную помощь.
Средний уровень- учащиеся, которые после первого анализа меняют тактику.
Низкий уровень – дети, которые так и не поняли, что надо делать.
Из 22 человек класса
В начале учебного года В конце учебного года
Высокий уровень-2 чел. Высокий уровень- 5 чел.
Средний уровень-10 чел. Средний уровень- 14 чел.
Низкий уровень-10 чел. Низкий уровень- 3 чел.
Повысили уровень готовности к учебному сотрудничеству 10 человек. Из них 3 человека перешли на высокий уровень, 7 человек на средний .
- Диагностика ЗАР и ЗБР ребенка (отслеживание усвоения государственных стандартов образования на каждом уроке)
ЗАР- система заданий, которые ребенок выполняет сам.
ЗБР- результат развития, система заданий, при выполнении которых требуется помощь. Любой ребенок развивается только в ЗБР.
В ЗАР и ЗБР происходит коррекция знаний учащихся по результатам диагностики.
- Диагностика определения уровня обучаемости школьников по решению задач.
Обучаемость –это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания.
Основная цель данной диагностики- определение уровня восприимчивости школьников к решению задач.
Для этого на уроке по изучению задач нового вида повторяю все, что нужно для изучения нового материала, объясняю новый материал, показываю образец в применении в сходной ситуации, затем в нестандартной и провожу самостоятельную работу на 10-15 минут.
Пример. Диагностика обучаемости по теме «Решение задач на движение»
- Выбери величины, относящиеся к движению.
Длина, время, площадь, высота, скорость, расстояние, ширина.
- Используя формулу пути S=U*t, заполни таблицу.
U | t | S |
18 км/ч | 90 км. | |
4 с | 280 м | |
35 км/мин | 6 мин. |
- Реши задачи по формуле пути:
- Всадник едет на лошади со скоростью 8 км/ч. Какое расстояние он проедет за 4 часа?
U | t | S |
- Чему равна скорость почтового голубя, если за 2 часа он пролетает 120 км ?
U | t | S |
- Пчела летит со скоростью 6 м/с. За сколько времени она долетит до улья, если находится на расстоянии 360 м от него?
U | t | S |
- Реши задачу:
Расстояние между двумя пристанями 160 км. Может ли катер пройти это расстояние за 9 ч., если будет идти со скоростью 18 км/ч?
Алгоритм самостоятельной работы:
- Различение (узнавание)
- Запоминание (воспроизведение)
- Понимание (осмысление)
- Применение умений и навыков (задание для новой ситуации)
Когда 3-4 ученика выполнили задание, работы у всех собираю.
Если выполнили 4 задания - высокий уровень
3 задания - средний уровень
1-2 задания - низкий уровень.
Использование заданий разной степени трудности и сложности помогает перейти от одного уровня обучаем ости к другому, а изменение уровня обучаем ости школьника свидетельствует о его продвижении в освоении предмета. Регулярное отслеживание уровня обучаемости помогает выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ученика.( см. Приложение 7)
4 Диагностика обученности была проведена по всем видам задач, изучаемых в 3 классе.
Обученность- это реально усвоенные ЗУН, сложившиеся способы и приемы приобретения знаний.
Диагностика обученности проводится в 5 уровнях:
База 1.Различение (узнавание)
«3» 2.Запоминание (воспроизведение)
3.Понимание (осмысление) «4»
4.Применение умений и навыков (констр.ур.)
«5» 5.Перенос знаний(творческий уровень)
Содержание примерных диагностических работ прилагается (см. Приложение 8)
По каждому виду задач составляются диагностические ведомости обученности:
Список класса | Задания | Общий балл | % | Уровень обученности | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||||
1.Белоусова Ан. 2.Бочкарева Ол . 3.Ефремова М. 4.Исраилов И. | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 | 3 3 3 4 | 4 4 4 4 | 3 2 3 4 | 14 13 14 16 | 86 80 86 100 | Оптимальный Оптимальный Оптимальный Высокий |
Критерии оценки: Уровни обученности:
1-2 задания выполнены верно-2б 90-100%- высокий
если с ошибкой-0б 80-89%-оптимальный
3,4,5 задания верно-4б 60-79%-допустимый
с ошибкой-3б Б.У. 50-59%-низкий
наполовину-3б <50%-критический
ошибся, но направление верное-1б
не выполнил-0б
Результаты по всем видам задач заносятся в сводную ведомость, в которой прослеживается тенденция обученности: стабильная, повышение или понижение (см. Приложение 9)
Литература.
- Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения»- М.:ИНТОР, 1996
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Ю. Формирование мотивации учения: Книга для учителя-М.: Просвещение 1990.
- Машарова Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании: Киров 2001.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под редакцией А.А Леонтьева. -М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной среды ученика. - М., 2002.
- Селиванова О.Г., Зорина С.В. Программно-целевой подход к управлению качеством образования. Киров 2003
- Управление качеством обучения математике младших школьников :Дидактический материал .- Киров: Издательство Кировского областного ИУУ.2002,2003,2004
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М. Просвещение, 1991
- Е.А. Ходырева «Проблемы личностно-ориентированного урока.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Белгород,1993
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» – М.: Педагогика,1987
- Якиманская и.С. Технология личностно-ориентированного образования М.: «Сентябрь» 2000
- Лекции по личностно- ориентированному образованию Селивановой О.Г.
Приложение 1
Памятка
«Как работать над задачей»
- Прочитай задачу.
- Найди условие и вопрос.
- Выдели опорные /главные/ слова.
- Установи связь между данными и искомым.
- Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:
- краткую запись;
- чертеж;
- рисунок;
- граф;
- таблицу.
- Запиши решение:
- по действиям с пояснением;
- по действиям с вопросами;
- выражением;
- уравнением.
- Проверь решение задачи.
- Запиши ответ полностью.
- Найдите другие способы решения задачи.
- Составь и реши обратные задачи.
- Составь подобную задачу с другим сюжетом (с другими величинами)
Приложение 2
Дидактические цели | Типы уроков | Технологические методики | Инструмент педагогической диагностики | Ожидаемый результат |
Обеспечивает усвоение школьникам ГОС | Урок усвоения ГОС | Методика организации усвоения ГОС всеми учащимися на уроке | Тест достижений | Усвоение ГОС всеми учащимися |
Создать условие для формирования школьников мыслительных операций в зоне их ближайшего развития | Урок индивидуальной образовательной траектории (групповая самостоятельная работа с разной трудностью заданий) | Методика перевода ученика с одного уровня обучаем ости на другой | Выявляем через задания разного уровня сложности и трудности | Расширение зоны ближайшего развития |
Способствовать развитию творческих способностей школьников | Урок развития творческих способностей | Методика креативной (творческой) педагогики | Инструментом выступают сами творческие задания | Уровень творческой активности |
Выявить уровень реально усвоенных ЗУН | Урок контроля за уровнем усвоения ЗУН | Технология уровневой дифференциации | Тест обученности | Уровень усвоения ЗУН |
Выявить уровень сформированности системы качеств знаний | Урок контроля за уровнем сформированности системы качеств знаний | Самостоятельная работа | Задания на прочность, системность, действенность разного уровня | Уровень сформированности |
Создать условия для осознания школьниками учебной деятельности и ее результатов | Урок рефлексия | Методика проведения урока-рефлексии | Наблюдения учителя на уроке | Осознание школьниками своей собственной деятельности и результата |
Приложение 8
Диагностика обученности по теме «Решение задач по формуле стоимости»
1.Подбери пару
формула цены С=а*n
формула количества а=С:n
формула стоимости n=С:а
2.Заполни таблицу.
С р | 720 | 204 | 1460 | 1527 | ||
а р. | 120 | 51 | 35 | 509 | ||
n шт | 5 | 4 | 2 | 7 |
3.Реши задачу
C | а | N | |
I | ? | 35 р | 12 шт. |
II | ? | 45 р | 7 шт |
4.Составь выражения:
а) У Мальвины было n сольдо. Она куп ила себе платье за а сольдо и 4 ленты по в сольдо. Сколько денег осталось у Мальвины?
б) Кот Леопольд купил мышатам 5 конфет всего на с рублей. Сколько ему надо доплатить, чтобы купить ещё 3 конфеты?
5.Придумай задачу, в которой надо найти общую стоимость проданного товара?
Диагностика обученности по теме «Решение задач по формуле работы»
1.Подчеркни формулу роботы.
S=U*t
C=a*n
S=a*b
A=U*t
2. Найдите производительность, если:
а) ученик прочитал 120 словза4 мин.
б) мастер сделал 30деталей за 6 ч
в) печник уложил 45 кирпичей за 15 мин.
3.Реши задачу:
Оператор должен набрать на компьютере 118 страниц текста. В первые 3 ч он набирал по26 страниц в час, а затем стал набирать по 20 страниц в час. За сколько времени оператор набрал весь текст?
4.Составьобратнуюзадачу.
5.Придумай задачу по схеме на нахождение производительности во второй части.
?
Приложение 10
Сравнительная таблица уровней обучаем ости и обученности
№ | Список учащихся | Уровень Обучаемости | Уровень обученности | Результат |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Белоусова Ан. Бочкарёва Ол. Ефремова Мар. Исраилов Ил. Климичева Вик. Кугувалова Мар. Куринной Дм. Лаптев Анд. Ларикова Нат. Лебедева Нат. Новоселов Кон. Погадаев Ал-др Рамм Елиз. Селюнин Ден. Стариков Мих. Степанов Ал-др Тамбекова Анж. Тушенцова Люб. Черепанова Ан. Шишкин Дм. Матряшина Ан. Кожинова Мар. | Средний Средний Высокий Высокий Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний Высокий Низкий Средний Средний Низкий Низкий Низкий Средний Низкий | Оптимальный (средний Оптимальный Высокий Высокий Оптимальный Оптимальный Оптимальный Оптимальный Оптимальный Допустимый Оптимальный Оптимальный Высокий Высокий Низкий Оптимальный Оптимальный Низкий Низкий Низкий Высокий Низкий | Уровни совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Совпадают Уровень обученности выше совпадают совпадают совпадают совпадают совпадают совпадают совпадают уровень обученности выше совпадают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ...
Проблемы обучения младших школьников решению задач на распознавание.
В статье анализируются проблемы, возникающие при решении задач на распознавание младшими школьниками...
Доклад по теме: Методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач.
В докладе рассматриваются возможные виды работ с текстовыми задачами и анализируются некоторые затруднения, возникающие при решении текстовых задач....
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
При решении задач на уроках математики, в соответствии с требованиями ФГОС, учащихся должны освоить следующие основные виды деятельности:· Моделировать изучен...
Этапы обучения младших школьников решению задач
Описание этапов обучения школьников решать текстовые работы....
Методика обучения младших школьников решению задач на движение
В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...
Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)
Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)...