« П Р А З Д Н И К Ч И С Л А» О ф о р м л е н и е: таблицы с оформлением римских и арабских цифр, кроссвордов, ребусов, загадок .
план-конспект урока по математике
: Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит,
что вы научились писать цифры от 0 до 10, считать, вычитать и
складывать, решать задачи. Чтобы ответить, сколько тебе лет,
сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или у жука, надо знать
цифры, надо уметь считать. В разных странах в разные времена
люди по-разному записывали числа. А ведь было время, когда
наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они
использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили
палочками, которые стали располагать в определенном порядке –
появились цифры, знаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_r_a_z_d_n_i_k-7.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
« П Р А З Д Н И К Ч И С Л А»
О ф о р м л е н и е: таблицы с оформлением римских и арабских цифр, кроссвордов, ребусов, загадок .
Звучит песня « Чему учат в школе»
Учитель: Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит,
что вы научились писать цифры от 0 до 10, считать, вычитать и
складывать, решать задачи. Чтобы ответить, сколько тебе лет,
сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или у жука, надо знать
цифры, надо уметь считать. В разных странах в разные времена
люди по-разному записывали числа. А ведь было время, когда
наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они
использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили
палочками, которые стали располагать в определенном порядке –
появились цифры, знаки.
Чтец: Знают взрослые и дети –
Без умения считать
Плохо жить на свете!
Чтец: Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
Чтец: Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Чтец: Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Вед.: Но сначала мы поговорим о том, на что похожа каждая цифра.
( Выходят дети , в руках у них таблички с цифрами и читают
стихотворение С.Я.Маршака « Веселый счет»)
1 ученик: Вот 1, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
2 ученица: А вот это цифра 2!
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
3 ученик: А за двойкой – посмотри:
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
4 ученица: За тремя идет 4,
Острый локоть оттопыря.
5 ученик: А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
6 ученица: Цифра 6 – дверной замочек:
Сверху – крюк, внизу – кружочек.
7 ученик: Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
8 ученица: У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
9 ученик: Цифра 9, иль девятка –
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет.
Цифрой 6 девятка станет.
10 ученица: Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!
11 ученик: Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – 10!
Вед.: А теперь, ребята, я вам загадаю загадки о цифрах, а вы, если
узнаете, скажете, о какой цифре идет речь.
З А Г А Д К И о Ц И Ф Р А Х.
- Я – в озере лебедка
Длинношеяя молодка. ( Цифра 2)
- Я четвертою стою
Между цифрами в строю. ( 4)
- На одной ноге в болоте
Вы меня легко найдете. ( 1)
- Я – горбатая старушка,
Или стружка – завитушка. ( 3)
- Летом траву я кошу на лугах,
Зимою я – на гвозде в сенях. ( 7)
- Я неплохо потрудилась –
В кресле мягком развалилась. ( 5)
- Я же будто ванька-встанька,
Как меня не наклоняй-ка. ( 8)
- Шесть через голову перекатилась –
И я у вас получилась. ( 9)
- Змейкой ползу я на сучок,
Ловко цепляюсь я, словно крючок. ( 6)
Вед.: Поиграем в игру “Живые числа”.
– Сделайте шаг вперёд “соседи” числа 7, 6, 3, 4, 1. (Дети по очереди делают шаг вперёд, выполняя задание.)
– Какое число находится между числами 4 и 6; 7 и 9; 0 и 2?
– Какое число на 1 меньше, чем 4?
– Какое число на 2 больше, чем 7?
– Сколько надо взять палочек, чтобы построить квадрат, треугольник?
Вед.: Вы узнали все цифры, правильно их назвали и все правильно сделали.
А это – ноль, или ничего.
Послушайте сказку про него.
( Дети показывают инсценировку стихотворения С.Я.Маршака)
Автор: Сказал веселый круглый ноль соседке – единице:
Ноль : С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Автор: Она окинула его сердитым, гордым взглядом:
Единица: Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Автор: Ответил ноль:
Ноль: Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я буду справа.
Автор: Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Ноль: Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто,-
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
Вед.: Не только цифра ноль имеет такие удивительные способности. Число
1 не меньше знаменито. Если к любому названному числу мы
прибавим 1, то получим последующее число, а если из любого
названного числа вычтем 1, то получим предшествующее число.
И Г Р А
А сейчас мы с вами снова поиграем. Вот здесь лежат карточки с
примерами. Вы будете выходить, решать пример и называть
последующее и предыдущее числа.
5+2, 7-6, 10-4, 2+1, 3-3, 9+1, 8-5, 6+3, 4-2, 2-1, 3+5, 7+3, 9-6, 8-3, 4+5,
2+6, 1+8, 7-4, 3+4, 6-4, 4-1, 1+6, 9-4, 5-2.
( Ответы приветствуются аплодисментами.)
Вед.: Молодцы, ребята! Как выглядят цифры вы знаете. А умеете ли вы
считать? А без чего нельзя считать? Правильно, без математических
знаков и действий.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.
Чтец 1: Крестик – он зовется плюс.
Без него не обойдусь,
Если я хочу узнать,
Сколько будет три и пять…
Тут я, без сомнения,
Выполню сложение.
( К доске прикрепляется табличка 3+5
с л о ж е н и е)
Чтец 2: Мама утром испекла нам четыре пирога.
Три из них мы сразу съели.
Сколько съесть мы не успели?
Чтец 3: Минус вам поможет тут!
Меня минусом зовут.
Я не крестик, но, друзья,
Без меня никак нельзя!
Чтецы 2 и 3 вместе : И вот мы – внимание
Выполняем вычитание!
( К доске прикрепляется табличка : 4 – 3
в ы ч и т а н и е )
Вед.: Ребята, вы уже знаете знаки « плюс» и « минус» и два математических
действия сложение и вычитание. А умеете ли вы решать веселые
задачи? Сейчас посмотрим.
- 2 зайца под кустиком рядом сидели.
2 зайца морковкою дружно хрустели.
Четыре морковки съел каждый зайчишка.
Сколько морковок украли плутишки?
- Курочка – мама на огород
Девять цыплят за собою ведет.
Двое балуются и отстают
Сколько послушных за мамой идут?
- Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
- Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
Вед.: Молодцы, ребята! Вы были внимательны и быстро решили задачи. А
сейчас мы отправимся…
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха.
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали!
Примеры довольно простые, но, как видите, они были не очень сильны в математике: во всех примерах – ошибки. Помогите им. Переложите в каждом примере только один стручок ( одну палочку), чтобы ответы были правильными.
П р и м е р ы ц а р я: ! ! + ! = !!
! ! ! ! = ! ! = !
П р и м е р ы ц а р и ц ы : ! = ! ! = ! ! !
! ! ! + ! = !
Вед. : Итак, вы сумели исправить ошибки царя и царицы. А сейчас хочу убедиться, что вы – дружный коллектив. Отвечайте хором и дети, и родители.
(Ведущий читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.)
Бежал раз зайчик вдоль равнин,
И зайчик значит был… (один).
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего… (два) зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри:
Теперь уж стало зайцев… (три).
Мчит новый заяц: “Путь мне шире!”
Ну, стало быть их уж… (четыре).
Ба! Вот бежит один опять,
Теперь уж зайцев будет… (пять).
Спешит ещё один из рощи –
Так, значит… (шесть) – чего же проще.
Тут прибежал ещё косой –
Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.
К ним одного ещё попросим,
Тогда всех зайцев будет… (восемь).
Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”
Он их спросил: “Так нас тут… (девять)?”
“Да, девять, – молвят те в ответ
Но вожака всё нет и нет”.
А тот бежит, болотце месит,
Примчал и молвил: “Нас тут… (десять)!”
Вед.: Вот и закончился наш «Праздник первого десятка». Всем спасибо!
(Ведущий вручает детям медали “Праздник первого десятка”.)
(Дети поют песню “Чему учат в школе” на слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с пер...
Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
УМК Школа 2100, 1 класс...
Числа и цифры. Римские цифры
· Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;· Cпособствовать развит...
Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи"
Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи" предназначена для занятия на кружке "Занимательная математика"...
Исследовательский проект по математике "Секрет происхождения арабских цифр".
Объект исследования: арабские цифры.Проект учит проводить исследовательскую работу, развивает умение работать в группах, парах. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают литературу по данной т...
презентация "Арабские цифры"
Конспект выступления на районном НПК "Первый шаг в науку"...