Исследовательский проект по математике "Секрет происхождения арабских цифр".
проект по математике (4 класс) на тему
Объект исследования: арабские цифры.
Проект учит проводить исследовательскую работу, развивает умение работать в группах, парах. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают литературу по данной теме, анализируют её; обобщают полученные данные.
Исследовательская работа проекта состоит в сравнении и анализировании информации, полученной из разных источников: книг, Интернета, опроса учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekret_proish._arabskih_tsifr.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект по математике
«Секрет происхождения арабских цифр».
Руководитель проекта: Пешкова Н. С.
Участники проекта: ученики 3б – 4б классов, учитель, родители.
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект: математика. Дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение.
Проект предназначен для учеников начальных классов.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Актуальность: снижение познавательного интереса к математическим знаниям у младших школьников.
Объект исследования: арабские цифры.
Проект учит проводить исследовательскую работу, развивает умение работать в группах, парах. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают литературу по данной теме, анализируют её; обобщают полученные данные.
Исследовательская работа проекта состоит в сравнении и анализировании информации, полученной из разных источников: книг, Интернета, опроса учащихся школы.
Цель проекта:исследовать историю возникновения арабских цифр, а также их роль в современном мире.
Задачи:
1.Способствовать развитию интеллектуальных и практических умений младших школьников:
- исследовательских (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- оценочных (оценивать результат своей деятельности и других);
- информационных (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);
-презентационных (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, демонстрировать артистические способности);
- рефлексивных (адекватно оценивать свою работу).
2. Способствовать формированию таких качеств личности ребёнка, как инициативности, самостоятельности, ответственности, доброжелательности.
Коррекционные задачи:
- формирование умений употреблять слова в соответствии с ситуацией;
-развитие интереса и любознательности, интеллектуальных умений обучающихся с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей;
- развитие навыков ориентировки в пространстве;
- коррекция эмоционально-интонационной стороны речи.
Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер.
Продукт проекта:буклет, содержащий результаты нашего исследования.
Разработка проекта:
1. Постановка цели проекта.
2. Определение задач.
3. Нахождение необходимого материала по выбранной теме, подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.
4. Подготовка презентации по выбранной теме.
5. Внедрение проекта в работу с детьми.
Этапы работы:
1. Погружение в проект.
2. Частично - поисковая деятельность обучающихся.
3. Выводы и результаты (продукт проекта).
4. Презентация проекта «Секрет происхождения арабских цифр».
Содержание:
1. Актуальность проекта.
2. История появления арабской системы счисления
3. Арабские цифры в Европе
4. Как менялось написание цифр
5. Арабские цифры в современности
6. Заключение. Выводы по работе.
Заключение.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что арабская система счисления прошла долгий и сложный путь формирования. Цифры, появившиеся в Индии, сначала были переняты арабами, а затем распространились по всему миру, что позволило значительно ускорить темпы развития науки и техники. И сейчас арабская система счисления не теряет своей актуальности.
Ход презентации.
1. Актуальность проекта. Люди всегда используют числа и цифры везде: в работе, в быту, на отдыхе. С самого раннего возраста человек сталкивается с необходимостью считать. Счёт – вещь важная и нужная. Однако, научившись считать, люди мало знают о том, откуда появились цифры, кто придумал использовать ту или иную форму записи числа. Встречаясь с цифрами на каждом шагу, мы настолько привыкли к их существованию, что вряд ли задумываемся, а откуда же они взялись. А, между прочим, история их возникновения чрезвычайно увлекательна. Выбранная нами тема актуальна и может представлять интерес для широкого круга общественности, так как вопрос о появлении цифр изучается многими учёными в области математики. Целью нашей работы является изучение истории возникновения арабских цифр. 1,2,3 слайды.
2. Как люди научились считать. Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук. 4,5 слайды.
Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать? 6,7 слайды.
Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки. 8 слайд.
3. «Как люди научились записывать цифры». Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь! Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.
4. Знакомство с древними цифрами.
Цифры древних математиков, которые жили пять тысяч лет назад в Месопотамии. 9 слайд.
В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
А это египетские цифры от 1 до 10. Интересно, сколько времени тратили египетские школьники, чтобы изобразить 6 или 9? Зато для больших и огромных чисел египтяне придумали отдельные значки. 10 слайд.
Так выглядели древние китайские цифры. 11 слайд.
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т. д. 12 слайд.
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец. 13 слайд.
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек. 14 слайд.
5. Арабские цифры - их написание.
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Когда эти две палочки быстро писали одну под другой, их соединяли косой черточкой, как мы соединяем буквы в слова. Вот и получился значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку. Тройка получалась при скорописи из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.
От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею — связать числовое значение цифры с количеством углов в ее начертании. Дело в том, что именно арабы первыми познакомились с десятичными цифрами, которые в свою очередь возникли в Индии. Арабы по достоинству оценили десятичную систему счисления и начали использовать при подсчетах в торговых операциях. Именно арабы завезли эту систему счисления в Европу. Будучи проще и удобнее остальных систем, она достаточно быстро вытеснила все другие способы записи чисел. С тех пор цифры, используемые для записи чисел в десятичной системе счисления, называют арабскими. Арабы переняли те цифры, что называются теперь «арабскими» у индусов, а европейцы уже заимствовали эти цифровые символы у арабов в конце средневековья. Существует одна из гипотез, что некий арабский математик древности предложил связать количество углов написанной цифры с её числовым значением. Очертания всех арабских цифр состояли из отрезков, при соединении дававших определённое количество углов.
Не имеет углов только цифра «ноль» (придуманная гораздо позже остальных цифр), поэтому она единственная изображается в виде овала. 15 слайд.
6. Арабские цифры - история и развитие. Форма «арабских» цифр со временем сильно изменялась. Та форма, в которой мы их пишем, установилась в XVI веке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Даже Пушкин предложил свой вариант формы арабских чисел. Он решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате. Арабская нумерация - это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время. В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранилась славянская нумерация) Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее буквально "пустое место". Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохраняло до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" (nullum - ничто). 16 слайд.
7. Заключение. Подводя итог, надо отметить: несмотря на то, что ответ на вопрос, сколько арабских цифр существует в настоящее время, очень прост, позиционная цифровая система прошла длинный путь становления. Так, символы, т. е. цифры, однажды созданные выдающимися индийскими учеными, сначала заняли свое место в арабской культуре, а только затем начали распространяться во всем цивилизованном мире. Создание такой цифровой системы позволило значительно ускорить темпы развития как науки, так и техники. Главной причиной быстрого распространения и адаптации арабских цифр на мировом уровне стали миграция и появление книгопечатания, благодаря которым удалось познакомить с ними жителей всех континентов.
Мы думаем, что обучающиеся 3б/4б классов привлекли ваше внимание к истории возникновения арабских цифр. Ребята рассказали вам, как люди научились считать и как появились цифры, которые мы используем в нашей жизни. Данный проект будет иметь популярность среди людей разных возрастов, которые увлекаются математикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – исследовательский проект «История происхождения бумаги» 4 класс
Обучающиеся 4 Б класса МОУ СОШ №117 под руководством учителя, выполнили исследовательский проект - «Ист...
Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи"
Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи" предназначена для занятия на кружке "Занимательная математика"...
Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"
Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"...
Исследовательская работа по теме "Происхождение русских фамилий"
В данной исследовательской работе обучающимися 4 класса были рассмотрены история и происхождение наиболее распространенных русских фамилий. В том числе история и происхождение фамилий учеников этого к...
презентация "Арабские цифры"
Конспект выступления на районном НПК "Первый шаг в науку"...
« П Р А З Д Н И К Ч И С Л А» О ф о р м л е н и е: таблицы с оформлением римских и арабских цифр, кроссвордов, ребусов, загадок .
: Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит, что вы научились писать цифры от 0 до 10, считать, в...