презентация "Арабские цифры"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Даутова Гульнара Ильдусовна

Конспект выступления на районном НПК  "Первый шаг в науку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_arabskie_tsifry.pptx730.5 КБ
Файл arab_tsifry.docx112.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Слайд 3

Индейцы в Америке изображали числа с помощью узелков на веревке.

Слайд 5

У народов Майя числа от одного до двадцати обозначались точками и черточками

Слайд 6

Теория углов

Слайд 7

Теория А.С. Пушкина

Слайд 10

Спасибо з а внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углубленным изучением  отдельных предметов»  Советского района г. Казани

                            Районная  научно- практическая  конференция

                               «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ»

Секция: «Математика и основы  информатики»

Тема:  «Происхождение чисел»

  Выполнила ученица 3 «Г» класса

Карпова Аделя Евгеньевна

Учитель первой  квалификационной категории

Даутова Гульнара Ильдусовна

Оглавление

Введение  ………………………………………………………...2

Основная часть…………………………………………………...3

  • Происхождение названия чисел
  • Происхождение способов записи чисел
  • Происхождение арабских чисел
  • Теория углов
  • Теория А.С. Пушкина
  • Теория оцифровки графем

Заключение……………………………………………………….8

Список использованной литературы…………………………...9

1

Введение.

Меня зовут Карпова Аделя. Я учусь в средней общеобразовательной школе № 167 с углубленным изучением отдельных предметов. С самого детства я интересовалась математикой. Мама рассказывала, что я начала изучать математику с трех лет. С тех пор и, наверное, я хотела знать, откуда взялись цифры, которыми мы пользуемся в наше время? Ведь числа в нашей жизни встречаются очень часто. Используем их, чтобы измерять время, звонить по телефону, управлять пультом от телевизора, покупать или продавать что либо. Кроме этого у каждого человека есть различные числа: номер паспорта, полиса, банковского счета. Еще важнее: вся информация в компьютере, даже текст, передается с помощью числовых кодов. Поэтому для меня стало важно узнать, как же появились цифры.

2

Основная часть.

Название чисел сначала показывали на пальцах. Так начинали учиться считать, пользуясь своей пятерней. Пальцы оказались самой замечательной счетной машинкой, с их помощь можно было считать до пяти, если взять обе руки - то и до десяти, а в странах, где люди ходили босиком – то и до двадцати.  

Проходили многие и многие годы, появилась необходимость записи этих чисел. Первым способом записи чисел были зарубки на палке, глиняные шарики и другие фигуры

.File:Os d'Ishango IRSNB.JPG

Индейцы в Америке изображали числа с помощью узелков на веревке.

3

http://profismart.ru/files/21/book/reader/b120228/_68.jpg

В древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Десять обозначалась скобочкой в виде подковы. Сотни обозначали крючком.

1

10

100

1000

10,000

100,000

1,000,000

Z1

V20

V1

M12

D50

I8

C11

У народов Майя числа от одного до двадцати обозначались точками и черточками

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/09/Maya.png

4

Мы знаем, что арабские цифры были привнесены в Европу в 13 веке арабами, и получили распространение во второй половине 15 века. К арабам эти цифры попали из Индии, где они, наверное, и зародились. Мы и не удивляемся этим загадочным десяти знакам, хотя и не задумываемся о происхождении их начертания. Почему именно выбрали такое написание цифр? Ведь было бы логичнее и проще пользоваться «палочками» - римским вариантом.

Возникает тогда еще один вопрос: Почему именно десятичная система счисления? Наверное, потому что наши предки пользовались при этом нашими десятипалыми конечностями.

Существуют разные теории на этот счет.

  1. Теория углов Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линии, где количество углов соответствовало величине знаков. Скорее всего, какой-нибудь арабский ученый и предложил идею – связать числовое значение цифры с количеством углов в ее написании. Вот они:

0 – цифра без единого угла в начертании,

1 – содержит один угол,

2 – содержит два угла, и т.д.

Вот как они выглядели в оригинале:

http://smitnews.ru/wp-content/uploads/2012/03/12-300x150.jpg


5

2Теория А.С. Пушкина

А. С. Пушкин полагал, что цифры происходят из квадрата, пересекаемого диагоналями.

Существует так же легенда о перстне царя Соломона, на драгоценном камне которого была изображена таинственная фигура: квадрат, в котором проведены диагонали. Используя линии этой фигуры можно получить изображения всех десяти цифр.Вот они:

Наверное, каждый обратил внимание на то, что придуманные А. С. Пушкиным символы и символы на перстне царя Соломона, очень похожи на почтовые символы.

6

3.Теория оцифровки графем

Эта теория  использует математическую оцифровку графических образов. Естественное соответствие картинки (графемы, образа) цифры и числового подсчёта так называемых графем этих цифр. Вот, ниже, и наглядные иллюстрации графем всех цифр с соответствующей оцифровкой (с применением правила нумерологического сокращения Пифагора).

Эта теория показывает, что форма цифр может соответствовать их цифровому (количественному) содержанию.

7

Заключение.

Трудно себе представить как современный человек смог бы прожить, если бы когда-то, много тысячелетий назад, не была бы приоткрыта тайна великих и загадочных чисел.

        Мы не можем, конечно, вернуться в прошлое для того, чтобы  узнать всю правду о происхождении чисел, но с помощью воображения и логики мы можем постараться постичь непознанное – тайну цифр.

        Изучив некоторые теории происхождения начертания арабских цифр, я сделала вывод: древние люди при счете всегда использовали какой-то подручный материал (пальцы рук, палочки, камешки, узелки на веревке и прочее) и складывая их на поверхности, получали какие-то фигуры, что возможно и стало прообразом цифр.

                                                                                                                  8

Список использованной литературы.

1. Энциклопедия кругосвет. Статья – цифры и системы счисления.

2. Грачев Л.В. К вопросу о происхождении начертания «арабских цифр».

3. http://www.numbernautics.ru/content/view/62/29/ 

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%F4%F0%FB 

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

ПИШИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО! Образец написания цифр.

Данный материал предназначен для показа образца написания цифр....

Мини – сценарий к общешкольному празднику «Цифры в сказках» (презентация цифры 2). 2 класс.

способствовать формированию положительной мотивации к изучению математики.расширить общекультурный багаж учащихся; развивать познавательные и творческие способности учащихся; развить логическое ...

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Лента цифр. Цифра 0.

Для уроков математики в 1 классе....