Числа и цифры. Римские цифры
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
· Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
· Cпособствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
· Dоспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chisla_i_tsifry.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Числа и цифры. Римские цифры.
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи:
- создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
- способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
- воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
Основные дидактические методы:
- проблемные методы обучения
- продуктивно - практический
- частично – поисковый
- объяснительно-иллюстративный
- принципы самоорганизации познавательной работы учащихся
Дидактические средства:
- для учителя – презентация, фонограмма;
- для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование:
- цифровые «веера»
- магнитофон
- проектор
- таблицы
План урока
- Организационная часть.
- Актуализация знаний.
- «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
- Первичное закрепление изученного.
- Самостоятельная работа.
- Тренировочные упражнения и задания на повторение.
- Рефлексия. Итог урока.
Ход урока
- Организационный момент.
Парта - это не кровать, и на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроке не болтай, как говорящий попугай.
Ответить хочешь – не кричи, спокойно руку подними.
– Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»?
- Актуализация знаний.
– С какими числами познакомились на предыдущих уроках?
- Что позволяют нам числа делать с предметами?
( Считать, сравнивать, устанавливать порядок.)
Работа с отрезком натурального ряда чисел.
- – Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 5? 7?
– Покажите предыдущее число числу 9? 4?
– Покажите число у которого «соседи» 5 и 7? 7 и 9?
- –– Увеличьте 5 на 2? 7 на3? (Результат покажите на веере.)
- - Я задумала число, увеличила его на 2 и получила 7. Какое число я задумала?
- – Я задумала число, уменьшила его на 2 и получила 6. Какое число я задумала?
- На доске предметные рисунки, числовые карточки, карточки с цифрами.
– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
(Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков.)
- Придумайте сами картинку и карточку.
- «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
- Работа по учебнику: задания 1 – 3, с.30.
- Прочитайте тему урока.
- Что нового вы узнаете на уроке? ( Познакомимся с неизвестными цифрами.)
- Рассмотрите задание 1.
- Что изображено на картинках? (Птички.)
- Подумайте, что могут означать эти записи?
- Прочитайте правило на с. 30.
- Что нового вы узнали ? (Древний народ майя записывали цифровые знаки в виде точек и тире.)
– Что такое цифра?
(Цифра – знак для записи числа)
Историческая справка.
Люди научились считать очень давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали специальные значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.
Задание 2. Выполняют фронтально. Учитель показывает карточки с моделями чисел, а ученики по очереди должны записывать числа на доске. Остальные выкладывают числовые карточки на парте.
- Как бы вы назвали эти цифры? Оказывается, нашим цифрам давно придумано название. Давайте прочитаем, как они называются. ( Цифры 0 – 9 называются арабскими; их всего десять.) – с.30.
– Вова предлагает вам следующее задание.
– Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Работа в тетрадях, а один ученик у доски)
– Какие действия вы выполняли?
(Чтобы получить число, мы пересчитали точки, количество точек записали цифрой)
- Короткая историческая справка об арабских цифрах. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по Земле.
– А в наши дни мы записываем цифры так 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? (Арабские)
Двигательная физкультминутка под музыку
« Вперёд четыре шага…».
5) – А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами.
– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
(Ответы ребят)
– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. (Показываем вместе с детьми)
- Первичное закрепление изученного.
1) Работа с учебником.
Пишем цифры в задании №5, с.31.
2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
– Для чего нам нужны числа?
(Чтобы сосчитать количество предметов)
– Как вы поняли, что такое цифра?
3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
– Верны ли ваши предположения?
– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.
Физкультминутка для глаз.
- Самостоятельная работа.
№7, с.31
-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
-Какие римские цифры пропустил Вова?
-Назови следующие числа для V, VIII, IX?
-Назови предыдущие числа для II, IV, X?
.
- Итог урока
– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
- работал в полную силу;
- работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
.
Методическая литература:
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2002.
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 1 кл. – М.: «Школа 2000…», 2001.
- Савин А.П. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уникальный рабочий материал по математике: 1-й класс. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с пер...
Конспект урока по математике на тему "Римские цифры и числа". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
Сценарий урока в технологической карте....
Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
УМК Школа 2100, 1 класс...
"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс
Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...
Римские цифры и числа
Урок математики 3 класс: "Римские цифры и числа"...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с первыми д...