Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Числа и цифры. Римские цифры»
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные:
Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах;
Познакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
Закрепить навыки счета в пределах 10.
Личностные:
Воспитание чувства доброжелательности, взаимопомощи, самостоятельности;
Развитие интереса к предмету.
Метапредметные:
Развитие умения работать в паре;
Развитие умения ясно формулировать ответы на вопросы и свои затруднения при выполнении задания.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Образовательные технологии: педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, индивидуальный и дифференцированный подход, развивающее обучение.
Ход урока:
- Организационный момент. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Рада, что у большинства детей отличное настроение.
Уверена, что к концу урока у остальных тоже оно улучшится, ведь сегодня мы раскроем для себя некоторые тайны науки математики.
- Актуализация знаний.
- Математическая разминка: В каждой паре: предметный рисунок, схемы, карточки с цифрами. Составьте из цифр равенство, подходящее к рисунку и назовите его компоненты.
Работа с числовым веером:
Соседи числа 5? (4 и 6)
Какое число предшествует числу 6? (5)
Какое число следует за числом 7? (8)
Сложи 4 и 3 (7)
6 уменьши на 3 (3)
5 да еще 5 (10)
Первое слагаемое равно 3, второе слагаемое равно 7, чему равна сумма? (10)
Найдите разность 5 и 0 (5)
- Сколько всего цифр? (10) Назовем их. Чем цифры отличаются от чисел? (цифр 10, а чисел – бесконечное множество, с помощью цифр записываем числа)
- Открытие нового знания, формулирование темы урока.
- С.30 №1 Что могут обозначать записи под рисунками? Это – цифры древнего народа майя. Этими цифрами записано число предметов на каждом рисунке. Помоги Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти числа. (1, 5, 9) (Слайд 1-2, запись на инт.доске)
Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры) Как вы думаете, что еще узнаем на уроке? (Неизвестные цифры, как с их помощью записывать числа)
- Слайд 3. Это – арабские цифры
- На доске: 3+5 2+8 10-4 0+а а+0 9-2 x-v v-II
На какие две группы можно разделить выражения? (сложение и вычитание, выражения с буквами и без (убираются))
Между какими выражениями можно, не считая, поставить знак =? (0+а и а+0, выполняется переместительное свойство сложения). Значение каких выражений мы не сможем найти? Как вы думаете, что они обозначают? Где вы могли их видеть?
I V X – это римские цифры.
Рассказ учеников об истории римских цифр: История римской системы счисления берет свое начало, естественно, в Древнем Риме, во время расцвета Римской империи. Она применялась более двух с половиной тысяч лет назад и используется по сей день. Римскими цифрами, как основными пользовались очень долго.
Сущность римской системы счисления в том, что для обозначения цифр в ней используются заглавные латинские буквы. Но немногие знают, что эти буквы выбраны неслучайно. I – обозначает один, это один палец. V- это пять, раскрытая ладонь, на которой у нас 5 пальцев. X – это десять, две скрещенные ладони, на которых у нас десять пальцев.
(Слайд 4) Запишем эти числа арабскими цифрами.
- Физминутка «Живые числа»
(показываем числа руками: I II V X)
- Первичное закрепление знаний
С.31 №4 – запись в тетрадь с проговариванием вслух. Учитель пишет эти цифры на доске.
С.31 №5 (Слайд 5) Запиши число изображений на каждом рисунке арабскими и римскими цифрами (работа на инт.доске)
- Видео-физминутка
- Самостоятельная работа
С. 31 №6 (Слайд 6) Работа в паре. Найдите закономерность. Пропущенные числа запишите в тетрадь римскими цифрами.
Какое число следует за числом V? За числом VIII, IX.
Назовите числа, предыдущие числам:II, IV, X.
Кто сможет записать это выражение и его значение с помощью римских цифр? 5+1 (V+II=VI)
- Итог урока. Рефлексия
С чем познакомились на уроке? Что нового узнали? Что было понятно? Что вызвало затруднения? Покажите, какое у вас сейчас настроение. Дома можете потренироваться писать числа с помощью римских цифр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Число и цифра 9" и презентация.
Данный урок проходил в 1 классе при изучении чисел первого десятка.На уроке отрабатывался метод изучения числа по алгоритму:1.определить количественно число 9;2.научиться писать число;3. определить ме...
Конспект урока на тему "Число ноль. Цифра 0".
Урок математики в 1 классе (УМК "ШКОЛА 2100")....
Конспект урока по математике. Число и цифра 8.
Урок с использованием игровых элементов обучения....
Конспект урока по математике "Число и цифра 6" 1 класс.
Урок построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Тип урока: открытие нового знания....
Конспект урока по математике "Число и цифра 7"
Конспект урока по теме "Число и цифра 7" - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Урок необычный: много интересной работы, встреча со сказочными героями.На уроке ученики у...
Конспект урока по математике "Число девять, цифра 9".
Представлена работа по изучению числа девять....
Конспект урока по математике «Число и цифра 8»
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8» Цель урока: научить ...