Число и цифра 5. Конспект урока.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Технологическая  карта  изучения  темы " Число  5. Цифра 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_chislo_i_tsifra_5.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Математика.

Класс: 1

Тип  урока:  Изучение  нового  материала.

Технологическая  карта  изучения  темы

Тема

Число и цифра 5

Цели

Цели:  

1. Сформировать представление о числе 5, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, состав числа 5.
2. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, закреплять названия компонентов сложения и вычитания, состав чисел 2,3 и 4.
3. Способствовать формированию навыка устного счёта, письма.
4. Развивать мыслительные операции, инициативность и самостоятельность работы на уроке

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование умений писать цифру 5;
  • называть последующие и предыдущие числа (числа 5);
  • умение работать по образцу;
  • развитие логического мышления и умения решать простые задачи.

Личностные:

  • осознание математических составляющих окружающего мира,
  • ориентация  на взаимопомощь, товарищество.
  • осознание  любви к предмету.
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные

формирование умения  

  • ориентироваться в своей системе знаний,
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя,
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,
  • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные

формирование  умения

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза
  • делать умозаключения
  • слушать собеседника и вести диалог
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание

Регулятивные

формирование  умения

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания;  правильность выполнения действия на уроке адекватной оценкой,
  • высказывать своё предположение,
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Педагогические

технологии

Технология проблемного обучения, игровые технологии, групповые  технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Методы  обучения  и воспитания

  • объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ, объяснение, показ, демонстрация)
  • проблемный и частично-поисковый методы (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения)
  • исследовательский метод (самостоятельное решение проблемной ситуации, моделирование)
  • методы организации деятельности учащихся(ролевая  игра, практикум)
  • метод контроля и самоконтроля относятся (тестирование)
  • методы формирования личностных результатов(рефлексивные методы)

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация,  доска, учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный  материал.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  работа  в  парах.

Ход  урока.

I.Организационный момент

Настрой детей на работу. Создает условия для включения в учебную деятельность. (слайд1,2)  

Встало  солнышко  давно,
Заглянуло  к  нам  в  окно,
На  урок  торопит  нас-
Математика  сейчас.
 Ждёт нас сегодня работа важная

Что не знаем, будем повторять,

Что забыли, будем вспоминать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счёта.

II. Актуализация знаний.    

Методы выработки учебных умений и накопления опыта

Информационно-коммуникативные технологии.

Перед тем, как приступить к изучению новой    темы, нужно себя настроить на математический лад.

- назови число, следующее за числом 1, 2, 3;

- какое число идёт при счёте перед числом 4, 3, 2    

- какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4;

- сколько надо прибавить к 1, чтобы получить 4;

- сколько надо отнять от 4, чтобы получить 2;

- к какому числу прибавили 4, если получили 4;

- от какого числа отняли 1, если получили 2?

-назови  соседей  числа  2,3.

-реши примеры. (слайд 3)

 III.Определение темы урока.  Формирование новых знаний.

  1. Постановка  проблемы.  Определение  темы  урока.      

 Проблемный и частично-поисковый методы (проблемная или эвристическая беседа)

      Технология проблемного обучения

С какими цифрами вы уже познакомились?   (1,2,3,4).

Послушайте  загадку.

У ладошки пять детишек,

Пять веселых шалунишек.

Все подряд они хватают,

Только ночью отдыхают.

Как зовут их, угадайте,

Малышей пересчитайте. (слайд  4)

Пальчики легко узнать –

На руке их ровно пять.  (слайд 5)

Как  называют  каждый  пальчик? (слайд 6)

-Какое  число  мы  будем  изучать? (слайд 7)                                                          

- Какие задачи урока мы можем для себя поставить?                                                                                                                  ( познакомиться с цифрой 5,  считать  в  пределах  5)

2.) Работа  по  учебнику.  

  Методы выработки учебных умений

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы  

    Откройте учебник на странице 68.          

Посмотрите на картинку.                                

Сосчитайте сколько яиц на сене? (5)

А теперь посчитайте, сколько цыплят вылупилось из яиц? (5)

Посмотрите на часы у вас в учебнике, сколько времени они показывают? ( 5 часов)

Как вы это поняли? Что показывает короткая стрелка? Что показывает длинная?

3.)Состав  числа  5

Информационно-коммуникативные технологии.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ, объяснение)

Методы выработки учебных умений и накопления опыта

Опустите глазки ниже, у вас в овале нарисованы точки.

 Сколько всего точек в большом овале? (5)

Что  обозначает  разделение  овала?

( Что к 4 точкам прибавили одну)

Как  можно  получить  число  5?

Посмотрите на примеры, прочитайте первый пример. 4+1=5  и  5-1= 4

Что обозначают эти примеры?

(состав числа 5)

Какие  ещё  2  примера  с  этими  частями  можно  составить? (слайд 8)

1 + 4 = 5                

4 + 1 = 5        

5  - 1 = 4                

5  - 4 = 1

Из каких 2-х  частей ещё  может  состоять  число  5?  (2,3)  (слайд 9)

Составьте с  этими  частями  все  возможные  примеры.

2 +  3 = 5                

3 +  2 = 5        

5  -  2 = 3                

5  - 3 = 2

4.) Работа  по  учебнику.

Метод стимулирования занимательным содержанием

- Посмотрите на первое задание  с.68.

Рассмотрите рисунки, и найдите в них цифру 5.

--Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается?

 ( лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке)

Какие фигуры связаны с числом 5? ( пятиугольник, звездочка)

5.)  Количественный  счёт  предметов.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта

Методы самостоятельной работы учащихся

 Откройте  тетрадь  на .с.56.

- Посмотрите на задание 2. Сосчитайте сколько элементов в каждом множестве. Запиши нужную цифру в правом верхнем углу.

Давайте проверим, правильно ли вы записали.

(сравнение ответов по документ-камере)

Каких  предметов  получилось  5

6.) Определение места  числа  5  в  натуральном  ряду.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта

Посчитайте до 5 и обратно.
Где располагается число 5 в натуральном ряду? (после числа 4, перед числом 6)
 (слайд 10)
После  какого  числа  следует  цифра  5?

Какое  число  следует  за  числом  5?

Игра  «найди своё место» Ребята, нужно выйти к доске, взять и расположить карточки по порядку от 1 до 5.(1  группа), расположить карточки по порядку от 5 до 1.(2  группа),

Выполни задание № 5  в  тетради.  Проверьте  друг у  друга.

А теперь  это же задание  немного  разнообразим.

Назови числа по порядку, начиная с самого большого. (слайды  11,12, 13)

 3   4  5 1 2

5, 4, 3, 2, 1 (Обратный порядковый счёт)

2 5 3 1 4 (по росту)

Молодцы.

Физкультминутка   (слайд  14)

На доске стихотворение (читает учитель или хорошо читающий ученик):

«Один, два, три, четыре, пять!

Дети в лес пошли гулять.

И увидели ребята

Возле пня грибы - опята.

Стали их они считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Ребятишкам повезло:

5 – хорошее число!

7.)  Написание прописной цифры  5.

Информационно-коммуникативные технологии.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Посмотрите на задание № 5 в  тетради.

Какая цифра написана в клеточках?

- Это печатная или прописная цифра?

-Почему? Докажите свой ответ.

- Обведите цифры которые у вас написаны пунктиром.

- А теперь давайте научимся писать прописную цифру 5.  (слайд  15)

- Ставим точку чуть правее средины клетки и проводим линию вниз немного  не  доходя  до центра клетки,

потом вправо пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.
- Пропишите цифру 5.

 ( учитель помогает, поправляет, следит за посадкой).

-Отступив одну клетку от печатных цифр начинаем писать прописную цифру 5 четыре раза, затем снова отступаем одну клетку и прописываем еще четыре цифры 5 и т.д.

- А теперь прочитайте равенства, которые у вас написаны ниже.  Обведи  их.  Придумай  своё  равенство. Прочитайте неравенство. 5>4 – неравенство. Придумай своё  неравенство,  отступи  2  клетки  и  запиши  его.

IV. Закрепление знаний

     Информационно-коммуникативные, игровые и  групповые   технологии

Методы организации деятельности учащихся (ролевая  игра, практикум)

  1. Игра  «Магазин».

Посмотрите,  что  лежит  у  вас  в конвертах?

Где  мы  пользуемся  деньгами.

Представьте,  что  вы  пришли  в  магазин.  Тетрадь  стоит  5  рублей. Какими  монетами  можно  заплатить 5 рублей, используя  те  монеты,  что  у  вас  есть.

Найди  все  возможные  способы. Проверка. (слайд 16, 17,  18)

А  блокнот  стоит  3  рубля, а  заколка 4 рубля.  Дети  выходят  к  документ-камере и выкладывают   монеты.

  1. Тетрадь  №7  с. 57  Решите  примеры.

 Метод   анализа  и  синтеза информации.  Методы контроля  знаний учащихся (сам.  Работа)

Что  общего  вы  заметили  в  примерах  1 столбика? 2  столбика?  3  столбика?

Как  связаны  примеры  1  строки?  Какого  примера  не  хватает?  Состав  какого  числа  мы  повторили?  И.т.д.

  • Задайте  следующие 2  вопроса?                                              
  1. Посчитай кол-во  квадратов.

- В этой фигуре 5 квадратов.

- Правильно здесь действительно пять квадратов, четыре внутренних квадрата и один, самый большой внешний.

V. Итог урока. Рефлексия.

Информационно-коммуникативные технологии.

Методы формирования личностных результатов (рефлексивные методы)

1.)Что нового вы сегодня узнали?

С каким числом мы сегодня познакомились?

К какому числу прибавили 1, если  получили 5?

Как можно получить число 5? ( 5-это 1 и 2, 2 и 3, 3 и2, 4 и 1) (слайд  18)

2.) Метод контроля и самоконтроля

Игра  «Засели домик».  С.р., далее  самопроверка. (слайд 19)

3.)Что вам понравилось на уроке больше всего?  

Зеленый круг – я молодец, у меня все получилось, я все понял.  (слайд 20)

Желтый– я испытывал затруднение.

Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Нарисуйте  в  тетради тот цвет,  на который вы себя оцениваете.

Спасибо всем за урок. Молодцы!  (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...