1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятной обстановки.
| - Организационный момент, положительная мотивация к уроку
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом.
«Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В экспедицию отправимся смело, В мир примеров и разных задач. А девизом нашего урока буду такие слова: Думать — коллективно! Решать — оперативно! Отвечать — доказательно! Бороться — старательно! И открытия нас ждут обязательно!»
Устный счет
Послушайте задачу: Для детского сада купили 7 зелёных мячей, а красных — в 5 раз больше. Сколько красных мячей купили? - Как вы узнали?
- Что вы можете рассказать о числе 35? -Давайте сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа.
- Запишите число 35. -Заменим это число суммой разрядных слагаемых. -А теперь суммой таких чисел, каждое из которых, делится на 5. -Поднимите руки, кто на данном этапе урока поставил бы себе отметку 5? -Другую отметку – ниже 5? - Объясните, почему так себя оценили? -Какой сделаете для себя вывод?
|
Обучающие настраиваются на учебную деятельность.
35 красных мячей 7*5=35
Двузначное, т.к. в записи две цифры, нечетное т.к. не делится на 2, некруглое т.к. не оканчивается на 0.
Записывают число 35 30 + 5
30 + 5, 25 + 10, 20 + 15 | Личностные: Формировать умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. |
| Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
|
2. Актуализация знаний.
Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», выявить затруднения учащихся; -обеспечить готовность обучащихся к активной познавательной деятельности на уроке.
| -У вас на столах лежат карточки. - А сейчас посмотрите на карточки и найдите пару, не вычисляя. 7∙3+2∙3 (3+2) ∙4 6∙8+3∙8 (8+2) ∙7 8∙7+2∙7 (5+4) ∙6 5∙6+4∙6 (6+3) ∙8 3∙4+2∙4 (7+2) ∙3 - Почему не производя вычислений, вы правильно соединили выражения? Знание какого математического закона вам помогло ?
-Расскажите, что вы знаете о распределительном законе умножения?
-А теперь запишите первые два выражения в тетрадь и решите их. (3+2) ∙4 = 3∙4+2 ∙ 4=12+8=20 (8+2) ∙7=10∙7=70.
- Оцените свою работу. | Работа в парах.
-Распределительного закона умножения.
-При умножении суммы на число, надо каждое слагаемое умножить на это число, а затем сложить полученные произведения.
Два ученика работают у доски.
Оценивают работу. | Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; сотрудничество со сверстниками. Личностные: самоопределение. |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация; - подведение под понятие. |
3.Создание проблемной ситуации. Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации. | - А сейчас нам нужно найти значения следующих выражений. На слайде: Предлагается решить примеры: (40+8):6 (20+80):10 (60+27):3 (Последний пример должен вызвать затруднение) Проблемный диалог: - Ребята, вы смогли решить? - В чем затруднение? -Чем вычисления не похожи на другие? - Попробуйте сформулировать тему урока.
Если проблемная ситуация не срабатывает, тогда: - Некоторые ученики решили.
- Ребята, смогли решить? (Нет, да) - Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом.
- А остальные ребята, в чем у вас затруднение? (Сумма не делится)
- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)
- Какая тема урока (Деление суммы на число)
или: - Все решили.
- Ребята, смогли решить? (Да)
- Решили, а пример то новый! Молодцы!
- Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма не делится на число)
- А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)
- А как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)
- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)
|
- Нет. -Сумма не делится. -А в других примерах сумма делилась. -Деление суммы на число или как сумму разделить на число. | Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений. |
|
|
|
|
|
|
4.Определение темы и постановка целей урока. Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование темы урока. |
| Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
| - Какая же тема урока? (Деление суммы на число) |
| - Итак, сегодня на уроке мы будем учиться делить сумму на число. -Какие цели мы поставим? - Что мы должны знать, чему научиться, чтобы достичь цели урока? |
5. Открытие новых знаний. Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, - обеспечить восприятие и осознание учебного материала. | Сделать открытие нам поможет решение задачи (электр. приложение к учебнику Моро М.И, «Деление суммы на число»)
Что заметили в записи решений?
Запишем эти выражения в одну строчку.
Поработайте в парах и сформулируйте вывод: как же сумму разделить на число?
Сравните ваш вывод с информацией в учебнике на стр.13.
-Вернемся к нашему примеру.
-Можем мы сейчас решить новый пример?
- Кто хочет его решить?
| Слушают задачу. Записывают решение в тетради в виде выражений, двумя способами.
1 сп.: (12 + 4): 4 =4 2 сп.: 12 :4 + 4: 4 = 4
Ответы одинаковые, значит, выражения равны.
(12 + 4) : 4 = 12 : 4 + 4 : 4
1.вычислить сумму и разделить ее на число за скобкой. 2.каждое слагаемое разделить на число за скобкой и результаты сложить.
Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради. (60+27):3=60:3+27:3=20+9=19 | Регулятивные: познавательная инициатива.
Предметные: определять способы деления суммы на число и обосновывать своё мнение.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач ; структурирование знаний; извлечение из математических текстов необходимой информации.
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции; сотрудничество со сверстниками.
Личностные: самоопределение; осознание ответственности за общее дело. |
Физкультминутка Цель: снять утомление у детей, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность обучащихся. | Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
| Разминка | Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
7. Построение проекта выхода из затруднений. Цель: систематизация нового материала в виде алгоритма. | -Ребята, сегодня у нас в классе есть отсутствующие. Нам нужно будет им объяснить как делить сумму на число. Давайте еще раз проговорим алгоритм деления суммы на число.
Деление суммы на число (a+b):c 1.Вычислить сумму. 2. Разделить полученный результат на число.
Деление суммы на число (a+b):c 1. Разделить первое слагаемое на число. 2. Разделить второе слагаемое на число 3. Полученные результаты сложить. Алгоритм выводим на слайд. | Дети проговаривают. | Предметные: рассказывать алгоритм вычисления вида (a+b):c.
Познавательные: определять наиболее удобный способ деления суммы на число и обосновывать своё мнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: учет разных мнений.
Личностные: – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; –опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
|
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.
| -Рассмотрите задания в учебнике на стр.13. Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие?
-Выполним № 1 вместе, а задание под чертой возьмем для самостоятельной работы. -Кто считает, что достаточно хорошо освоил прием деления суммы на число? - Кто считает, что еще нужна помощь? | -Задиния №1 и под чертой. 80 : 4 + 16 : 4 = 24 30 : 3 + 21 : 3 = 17
24 : 6= 4, только одним способом т .к. по отдельности слагаемые не делятся. | Предметные: выполнять деление суммы на число двумя способами.
Познавательные: определение основной и второстепенной информации; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: учет разных мнений.
Личностные: самоконтроль. |
9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Создание ситуации успеха. Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию; - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
| Пришло время проверить ваше умение, как вы усвоили деление суммы на число. Какое задание осталось для самостоятельной работы? На работу – 2 минуты.
Проверим. На доске записаны выражения. - Если правильно, что мы ставим? Если допустили ошибку? Оценим. Когда ставим 5? Если 1 ошибка? Что поставите за две ошибки? |
-Под чертой.
Самопроверка. Если все правильно, то ставим плюс, если ошибка – !
Без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3(т.к. мало примеров). | Предметные умения: выполнять деление суммы на число двумя способами; вычислять выражения вида (а+в) : с
Познавательные: выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция.
Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
10.Включение в систему знаний и повторение. Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации. |
Теперь поработаем по учебнику, № 2. Прочитайте задачу. -О какой величине говорится в задаче? -Как удобно записать условие? -Сколько в ней будет столбцов? Сколько строчек? -Что такое 15 метров? - Что такое 12 м? - Что такое 3 м.?
-Как назовем 2 столбик? -Какими способами можно узнать сколько платьев скроили?
|
- Оцените свою работу на данном этапе урока. - Почему так оценил? |
| В таблицу, схемой.
-О длине - В таблицу. - 3 - 2 -Расход ткани 1 закройщицы. -Расход ткани 2 закройщицы. - Расход ткани на 1 платье. -Кол-во платьев -Можно вычислить сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15 +12), и результат разделить на 3. -А можно вычислить сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить.
- Решает ученик. - Сам себя оценивает.
|
| Предметные умения: выполнять деление суммы на число двумя способами; решать задачу, используя два способа вычисления.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения; управление поведением партнера. |
11. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса, а также индивидуальную и групповую работу. | - Какова была цель нашего урока? - Как мы будем действовать, если нам нужно разделить сумму на число?
Слайд. - Выберите незаконченную фразу, которая вам больше всего нравится.
| - Научиться делить сумму на число. -Дети вспоминают алгоритм.
Обучающиеся выбирают фразу, формулируют и делятся своими мыслями. | Личностные: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
12. Рекомендации по выполнению домашнего задания. Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | -Предлагаю вам задание на выбор в рабочей тетради. Если вам сегодня было легко и все понятно, вы считаете, что справитесь с заданием на 5, то выполните № 3 на стр.13. Если сегодня было немного трудно, то вам поможет № 2 на стр. 13. | Записывают задание по выбору. |
|