Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Мадяева Галина Александровна

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской   программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» - «Школа России» 2011 г., 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской   программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» - «Школа России» 2011 г., на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.

 Предмет «Математика» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 136 часов (при 34 неделях учебного года).

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Числа и величины

 Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
  • сравнивать  числа и записывать результат сравнения, упорядочивать  заданные числа,  заменять  число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

2. Содержание учебного курса        

 Числа и величины

  • Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
  • Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

  • Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
  • Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: b, а – b, a ∙ b, c (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

  • Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
  • Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
  • Решение задач разными способами.
  • Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

  • Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
  • Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
  • Свойства сторон прямоугольника.
  • Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
  • Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
  • Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
  • Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

  • Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
  • Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

  • Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
  • Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
  • Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
  • Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

3. Тематическое планирование по предмету «Математика»

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Числа от 1 до 1000.

14

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация

12

3

Числа, которые больше 1000. Величины

11

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

12

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

77

6

Итоговое повторение

10

Итого

136

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

по плану

факти-чески

1

Числа от 1 до 1000

14

1

1.1

Повторение. Нумерация чисел

1

2

1.2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

1

3

1.3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

4

1.4

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел

1

5

1.5

Умножение трехзначного числа на однозначное

1

6

1.6

Свойства умножения

1

7

1.7

Алгоритм письменного деления

1

8

1.8

Приемы письменного деления

1

9

1.9

Продолжение работы по теме «Приемы письменного деления»

1

10

1.10

Завершение работы по теме «Приемы письменного деления»

1

11

1.11

Диаграммы

1

12

1.12

Что узнали. Чему научились

1

13

1.13

Проверочная работа

1

14

1.14

Анализ проверочной работы. Странички для любознательных

1

Числа, которые больше 1000

112

2

Нумерация

12

15

2.1

Класс единиц и класс тысяч

1

16

2.2

Чтение многозначных чисел

1

17

2.3

Запись многозначных чисел

1

18

2.4

Разрядные слагаемые

1

19

2.5

Сравнение чисел

1

20

2.6

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

21

2.7

Закрепление изученного

1

22

2.8

Класс миллионов. Класс миллиардов

1

23

2.9

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились

1

24

2.10

Наши проекты. Что узнали. Чему научились

1

25

2.11

Проверочная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»

1

26

2.12

Анализ проверочной работы. Закрепление изученного

1

3

Величины

11

27

3.1

Единицы длины. Километр

1

28

3.2

Единицы длины. Закрепление изученного

1

29

3.3

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

1

30

3.4

Таблица единиц площади

1

31

3.5

Измерение площади с помощью палетки

1

32

3.6

Единицы массы. Тонна, центнер

1

33

3.7

Единицы времени. Определение времени по часам

1

34

3.8

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда

1

35

3.9

Век. Таблица единиц времени

1

36

3.10

Что узнали. Чему научились

1

37

3.11

Контрольная работа за I четверть

1

4

Сложение и вычитание

12

38

4.1

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений

1

39

4.2

Нахождение неизвестного слагаемого

1

40

4.3

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

1

41

4.4

Нахождение нескольких долей целого

1

42

4.5

Решение задач

1

43

4.6

Продолжение работы по теме «Решение задач»

1

44

4.7

Сложение и вычитание величин

1

45

4.8

Решение задач

1

46

4.9

Что узнали. Чему научились

1

47

4.10

Странички для любознательных. Задачи-расчеты

1

48

4.11

Что узнали. Чему научились

1

49

4.12

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание»

1

5

Умножение и деление

77

50

5.1

Анализ проверочной работы. Устные и письменные приемы вычислений

11

51

5.2

Письменные приемы умножения

1

52

5.3

Завершение работы по теме «Письменные приемы умножения»

1

53

5.4

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

54

5.5

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

1

55

5.6

Деление с числами 0 и 1

1

56

5.7

Письменные приемы деления

1

57

5.8

Завершение работы по теме «Письменные приемы деления»

1

58

5.9

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

59

5.10

Закрепление изученного. Решение задач

1

60

5.11

Письменные приемы деления. Решение задач

1

61

5.12

Закрепление изученного

1

62

5.13

Что узнали. Чему научились

1

63

5.14

Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»

1

64

5.15

Анализ проверочной работы. Закрепление изученного

1

65

5.16

Умножение и деление на однозначное число

1

66

5.17

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

67

5.18

Решение задач на движение

1

68

5.19

Продолжение работы по теме «Решение задач на движение»

1

69

5.20

Завершение работы по теме «Решение задач на движение»

1

70

5.21

Странички для любознательных. Проверочная работа

1

71

5.22

Умножение числа на произведение

1

72

5.23

Письменное умножение числа, оканчивающиеся нулями

1

73

5.24

Завершение работы по теме «Письменное умножение числа, оканчивающиеся нулями»

1

74

5.25

Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями

1

75

5.26

Решение задач

1

76

5.27

Перестановка и группировка множителей

1

77

5.28

Что узнали. Чему научились

1

78

5.29

Контрольная работа за первое полугодие

1

79

5.30

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

80

5.31

Деление числа на произведение

1

81

5.32

Завершение работы по теме «Деление числа на произведение»

1

82

5.33

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

83

5.34

Решение задач

1

84

5.35

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

85

5.36

Продолжение работы по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

86

5.37

Завершение работы по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

87

5.38

Закрепление изученного по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

88

5.39

Решение задач

1

89

5.40

Закрепление изученного

1

90

5.41

Что узнали. Чему научились

1

91

5.42

Проверочная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

92

5.43

Наши проекты

1

93

5.44

Анализ проверочной работы. Умножение числа на сумму

1

94

5.45

Умножение числа на сумму

1

95

5.46

Письменное умножение на двузначное число

1

96

5.47

Решение задач

1

97

5.48

Завершение работы по теме «Письменное умножение на двузначное число»

1

98

5.49

Решение задач

1

99

5.50

Письменное умножение на трехзначное число

1

100

5.51

Завершение работы по теме «Письменное умножение на трехзначное число»

1

101

5.52

Закрепление изученного

1

102

5.53

Что узнали. Чему научились

1

103

5.54

Закрепление изученного

1

104

5.55

Контрольная работа за III четверть

1

105

5.56

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

1

106

5.57

Письменное деление с остатком на двузначное число

1

107

5.58

Алгоритм письменного деления на двузначное число

1

108

5.59

Письменное деление на двузначное число

1

109

5.60

Завершение работы по теме «Письменное деление на двузначное число»

1

110

5.61

Закрепление изученного

1

111

5.62

Решение задач. Закрепление изученного

1

112

5.63

Закрепление изученного

1

113

5.64

Письменное деление на двузначное число. Закрепление

1

114

5.65

Закрепление изученного

1

115

5.66

Решение задач

1

116

5.67

Проверочная работа по теме «деление на двузначное число»

1

117

5.68

Анализ проверочной работы. Письменное деление на трехзначное число

1

118

5.69

Письменное деление на трехзначное число

1

119

5.70

Завершение работы по теме «Письменное деление на трехзначное число»

1

120

5.71

Закрепление изученного

1

121

5.72

Деление с остатком

1

122

5.73

Деление на трехзначное число. Закрепление

1

123

5.74

Что узнали. Чему научились

1

124

5.75

Решение задач

1

125

5.76

Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число»

1

126

5.77

Анализ проверочной работы. Подготовка к олимпиаде

1

6

Итоговое повторение

10

127

6.1

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

128

6.2

Анализ контрольной работы. Нумерация

1

129

6.3

Выражения и уравнения

1

130

6.4

Арифметические действия: сложение и вычитания

1

131

6.5

Арифметические действия: умножение и деление

1

132

6.6

Правила о порядке выполнения действий

1

133

6.7

Величины

1

134

6.8

Геометрические фигуры

1

135

6.9

Задачи

1

136

6.10

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

1

Итого

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...