Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа)
| 1 минута | Долгожданный дан звонок, Начинается урок На планеты посмотри, Ничего не упусти.
Назовите космические тела, которые вы знаете.
Как называется ближайшая к Земле звезда? | (приветствуют учителя)
-Планеты, звезды, астероиды, кометы. -Солнце. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
II.Актуализация знаний и мотивация
(Практический – проверка домашнего задания)
(Практический – арифметический диктант)
| 5 минут | (проверка домашнего задания) №284
№287
Задание: выскажите как можно больше утверждений, связанных с датой сегодняшнего дня, числом «18» -Изучением космического пространства занимаются космонавты. Живя на орбитальных станциях, они наблюдают за поверхностью Земли и за другими планетами, проводят эксперименты в открытом космосе. Космонавт – это очень интересная и увлекательная профессия, требующая многочисленных физических и умственных тренировок.
Посмотрите на слайд: Делимое
| Делитель
| Значение частного
| Остаток
| 678
| 135
|
|
| 2042
| 255
|
|
| 513
| 412
|
|
| 913
| 152
| 6 | 1
|
-Что необычного в этой таблице вы заметили?
| (проверяют домашнее задание)
-Это произведение чисел 6 и 3, сумма чисел 10 и 8, 15 и 5, 16 и 2, разность чисел 24 и 6, если справа приписать 0, то число 18 увеличится в 10 раз, это день моего рождения и т.д.
-В этой таблице имеется столбец «Остаток», значит, при делении этих чисел на трехзначные, будет получатся остаток.
| П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
III.Постановка учебной задачи
(Словесный – Формулировка темы и цели урока)
| 3-4 минуты | -Догадайтесь, какая у нас сегодня тема урока?
Какие цели поставим себе на урок? -узнать… -научиться… -поупражняться…
-Повернитесь друг к другу и пожелайте соседу успеха на уроке. |
-Деление многозначного числа на трехзначное с остатком.
(формулируют цели на урок) | Л: анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV.Открытие нового знания (Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)
| 10-12 минут | Ребята, вспомните, какое требование всегда предъявляется к остатку?
Молодцы, не забывайте это правило.
Задача 1.После прилета на Землю космонавты дают интервью для журналистов. Для такой вот пресс-конференции были сшиты 8 одинаковых пальто и несколько одинаковых костюмов. Было израсходовано всего 61 м материи. На каждое пальто расходовали по 3 м 25 см материи, а на каждый костюм – на 25 см больше, чем на пальто. Сколько костюмов сшили для космонавтов?
Что известно по условию задачи?
Что требуется определить?
Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
Составим краткую запись:
Решите задачу самостоятельно.
1) 61м - 3м 25см *8 м = 35 м на 8 пальто 2)3 м 25 см +25 см =3 м 50 см на 1 костюм 3)3500/350= 10 костюмов сшили.
Задача 2. На пресс-конференции космонавты рассказали о том, что в Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом - это Сатурн. Если мы найдем закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце.
1966 1981 1996 2011
Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.
Вычислите, в каком году в очередной раз исчезнет кольцо. | -Остаток всегда должен быть меньше делителя.
-Было сшито 8 пальто, на каждое пальто израсходовали 3 м 25 см материи. На каждый костюм израсходовали на 25 см больше материи, чем на каждое пальто. Всего израсходовали 61 м материи. -Сколько костюмов сшили. -Нет, потому что мы не знаем, сколько израсходовали ткани на каждый костюм.
(решают задачу самостоятельно в тетради)
- Каждое последующее число на 15 больше предыдущего.
-В 2029 году. | П: смысловое чтение; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л: анализ. Л: синтез. |
V. Первичное закрепление во внешней речи
(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа) | 5-6 минут | Кольцо Сатурна состоит из многочисленных метеоритов и ледяных глыб. Один такой метеорит 16 февраля упал на нашу планету, на территорию Российской федерации Челябинскую обл. При падении он раскололся на множество осколков. Для их поиска из г.Челябинска одновременно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость одного из них 65 км/ч, а другого – на 6 км/ч больше. Сколько километров будет между ними через 3 часа?
Что известно по задаче?
Какого вида задача? Что нужно узнать в первую очередь?
Как определим скорость второй машины? Что значит 3 часа?
Сможем узнать расстояние между автомобилями?
Какая из этих чертежей подойдет для решения нашей задачи?
Решите задачу самостоятельно. Один ученик работает у доски.
1) 65+6=71 (км/ч) скорость второй машины 2) 65*3=195 (км) проехал первый автомобиль за 3 часа 3) 71*3 = 213 (км) проехал второй автомобиль за 3 часа 4) 195+213=408 (км) будет через три часа между автомобилями Ответ: 408 километров
Проверим ваше решение и решение вашего одноклассника.
Как еще можно было записать решение задачи?
Кто может выполнить запись у доски? |
-Известно, что скорость первого автомобиля 65 км/ч, а другого – на 6 км/ч больше. -Задача на движение в противоположных направлениях. Нужно узнать, с какой скоростью двигается второй автомобиль. -К 65 прибавим 6. -Время, за которое автомобили удалились друг от друга. -Сможем, если найдем сначала скорость второй машины. -Второй.
(работают самостоятельно в тетрадях и у доски)
(выполняют самопроверку и взаимопроверку) -Можно было выполнить запись выражением. (выполняют запись у доски) | П: смысловое чтение; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж)
(Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа)
| 5-6 минут | Нам надо получить данные еще о некоторых планетах, разделимся для этого на группы, ребята у которых красные карточки – предоставят нам информацию о красной планете, Марсе. (сильным учащимся) Команда работающая по коричневым карточкам , расскажут нам о царе планет Юпитере.(средний уровень). О ближайшей к Солнцу планете – Меркурии, мы узнаем благодаря команде работающей по желтым корточкам. (низкий уровень)
Красные карточки. 1)Продолжительность года на Марсе, узнаете решив уравнение: 6240: 3 + Х = 2767 2) Вычислите во сколько раз Марс меньше Земли: 8643: (111-68)-194
Коричневые карточки. 1). Реши уравнение и ты узнаешь во сколько раз Юпитер больше Земли: 675+х= 795 2)Найди значение выражения, чтобы узнать, скольким земным годам равен год Юпитера: 7176:46- 72*2
Желтые карточки. 1) Чтобы, узнать сколько земных суток составляет год на Меркурии, реши уравнение: 600-х=512 2) Узнай во сколько раз по объему Земля больше Меркурия: (220-20):100*10
Проверим вашу работу, сверяясь со слайдом. Если все верно – поставьте на карточке «5», если имеется одна ошибка «4».
Оцените каждого участника группы и выставите каждому отметку. | (выполняют работу самостоятельно на карточках)
| П:структурирование знаний; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – инструктаж)
(Практический – Самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа) | 5 минут | Выполним тест, подпишите листочки. Отметьте только букву ответа.
1.Не выполняя деления, определи количество цифр в частном: 3968:124 А)2 б) 3 В) 1 Г)4 2. Выполни деление: 6472:809 А)9 Б)8 Г) 81 Д)93 3. Отметь правильное решение задачи: Самолет пролетел 1890 км со скоростью 378 км/ч. Сколько времени он был в пути? А)1890+378=2268(ч) Б)1890-378=1612(ч) В)1890х378=714420(ч) Г)1890:378=5(ч) 4. Отметь правильный ответ: Площадь прямоугольника 536кв.м, длина 134м. Найдите ширину прямоугольника. А)13 Б)4 В)7 Г)9
Сдайте листочки, пожалуйста. |
| П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)
(Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 2 минуты | Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока?
Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели? Какое требование предъявляется к остатку?
Предлагаю вам закончить данные фразы: -На уроке сегодня я… -Для меня эта тема… -Мне кажется, что… -Мне было трудно…
Спасибо вам за урок, до свидания. | -«Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное» (высказывают мнение) -Остаток всегда должен быть меньше делителя. (проводят самооценку деятельности)
(записывают домашнее задание) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |