Внеурочная деятельность "Умники и умницы. Занимательная математика"
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа внеурочной деятельности по математике 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy._zanimatelnaya_matematika.docx | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умники и умницы. Занимательная математика»
Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год.
Москва
2020 год
Структура документа
Рабочая программа факультатива "Заниматика" включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебной программы по финансовой грамотности
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование, 4 класс.
- Список учебной литературы и интернет-источников.
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Умники и умницы. Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе :1) авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2015).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Заниматика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии;
-умение отвлекаться от качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание
только на количественных;
-умение делать доступные выводы и обобщения;
-обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; -освоение эвристических приемов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; -формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- Планируемые результаты изучения курса
«Заниматика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
o моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
o аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; o контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю по 35–40 мин.
Всего 34 занятия.
Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить математический кругозор.
Пополнить математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Содержание программы
А) Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось
заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Б) Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-
символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; конструировать несложные задачи.
В) Геометрическая мозаика
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Универсальные учебные действия:
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным
контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из
развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
4. | Календарно-тематическое планирование | |||||
№ | Дата | Дата по | Тема | Краткое содержание | ||
занятия | КТП | |||||
1 | Интеллектуальная | Решение олимпиадных задач | ||||
разминка | международного конкурса «Кенгуру». | |||||
2 | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол (это | ||||
Сентябрь | единица со ста нулями)? | |||||
3 | Мир | Задачи со всеми возможными | ||||
занимательных | решениями. Задачи с недостающими | |||||
задач | данными, с избыточным составом | |||||
условия. Задачи на доказательство | ||||||
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие | ||||
пространственных представлений. | ||||||
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими | ||||
цифрами. | ||||||
6 | Числовые | Решение и составление ребусов, | ||||
Октябрь | головоломки | содержащих числа. Заполнение | ||||
«Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. | ||||||
числового кроссворда (судоку, какуро). | ||||||
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: | ||||
(Н. Разговоров). | ||||||
8 | В царстве | Сбор информации и выпуск | ||||
смекалки | математической газеты (работа в | |||||
группах). | ||||||
9 | Математический | Решение задач международного конкурса | ||||
марафон | «Кенгуру». | |||||
10 | «Палочный» | Построение конструкции по заданному | ||||
конструктор | образцу. Перекладывание нескольких | |||||
11 | Ноябрь | «Палочный» | палочек в соответствии с условиями. | |||
конструктор | Проверка выполненной работы. | |||||
12 | Выбери свой | Единица длины километр. Составление | ||||
маршрут | карты путешествия: на определённом | |||||
транспорте по выбранному маршруту. | ||||||
Определяем расстояния между городами | ||||||
и сёлами. | ||||||
13 | Интеллектуальная | Работа в «центрах» деятельности: | ||||
разминка | конструкторы, электронные | |||||
математические игры (работа на | ||||||
компьютере), математические | ||||||
головоломки, занимательные задачи. | ||||||
14 | Декабрь | Фокусы счёта | «Открой» способ быстрого поиска | |||
суммы. Как сложить несколько | ||||||
последовательных чисел натурального | ||||||
ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; | ||||||
12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | ||||||
15 | Занимательное | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, | ||||
моделирование | пирамида, шар, куб. Набор | |||||
16 | Занимательное | «Геометрические тела». Моделирование | ||||
моделирование | из проволоки. Создание объёмных фигур | |||||
17 | Январь | Занимательное | из развёрток: цилиндр, призма | |||
моделирование | шестиугольная, призма треугольная, куб, | |||||
конус, четырёхугольная пирамида, | ||||||
октаэдр, параллелепипед, усечённый |
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
конус, усечённая пирамида, пятиугольная | |||
пирамида, икосаэдр (по выбору | |||
учащихся). | |||
Математическая | Составление сборника числового | ||
копилка | материала, взятого из жизни (газеты, | ||
детские журналы), для составления задач. | |||
Кладовая | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с | ||
терминов | математикой. | ||
«Незадачливые» | Задачи, решаемые перебором различных | ||
задачи | вариантов. «Открытые» задачи и задания | ||
(придумайте вопросы и ответьте на них). | |||
Задачи и задания по проверке готовых | |||
решений, в том числе неверных. | |||
Решай, отгадывай, | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, | ||
считай | соединить их знаками действий так, | ||
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, | |||
40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие | |||
цифры можно считать за одно число. | |||
Там, где необходимо, можно | |||
использовать скобки. | |||
В царстве | Сбор информации и выпуск | ||
смекалки | математической газеты (работа в | ||
группах). | |||
В царстве | |||
смекалки | |||
Числовые | Решение и составление ребусов, | ||
головоломки | содержащих числа. Заполнение | ||
числового кроссворда (судоку, какуро). | |||
Мир | Задачи со многими возможными | ||
занимательных | решениями. Запись решения в виде | ||
задач | таблицы. Задачи с недостающими | ||
Мир | данными, с избыточным составом | ||
занимательных | условия. Задачи на доказательство: | ||
задач | найти цифровое значение букв в | ||
условной записи | |||
Математические | Отгадывание задуманных чисел: | ||
фокусы | «Отгадай задуманное число», «Отгадай | ||
число и месяц рождения» и др. | |||
Интеллектуальная | Работа в «центрах» деятельности: | ||
разминка | конструкторы, электронные | ||
Интеллектуальная | математические игры (работа на | ||
разминка | компьютере), математические | ||
головоломки, занимательные задачи. | |||
Блиц-турнир по | Решение логических, нестандартных | ||
решению задач | задач. Решение задач, имеющих | ||
несколько решений. | |||
Математическая | Математика в спорте. Создание сборника | ||
копилка | числового материала для составления | ||
задач. | |||
Геометрические | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 | ||
фигуры вокруг | см (на клетчатой части листа). Какая пара | ||
нас | быстрее составит (и зарисует) | ||
геометрическую фигуру? |
33 | Математический | Решение олимпиадных задач | ||
лабиринт | международного конкурса «Кенгуру». | |||
34 | Математический | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и | ||
праздник | задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра | |||
«Задумай число». |
- Литература и интернет-ресурсы
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана- Граф, 2015.
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности
Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Открытое внеурочное занятие по курсу "Занимательная математика"
Данное занятие проводилось в конце учебного года для 1 классах по курсу "Занимательная математика". Форма открытого занятия - соревнование между двумя косандами из двух классов....
Открытое внеурочное занятие по курсу "Занимательная математика"
Данное занятие проводилось в конце учебного года для 1 классах по курсу "Занимательная математика". Форма открытого занятия - соревнование между двумя косандами из двух классов....
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная математика" Насибовой Б.А.
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная математика" составлена для обучающихся 3 -4 классов.Программа составлена в соответствии с ФГОС 2009 года. Мож...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...