Методическая разработка урока
план-конспект занятия по математике (1 класс)
Технологическая карта урока математики 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_1_klass_4.docx | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема урока «Перестановка слагаемых»
Методическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 1
Программа: УМК «Школа 21 века»
Тема урока: «Перестановка слагаемых»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма (результат сложения) не изменяется;
Задачи:
Предметная
- знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется;
- уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4;
- решать задачи изученных видов;
- дополнять условие задачи одним недостающим данным.
Метапредметная
- Познавательные УУД. Развивать умения:
- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- уметь сравнивать группы предметов;
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;
- делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задач;
– строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
– анализировать тексты простых задач с опорой на схематический рисунок.
- Коммуникативные УУД. Развивать умения:
- работать в команде разного наполнения (паре, целым классом);
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
- Регулятивные УУД. Развиваем умения:
- уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- понимать и принимать учебную задачу;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Личностная
- положительно относиться к школе;
- проявлять интерес к математике;
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы, применяемые на уроке:
- Словесные (диалог)
- Наглядный (презентация)
- Практический
- Проблемно-поисковый
Формы организации работы на уроке:
- Фронтальная
- В парах
Техническое оснащение урока:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Документ-камера.
Технологии: проблемное обучение (постановка познавательных задач), технология сотрудничества (работа в парах постоянного состава), информационно-коммуникационные технологии (флипчарт, презентация), здоровьесберегающая технология.
Оборудование: презентация, флипчарт, учебник «Математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова», тетрадь на печатной основе «Математика» (часть 2) М.И.Моро, С.И.Волкова, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, цветовые карточки оценки, набор геометрических фигур для работы в парах.
Технологическая карта
Этапы урока | Хронометраж | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. | 2 мин. | Вот звенит уже звонок, Во вселенной есть луна, - Кто же к нам сегодня пришёл в гости на урок? - Лунтик очень любит детей. Поэтому он здесь, чтобы лучше познакомиться с вами. Но пришёл он не один, а со своими друзьями. | Проверяют свою подготовку к уроку. Лунтик | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
II.Актуализация знаний. | 10 мин |
- Начнём наш урок с зарядки для ума. Одному из друзей Лунтика нужна наша помощь. Отгадайте загадку и узнаете, как зовут друга Лунтика. Ворчливый я, Стихи пишу, И паутины я плету. Я Лунтика не понаслышке знаю - Из паутин своих всегда освобождаю. - Паук Шнюк начал плести очень красивые паутины, но никак не может их закончить. Ведь паутина у него необычная, а с узорами. Шнюк никак не может понять, какого узора ему не хватает. Помогите пауку подобрать узор. У каждого из вас на партах лежит карточка с заданием. У каждого ряда своё задание. Работаем в паре. Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры. (Приложение 1) - А теперь проверим, удалось ли вам подобрать узор в паутину паука Шнюка. - Молодцы, ребята! Паук Шнюк очень благодарен вам за помощь. 2) Решение задач. - Ещё один друг Лунтика подобрал вам задачки. Отгадайте, как зовут друга Лунтика. В прошлом был он генерал, И красавец и удал. Он спасал когда-то мир. Помнит то его мундир. - А теперь попробуйте решить задачки генерала Шера. 3 ромашки – желтоглазки, 2 весёлых василька Подарили бабе Капе. Сколько же цветочков в вазе? Два жучка бежали в домик, Им навстречу Кузя. Сколько будет насекомых? Сосчитай-ка дружно! Восемь очень спелых груш На веточке качалось. Вупсень съел три груши. Сколько груш осталось? Четыре лягушонка Уселись на листочке. А рядом — жаба Клава, Устроилась на кочке. Они сидят на месте, Легко считать их вместе. - Какое выражение «лишнее»? - Почему? - Как называются числа при сложении? ( слагаемое, слагаемое, сумма) - Прочитайте выражения на сложение, используя слова «слагаемое, сумма». | Паук Шнюк Работают в паре на карточках. Проверка с помощью презентации (1 ученик из ряда выходит к доске и выбирает недостающую фигуру) Генерал Шер Решают задачи, называют ответ, 1 ученик выходит к доске и записывает решение задачи выражением 3+2=5 2+1=3 8 – 3 = 5 4 + 1 = 5 8 – 3 = 5 Это выражение на вычитание, все остальные на сложение | Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; умеют осуществлять взаимный контроль, самоконтроль; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Коммуникативные УУД: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие. Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке. Познавательные УУД: выдвигают предположения и их обоснование, формируют логическое мышление. | |
III. Формулирование темы и целей урока. | 5 мин | - Ещё один друг Лунтика пришёл вместе с ним к нам в гости. Отгадайте, кто это. Друг я Лунтика и Кузи, Нектар я собираю. С цветочка на цветочек Легко перелетаю. - Пчелёнку надо собрать цветочный нектар в вёдра. Лунтик, как настоящий друг, решил помочь ему. Пчелёнок собрал 4 ведра нектара, а Лунтик – 3 ведра. Сколько всего вёдер нектара собрали друзья? - На какой вопрос нам нужно ответить? - Как узнать, сколько всего вёдер нектара собрали друзья? - Какое слово помогло выбрать действие сложения? - Кто пройдёт к доске и запишет решение? - Можно ли по-другому ответить на поставленный вопрос? - Какое же решение правильное. Кто же прав? А может, правы оба? - Чему равна сумма 4+3? - А сумма 3+4? - Что общего в выражениях? - Что изменилось? -А можно ли так поступать в математике? - Определите тему нашего урока. - Какую цель для себя поставили? | Пчелёнок Сколько всего вёдер нектара собрали друзья? сложить всего 4 + 3 = 7 Можно, 3 + 4 = 7 7 7 Одинаковые слагаемые, результат сложения одинаковый слагаемые поменялись местами Перестановка слагаемых Узнать, можно ли переставлять местами слагаемые | Регулятивные УУД: ставят учебные цели на основе соотношения того, что знают и что ещё неизвестно, формулируют проблему с помощью учителя. Познавательные УУД: высказывают предположения и их обоснование; формируют логическое мышление; находят несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя Коммуникативные УУД: умеют слушать, вести диалог Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке | |
IV. Физминутка. | 1 мин. | Мы ручками похлопаем Качаем головой. Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем И кружимся потом. | Проговаривают, повторяют движения. | Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья | |
V. Открытие нового знания. | 11 мин | Слайд 13 Слайд 14 (ссылка на флипчарт) Слайд 15 Документ – камера | - Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны? - Отгадайте загадку: Вот пчела, ну так пчела, Очень добрая она. И готовит, убирает, Пирожками угощает. - Все друзья Лунтика обожают пирожки бабы Капы. Но сегодня баба Капа испекла пирожные. - Сколько пирожных с вишней? - Сколько пирожных с клубникой? - Сколько всего пирожных? - Как получили число 5? - Как это записать выражением? - Как называется число 3 при сложении? - Как называется число 2 при сложении? - Как называется число 5? - А теперь посмотрите на экран: что произошло? - Какие пирожные теперь стоят на первом месте? - Сколько их? - Какие пирожные на втором месте? - Сколько их? - Сколько всего пирожных? - Как получили число 5? - Как это записать выражением? - Назовите 1 слагаемое в получившемся выражении. - Назовите 2 слагаемое. - Назовите сумму (результат сложения). - Что произошло со слагаемыми? - Изменился ли результат сложения после перестановки слагаемых? - Какой можем сделать вывод? - Лунтик говорит мне, что провести исследование нам ещё могут помочь геометрические фигуры. - Положите перед собой 4 красных квадрата и 2 зелёных квадрата. Сколько всего квадратов? - Как получили 6? - Запишите выражение в тетради. - Поменяйте местами красные и зелёные квадраты. - Сколько всего квадратов? - Изменилось ли количество квадратов? - Как получили 6? - Запишите выражение в тетради. - Сравните выражения: чем они похожи? - Чем отличаются? - Какой вывод можем сделать? - Проведём ещё один эксперимент: к доске выйдут 1 мальчик и 4 девочки. - Сколько всего детей? - Запишите выражением. - Поменяйтесь местами. Сколько теперь детей? - Изменилось количество детей? - Запишите это выражением. - Сравните выражения: чем они похожи? - Чем отличаются? - Какой вывод можем сделать? - Мы с вами провели исследования и в каждый раз мы делали один и тот же вывод. Теперь нам нужно проверить, а верен ли наш вывод. А проверить нам поможет наш учебник. Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14. - Прочитайте правило только глазками, про себя. - Теперь прочитаем вслух хором. - А теперь расскажите правило своему соседу по парте. -Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике? - Кто может повторить правило для всех в классе? | Баба Капа 3 2 5 К 3 прибавили 2 3 + 2 = 5 1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях Первое слагаемое Второе слагаемое Значение суммы или результат сложения пирожные с вишней и клубникой поменялись местами С клубникой 2 С вишней 3 5 К 2 прибавили 3 2 + 3 = 5 1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях 2 3 5 Они поменялись местами Нет От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется Работают с набором геометрических фигур, 1 ученик работает у доски 6 К 4 прибавили 2 Записывают выражение в рабочую тетрадь, 4 + 2 = 6 Работают с набором геометрических фигур, 1 ученик работает у доски 6 Нет К 2 прибавили 4 2 + 4 = 6 Одни и те же слагаемые, результат сложения остаётся прежним Слагаемые поменялись местами От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется Выходят 4 девочки и 1 мальчик 5 1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях 1 + 4 = 5 5 Нет 1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях 4 + 1 = 5 Одни и те же слагаемые, результат сложения остаётся прежним Слагаемые поменялись местами От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется Читают правило, рассказывают друг другу Да Рассказывают правило | Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные УУД: проводят сравнение, делают обобщение, выводы; фиксируют способ сложения чисел, используя правило перестановки слагаемых. Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении проблемы; учитывают разные мнения; сотрудничают. |
VI. Физминутка | 1 мин | Потянулись! Потянулись! А теперь мы все качнулись! Потянулись все опять И попрыгали раз пять. Ручками похлопали. Ножками потопали. Покружились все на месте… Сели тихо, дружно, вместе. | Дети выполняют движения за учителем. | Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья | |
VII. Применение модели нового знания. | 11 мин | - Молодцы! Лунтик со своими друзьями очень рады за вас. А теперь посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задания, которые помогут его запомнить. 1) Работа по карточке в парах. - Соедините стрелками «одинаковые» примеры и их результат. (Приложение 2) - А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием. 2) Работа в ТПО, стр.8 №1 3) Работа в ТПО, стр.8 №3 - Посмотрите на задание. Что необходимо сделать? - Внимательно рассмотрите равенства. Что в них общего? - Какое правило вы будете использовать при выполнении этого задания? 4) Работа с задачами. - Что такое задача? - Что мы знаем о задаче? Учебник, №2 стр.14. – Прочитайте условие и вопрос первой задачи. - О чем говорится в задаче? - Что известно в задаче? – Запишите решение в тетрадь – Назовите ответ. - Запишите ответ в тетрадь. – Прочитайте вторую задачу. Чего не хватает? - Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу. – Запишите решение задачи – Назовите ответ. - Запишите ответ в тетрадь | Работают самостоятельно в парах Фронтальная проверка, 1 ученик работает у доски Фронтальная работа с классом Вставить пропущенные числа Одинаковые слагаемые От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется Математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить. Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа Отвечают по содержанию задачи Записывают решение в рабочую тетрадь, 1 ученик работает у доски 4-1=3(с) Дима прочитал 3 страницы Записывают ответ в тетрадь Числовых данных Читают задачу Записывают решение в рабочую тетрадь, 1 ученик работает у доски 4+3=7(с) Дима прочитал 7 страниц. Записывают ответ в тетрадь | Регулятивные УУД: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию (способность к преодолению препятствий), сопоставляют свою работу с образцом, осуществляют контроль; планируют учебное сотрудничество; Познавательные УУД: фиксируют открытый способ сложения, применяя выведенное правило; структурируют свои знания, умения. Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном решении проблемы; высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают вводы и обобщения; умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, слушать собеседника. Личностные УУД: осознают значимость изученного правила. | |
VIII. Рефлексия. | 3 мин | - Выполните задание на стр. 14 «Проверь себя». - Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. - Наша работа над исследованием заканчивается. Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежат кружки. Оцените свою работу на уроке и покажите товарищу. - справился легко - затруднялся - не смог справиться | Самостоятельная работа в парах Проверка. Один ученик читает равенства. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет - молчат. Ребята выбирают карточку и показывают, как они справлялись с заданиями. | Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: рефлексируют; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. Личностные УУД: на основе цветных карточек определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; | |
IX. Итог урока. | 1 мин | - Какое математическое правило помог нам сегодня открыть Лунтик со своими друзьями? - Что произойдет, если поменять местами слагаемые? - Когда применяем закон перестановки слагаемых? - С каким настроением вы работали на уроке? - Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно. И скажем «спасибо» и до свидания Лунтику и его друзьям. | От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется Результат сложения не изменится При сложении | Личностные УУД: осознают значимость изученного правила; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Источники:
- Стихотворение про Лунтика - https://www.chitalnya.ru/work/1431471/
- В.Н. Рудницкая « Дидактические материалы 1 класс» (для 1 класса четырёхлетней начальной школы). – Москва, Издательский центр « Вента-Граф» 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...