Методическая разработка урока
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Технологическая карта урока математики 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_1_klass_4.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1  классе

Тема урока «Перестановка слагаемых»

Методическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 1

Программа: УМК «Школа 21 века»

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма (результат сложения) не изменяется;

Задачи:

Предметная

- знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется;

- уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4;

- решать задачи изученных видов;

- дополнять условие задачи одним недостающим данным.

Метапредметная

  1. Познавательные УУД. Развивать умения:          

 - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- уметь сравнивать группы предметов;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

- делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задач;

 – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

 – анализировать тексты простых задач с опорой на схематический рисунок.

  1. Коммуникативные УУД. Развивать умения:

- работать в команде разного наполнения (паре, целым классом);

 – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

 – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

– участвовать в обсуждениях, работая в паре; 

– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 

  1. Регулятивные УУД. Развиваем умения:

- уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- понимать и принимать учебную задачу;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Личностная

- положительно относиться к школе;

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (диалог)
  • Наглядный (презентация)
  • Практический
  • Проблемно-поисковый

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная
  • В парах

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Документ-камера.

Технологии:  проблемное обучение (постановка познавательных задач), технология сотрудничества (работа в парах постоянного состава), информационно-коммуникационные технологии (флипчарт, презентация), здоровьесберегающая технология.

Оборудование:  презентация, флипчарт, учебник «Математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова», тетрадь на печатной основе «Математика» (часть 2) М.И.Моро, С.И.Волкова, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, цветовые карточки оценки, набор геометрических фигур для работы в парах.

Технологическая карта

   Этапы урока

Хронометраж

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

2 мин.

Вот звенит уже звонок,
К нам приходит в класс урок,
Но приходит не один,
Гость какой-то идет с ним.

Во вселенной есть луна,
На луне стоит гора,
В ней пещера глубока,
В той горе лежит яйцо,
А в яйце сидит Оно!
Кто ты? Как здесь появился?
От кого ты зародился?
Что вообще за существо?
Ты пушистый незнакомец,
Фиолетовый малыш,
Чей же ты скажи детёныш?
Чей пушистый ты крепыш?
Как в пещере оказался
И один совсем остался?
В гости тебя к себе просим,
Будешь нашим лунным гостем!

- Кто же к нам сегодня пришёл в гости на урок?

- Лунтик очень любит детей. Поэтому он здесь, чтобы лучше познакомиться с вами. Но пришёл он не один, а со своими друзьями.

Проверяют свою подготовку к уроку.

Лунтик

Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.Актуализация знаний.

10 мин

  1. Логическая разминка.

- Начнём наш урок с зарядки для ума. Одному из друзей Лунтика нужна наша помощь. Отгадайте загадку и узнаете, как зовут друга Лунтика.

           Ворчливый я,

           Стихи пишу,

           И паутины я плету.

           Я Лунтика не понаслышке знаю - 

           Из паутин своих всегда освобождаю.  

- Паук Шнюк начал плести очень красивые паутины, но никак не может их закончить. Ведь паутина у него необычная, а с узорами. Шнюк никак не может понять, какого узора ему не хватает. Помогите пауку подобрать узор. У каждого из вас на партах лежит карточка с заданием. У каждого ряда своё задание. Работаем в паре. Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры. (Приложение 1)

- А теперь проверим, удалось ли вам подобрать узор в паутину паука Шнюка.

- Молодцы, ребята! Паук Шнюк очень благодарен вам за помощь.

2) Решение задач.

- Ещё один друг Лунтика подобрал вам задачки. Отгадайте, как зовут друга Лунтика.

                 В прошлом был он генерал,

                 И красавец и удал.

                 Он спасал когда-то мир.

                 Помнит то его мундир.

- А теперь попробуйте решить задачки генерала Шера.

3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили бабе Капе.

Сколько же цветочков в вазе?

Два жучка бежали в домик,

Им навстречу Кузя.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка дружно!

Восемь очень спелых груш

На веточке качалось.

Вупсень съел три груши.

Сколько груш осталось?

Четыре лягушонка

Уселись на листочке.

А рядом — жаба Клава,

Устроилась на кочке.

Они сидят на месте,

Легко считать их вместе.

- Какое выражение «лишнее»?

- Почему?

- Как называются числа при сложении? ( слагаемое, слагаемое, сумма) 

- Прочитайте выражения на сложение, используя слова «слагаемое, сумма».

Паук Шнюк

Работают в паре на карточках.

Проверка с помощью презентации (1 ученик из ряда выходит к доске и выбирает недостающую фигуру) 

Генерал Шер 

Решают задачи, называют ответ,

1 ученик выходит к доске и записывает решение задачи выражением

3+2=5

2+1=3

8 – 3 = 5

4 + 1 = 5

8 – 3 = 5

Это выражение на вычитание, все остальные на сложение

Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; умеют осуществлять взаимный контроль, самоконтроль; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Коммуникативные УУД: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие.

Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке.

Познавательные УУД: выдвигают предположения и их  обоснование, формируют логическое мышление.

III. Формулирование темы и целей урока.

5 мин

- Ещё один друг Лунтика пришёл вместе с ним к нам в гости. Отгадайте, кто это.

Друг я Лунтика и Кузи,

Нектар я собираю.

С цветочка на цветочек

Легко перелетаю.  

- Пчелёнку надо собрать цветочный нектар в вёдра. Лунтик, как настоящий друг, решил помочь ему. Пчелёнок собрал 4 ведра нектара, а Лунтик – 3 ведра. Сколько всего вёдер нектара собрали друзья?

- На какой вопрос нам нужно ответить?

- Как узнать, сколько всего вёдер нектара собрали друзья?

- Какое слово помогло выбрать действие сложения?

- Кто пройдёт к доске и запишет решение?

- Можно ли по-другому ответить на поставленный вопрос?

- Какое же решение правильное. Кто же прав? А может, правы оба?

- Чему равна  сумма  4+3?

- А сумма 3+4?

- Что общего в выражениях?  

- Что изменилось?

-А можно ли так  поступать в математике?

- Определите тему нашего урока.

- Какую цель для себя поставили? 

Пчелёнок

Сколько всего вёдер нектара собрали друзья?

сложить

всего

4 + 3 = 7

Можно, 3 + 4 = 7

7

7  

Одинаковые слагаемые, результат сложения одинаковый

слагаемые поменялись местами

Перестановка слагаемых

Узнать, можно ли переставлять местами слагаемые

Регулятивные УУД: ставят учебные цели на основе соотношения того, что знают и что ещё неизвестно, формулируют проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД: высказывают предположения и их обоснование; формируют логическое мышление; находят несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Коммуникативные УУД: умеют слушать, вести диалог

Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке

IV. Физминутка.

1 мин.

Мы ручками похлопаем
Мы ножками потопаем.

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем

И кружимся потом.

Проговаривают, повторяют движения.

Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья

V. Открытие нового знания.

11 мин

Слайд 13

Слайд 14 (ссылка на флипчарт)

Слайд 15

Документ – камера

- Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

- Отгадайте загадку:

               Вот пчела, ну так пчела,

               Очень добрая она.

               И готовит, убирает,

               Пирожками угощает.

- Все друзья Лунтика обожают пирожки бабы Капы. Но сегодня баба Капа испекла пирожные.

- Сколько пирожных с вишней?

- Сколько пирожных с клубникой?

- Сколько всего пирожных?

- Как получили число 5?

- Как это записать выражением?

- Как называется число 3 при сложении?

- Как называется число 2 при сложении?

 - Как называется число 5?

- А теперь посмотрите на экран: что произошло?  

- Какие пирожные теперь стоят на первом месте?

-  Сколько их?

- Какие пирожные на втором месте?

- Сколько их?

- Сколько всего пирожных?

- Как получили число 5?

- Как это записать выражением?

- Назовите 1 слагаемое в получившемся выражении.

- Назовите 2 слагаемое.

- Назовите сумму (результат сложения). 

- Что произошло со слагаемыми?

- Изменился ли результат сложения после перестановки слагаемых?

- Какой можем сделать вывод? 

- Лунтик говорит мне, что провести исследование нам ещё могут помочь геометрические фигуры.

- Положите перед собой 4 красных квадрата и 2 зелёных квадрата.

Сколько всего квадратов?

- Как получили 6?

- Запишите выражение в тетради.  

- Поменяйте местами красные и зелёные квадраты.

- Сколько всего квадратов?

- Изменилось ли количество квадратов?

- Как получили 6?

- Запишите выражение в тетради.  

- Сравните выражения: чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Какой вывод можем сделать?  

- Проведём  ещё один эксперимент: к доске выйдут 1 мальчик и 4 девочки.

- Сколько всего детей?

- Запишите выражением.

- Поменяйтесь местами. Сколько теперь детей?

- Изменилось количество детей?  

- Запишите это выражением.

- Сравните выражения: чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Какой вывод можем сделать?  

- Мы с вами провели исследования и в каждый раз мы делали один и тот же вывод. Теперь нам нужно проверить, а верен ли наш вывод. А проверить нам поможет наш учебник. Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14.

- Прочитайте правило только глазками, про себя.

- Теперь прочитаем вслух хором.

- А теперь расскажите правило своему соседу по парте.

-Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

- Кто может повторить правило для всех в классе?

Баба Капа 

3

2

5

К 3 прибавили 2

3 + 2 = 5

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

Первое слагаемое Второе слагаемое Значение суммы или результат сложения пирожные с вишней и клубникой поменялись местами

С клубникой

2

С вишней

3

5

К 2 прибавили 3

2 + 3 = 5

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

2

3

5

Они поменялись местами

Нет

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Работают с набором геометрических фигур, 1 ученик работает у доски

6

К 4 прибавили 2

Записывают выражение в рабочую тетрадь,

4 + 2 = 6

Работают с набором геометрических фигур, 1 ученик работает у доски

6

Нет

К 2 прибавили 4

2 + 4 = 6

Одни и те же слагаемые, результат сложения остаётся прежним

Слагаемые поменялись местами

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Выходят 4 девочки и 1 мальчик

5

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

1 + 4 = 5

5

Нет

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

4 + 1 = 5

Одни и те же слагаемые, результат сложения остаётся прежним

Слагаемые поменялись местами

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Читают правило, рассказывают друг другу 

Да

Рассказывают правило

Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные УУД: проводят сравнение, делают обобщение, выводы; фиксируют способ сложения чисел, используя правило перестановки слагаемых.

Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении проблемы; учитывают разные мнения; сотрудничают.

VI. Физминутка

1 мин

Потянулись! Потянулись!

А теперь мы все качнулись!

Потянулись все опять

И попрыгали раз пять.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Покружились все на месте…

Сели тихо, дружно, вместе.

Дети выполняют движения за учителем.

Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья

VII. Применение модели нового знания.

11 мин

- Молодцы! Лунтик со своими друзьями очень рады за вас. А теперь посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задания, которые помогут его запомнить.

1) Работа по карточке в парах.

- Соедините стрелками «одинаковые» примеры и их результат. (Приложение 2)

- А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

2) Работа в ТПО, стр.8 №1

3) Работа в ТПО, стр.8 №3

- Посмотрите на задание. Что необходимо сделать?

- Внимательно рассмотрите равенства. Что в них общего?

- Какое правило вы будете использовать при выполнении этого задания?

4) Работа с задачами.

- Что такое задача?

- Что мы знаем о задаче?

Учебник, №2 стр.14.

– Прочитайте условие и вопрос первой задачи.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

– Запишите решение в тетрадь  

– Назовите ответ.

- Запишите ответ в тетрадь. 

– Прочитайте вторую задачу. Чего не хватает?

- Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.

– Запишите решение задачи 

– Назовите ответ. 

- Запишите ответ в тетрадь

Работают самостоятельно в парах

Фронтальная проверка, 1 ученик работает у доски

Фронтальная работа с классом

Вставить пропущенные числа

Одинаковые слагаемые

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.

Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа

Отвечают по содержанию задачи

Записывают решение в рабочую тетрадь, 1 ученик работает у доски

4-1=3(с)

Дима прочитал 3 страницы

Записывают ответ в тетрадь

Числовых данных

Читают задачу

Записывают решение в рабочую тетрадь, 1 ученик работает у доски

4+3=7(с) 

Дима прочитал 7 страниц.

Записывают ответ в тетрадь

Регулятивные УУД: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию (способность к преодолению препятствий), сопоставляют свою работу с образцом, осуществляют контроль; планируют учебное сотрудничество;

Познавательные УУД: фиксируют открытый способ сложения, применяя выведенное правило; структурируют свои знания, умения.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном решении проблемы; высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают вводы и обобщения; умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, слушать собеседника.

Личностные УУД: осознают значимость изученного правила.

VIII. Рефлексия.

3 мин

- Выполните задание на стр. 14 «Проверь себя».

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

- Наша работа над исследованием заканчивается.  Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежат кружки. Оцените свою

работу на уроке и покажите товарищу.

         - справился легко

         - затруднялся

          - не смог справиться

Самостоятельная работа в парах

Проверка. Один ученик читает равенства. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет - молчат.

Ребята выбирают карточку и показывают, как они справлялись с заданиями.

Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные УУД: рефлексируют; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Личностные УУД: на основе цветных карточек определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

IX. Итог урока.

1 мин

- Какое математическое правило помог нам сегодня открыть Лунтик со своими друзьями?

- Что произойдет, если поменять местами слагаемые?

- Когда применяем закон перестановки слагаемых?

- С каким настроением вы работали на уроке?

- Ребята, наш  урок  окончен.  Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно. И скажем «спасибо» и до свидания Лунтику и его друзьям.

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Результат сложения не изменится

При сложении

Личностные УУД: осознают значимость изученного правила; выражают положительное отношение к процессу познания.

Источники: 

  1. Стихотворение про Лунтика - https://www.chitalnya.ru/work/1431471/ 

 

  1. В.Н. Рудницкая « Дидактические материалы 1 класс» (для 1 класса четырёхлетней начальной школы). – Москва, Издательский центр « Вента-Граф» 2019г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...