"Площадь фигуры" 3 класс конспект урока
план-конспект урока по математике (3 класс)

Якупова Равиля Равильевна

"Площадь фигуры" 3 класс конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploshchad_konspekt_3_klass.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Площадь фигур. Измерение площади разными мерками.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: сформировать понятие о площади,

научить сравнивать площади фигур различными способами: «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, путём подсчета клеток одинаковой величины;

научить измерять и вычислять площади фигур с помощью формулы и палетки;

совершенствовать вычислительные навыки; упражняться с таблицей умножения; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать сотрудничество; развивать умение работать в группах, парах и самостоятельно.

Планируемые результаты: у учащихся будет сформировано понятие о площади»; они научатся сравнивать и измерять  площади фигур разными способами; применять знания таблицы умножения при решении выражений.

Универсальные учебные действия учащихся:

познавательные УУД – найти и использовать разные способы сравнения и вычисления площади фигуры, познакомить с квадратным сантиметром как единицей измерения площади;

регулятивные УУД – уметь организовывать свое рабочее место, использовать линейку как простейший чертежный прибор;

личностные УУД – формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников;

коммуникативные УУД – участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Псих.настрой
  3. Самоопределение новой темы:

- Ребята, вы представляете, я выиграла в лотерею   участок земли. Для меня это очень волнительно. Но передо мной стоит дилемма. Мне на выбор дают несколько участков. Помогите мне сделать правильный выбор. На что я должна обратить внимание при выборе участка? (размер, площадь….)

 - А как измеряют размер участка? ( мы не знаем)

- Сегодня мы с вами познакомимся  с новым понятием – это площадь. Итак, тема сегодняшнего урока : Площадь. Напишите пож-та тему урока в окошке на ваших рабочих листах.

- Давайте поставим перед собой цели:

1)Во-первых,  Узнать что такое площадь?

2) Во-вторых,  научиться сравнивать площади фигур ( при выборе участков, если есть 2 подходящих варианта, мы начинаем СРАВНИВАТЬ  участки)

3) В-третьих, научиться измерять площади фигур (а чтобы не попасть на уловки мошенников, мы должны уметь измерять площади фигур) – 3 цели прописаны на ватмане.

  1. Работа над темой урока.

- Что я могу делать на этом участке?

- Каким должен быть дом мечты?

- Что должно быть в нем? (красивый дом, благоустроенный участок, бассейн, беседка, игровая зона и т.д.)

1) Итак, 1-я цель урока: что такое площадь?

- Приходилось ли вам слышать о таком понятии? (Красная площадь, дет.площадка)

- Где можно посмотреть значение слова «площадь»? (в словаре)

1) жилая площадь площадь пространство, помещение предназначенное для какой-нибудь цели

2) Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от к-рого обычно расходятся в разные стороны улицы. Красная п. в Москве.
3) . Величина чего-нибудь  в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах.  Площадь треугольника. Площадь  участка.

- Какое из всего перечисленного относится к математике? Да, действительно, площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости. В математике площадь обозначают латинской буквой S.

Таким образом, с 1-ой целью справились.  Площадь – это ….. Впишите пожалуйста недостающие слова в  определение. Ставим галочку рядом с 1-ой целью.

2) Посмотрите внимательно на доску. Сказочные герои готовятся к новоселью. Давайте расселим их по домам.

- Из предложенных домов самый крохотный занимает Дюймовочка, самый большой занимает Медведь. 3 поросенка все никак не могут определиться. Ниф-Ниф выбрал дом не с синей и не с зеленой крышей.  Наф-Наф выбрал дом не с зеленой и не с красной крышей. А Нуф-Нуф заселился в тот домик, что остался.

- Как мы определили кто и в каком домике должен жить? (Чем воспользовались?)            (На глаз)

- Это первый способ сравнения площади.  Обозначьте пожалуйста в 1 облачке на рабочем листе способ сравнения. Нарисуйте глаз.

- Поросята мечтают установить бассейны на своих участках, но не могут определиться какой именно  квадратной  или круглой формы. Давайте сравним эти 2 фигуры (учитель показывает фигуры квадрата и круга.)

- Можно ли определить на глаз, какая фигура больше? (нет)

- В таком случае используют способ наложения фигур друг на друга. Круг поместился внутри квадрата, значит площадь квадрата больше, а площадь круга меньше. Т.Е. квадрат займет больше места на плоскости, чем круг.

- Во 2-ом пункте рабочего листа обозначьте пож-та фигуры квадрата и круга, нарисуйте эмблему  способа наложения.

- Часто бывает, что способом наложения сравнить площади фигур нельзя. У поросят опять спор. Они не могут решить, чей участок больше. Потому что у двоих участок прямоугольной формы, а у Нуф-Нуфа участок угловой формы Как же быть в этой ситуации? (предложения детей)

- В этом случае, можно подсчитать количество фигур, на которые разбиты геометрические фигуры. Давайте  посчитаем количество мерок участков Нуф-Нуфа (угловой) и Наф-Нафа.  (обе фигуры поделены на квадраты)

- Количество квадратиков совпало? (…)

- Значит площадь участка Нуф-Нуфа …….?

-Это был 3-й способ сравнения, давайте обозначим его на 3-ем пункте нашей рабочей зоны.

- А давайте сравним площади участков прямоугольной формы путем наложения. Площадь одинаковая, а кол-во мерок разное.  Почему? (мерки разные)

- Правильно, при подсчете площади нужно разбить фигуру на одинаковые мерки.

- Начертите пож-та квадрат со стороной 1 см.  Площадь квадрата сторона которого 1 см – это единица площади квадратный см. В числах записывают 1 кв.см – 1 см2.

- Ребята, что мы только что научились с вами делать? (сравнивать площадь)

- Мы с вами достигли 2-ю цель?  (ставим галочку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Продолжение работы над темой урока.

- Мы с вами познакомились с одной из  единиц  измерения площади. Измерение – это 3-я  цель нашего урока.

- Давайте измерим из скольких кв.см. состоит площадь дома Дюймовочки, медведя и поросенка. (Дюймовочка – 4 кв.см., Медведь – 12 кв.см., поросенок – 9 кв.см.)

Запишите пож-та площадь рядом со схемой. Это 1-й способ измерения площади.

- А теперь измерим площадь дома Мышки-Норушки. В чем проблема? (дом невозможно разбить на квадратные см, невозможно измерить ширину и длину)

- Для измерения площади фигур, которые не имеют форму квадрата или прямоугольника используют палетку. (Объяснение)

- Наложите палетку на чертеж домика Мышки.

- Сколько полных квадратов? (…)

- Сколько неполных квадратов? (.) Количество неполных квадратов делим на 2. Полученные числа складываем. Это и есть площадь домика Мышки.

Т.О., мы измерили площадь фигуры по палетке.

- А теперь давайте заполним таблицу о площади домов сказочных героев и ответим на вопросы:

Сказочный герой

S дома

Дюймовочка

Медведь

Поросята

Мышка - Норушка

- Если это дом с самой маленькой площадью, значит это дом …….(Дюймовочки)

- Если это дом с самой большой площадью, значит  это дом …. (Медведя)

- Дома с одинаковой площадью у  ……. (поросят)

Ребята, что мы только что научились с вами делать? (измерять  площадь)

- Мы с вами достигли 3-ю цель?  (ставим галочку)

7.  Закрепление.

- Ребята, давайте поможем поросятам разобраться с ремонтом (работа в группах)

Задача для 1 группы:  Ниф-Ниф  решил клеить обои. Измерь ширину и длину стены, вычисли площадь и узнай сколько ему нужно будет заплатить за обои денег, если 1 кв.см стоит 10 руб. (3*4=12 кв.см   12 *10 = 120 руб)

Задача для 2 группы:  Наф-Наф  решил сделать натяжной потолок. Измерь ширину и длину потолка, вычисли площадь и узнай сколько ему нужно будет заплатить за натяжной потолок денег, если 1 кв.см стоит 10 руб. (4*4=16 кв.см   16 *10 = 160 руб)

Задача для 3 группы:  Нуф-Нуф  решил постелить линолеум. Измерь ширину и длину пола, вычисли площадь и узнай сколько ему нужно будет заплатить за линолеум  денег, если 1 кв.см стоит 10 руб. (4*4=16 кв.см   16 *10 = 160 руб)

 - А теперь,  давайте посчитаем сколько всего придется потратиться поросятам:

На потолок – 160 руб.

На пол – 160 руб.

На стену – 120 руб.

На 3 стены – 360 руб.

Всего:  160+160+360 = 680 руб.

- Сколько месяцев нужно будет откладывать на ремонт поросенку, если в месяц он зарабатывает 500 рублей. При этом каждый месяц он может откладывать только 200 руб. (4 месяца)

- Исходя из наших расчетов, кому ремонт обойдется дешевле всего? Кому дороже?

  1. Самостоятельная работа (на раб.листе). Взаимопроверка по слайду на экране.

5 прав.ответа – «5»

4 прав.ответа – «4»

3,2 прав.ответа – «3»

  1. Рефлексия Сегодня на уроке:

Я узнал….

-  Теперь я могу ….

-  Мне было интеесно….

- Мне было сложно …

  1. Инструктаж  дом. задания. (раб. лист. творческое задание. Спроектировать детскую площадку с указанием площади песочницы, беседки, цветочной клумбы, фантана)
  2. Итог урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?(площадь)

- Какие ставили цели перед собой? (познакомиться, сравнить, измерить)

- Достигли ли мы цель?

- Пригодятся ли полученные знания в жизни? Где именно? (строит-во, ремонт, покупка мебели и т.д.)

- Какой бы мечтали построить дом? Что именно должно быть в нем? Сможете ли вы теперь выполнять вычисления связанные с площадью?

- Я желаю вам, чтобы все ваши мечты непременно  сбылись. Спасибо вам за активную работу на уроке

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Урок "День Знаний"2 класс Конспект урока

Урок День Знаний составлен в виде путешествия с Мудрой совой по урокам математики, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению. Ребята будут выполнять разнообразные интересные задания...

Некрылова Оксана Витальевна, учитель начальных классов. Конспект урока по математике во 2 кл. Название урока: «Путешествие по дорогам сказок» Тема: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

К разработке урока прилагается презентация. Это урок в нетрадиционной форе: урок-путешествие. Дети, совершая путешествие по сказкам знакомятся с нумерацией в пределах 100, совершают вычисления, решают...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...