Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологичес-кая и мотива-ционная подготовка к усвоению материала
Планирование этапов урока учащимися | Приветствует учащихся. – Добрый день! Проверим готовность к уроку математики, поздороваемся с нашими гостями. Недаром мудрыми так говорится, Что «Математика - наук царица». Настроим на неё своё внимание И увеличим навыки и знания! - Записываем в тетрадях число, классная работа. - Помогать проводить урок мне сегодня будет хорошо вам знакомый герой мультфильма «Тачки», гоночный автомобиль Молния Маквин. (включение слайда 2 презентации) - Маквин просит познакомить его с маршрутом. Расположите основные этапы нашего урока в необходимом порядке. (работа по слайду) - Устный счёт
- Знакомство с новой темой
- Закрепление новой темы
- Физкультминутка
- Практическая работа по новой теме
- Итог урока
| Сообщают о готовности к уроку
Планируют структуру урока, выверяя очерёдность представленных его этапов | Личностные: самоопределение, смыслообразование; проявление положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; правильная идентифицикация себя с позицией школьника; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места; определение последовательности изучения материала с опорой на иллюстративный ряд; целеполагание. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний (подготовка к основному этапу занятия) | Устный счет в игровой форме
Логическая задача | Организует устный счет с целью актуализации знаний. (включение слайда 3 поэтапно) - Помогите Маквину добраться до нужных пунктов. Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке». 20 – 5 + 3 – 9 + 52 – 60 + 39 = □ (40) МОЙКА 17 +10 + 70 – 30 + 3 – 40 = □ (30) АВТОЗАПРАВКА (включение слайда 4 поэтапно) - Маквин предлагает вам решить логическую задачу: - Я взял пассажира на остановке по левому берегу реки. Во время маршрута мне пришлось три раза пересекать реку, переезжая её по мосту. На левом или на правом берегу реки я высадил пассажира? (на правом) - Проверим ваши ответы по слайду. | Выполняют задания устного счета | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; извлечение необходимой информации из текстов и схем; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: контроль и оценка результаты работы. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
|
|
| III. Постановка учебной задачи, «открытие» учащимися нового знания, определение темы и задач урока | Постановка учебной задачи
Определение темы и задач урока | Задаёт вопросы. Проводит беседу по иллюстрации. (включение слайда 5 поэтапно) - Маквин приглашает вас на автостоянку.
– Перед вами необычные машины. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.) - Какую фигуру можно выделить из всех остальных? По какому признаку? (Круг, у него нет углов.) -Чем похожи остальные фигуры? (Количеством сторон, углов) - Какие углы у квадрата и прямоугольника? (Прямые) - Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.) - Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.) - Возможно вы уже заметили по данному чертежу особенность данной фигуры? (У квадратов все стороны равны.) Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте задачи нашего урока. Каждый может быть свидетель, Что в нём дышит добродетель. Ровный он, как верный друг, Уж надёжнее, чем круг! В нём четыре стороны И все стороны равны. Честен с каждою прямой - Каждый угол в нём прямой. С ним знакомству всякий рад. А зовут его? … (квадрат) (включение слайда 6 поэтапно) - Какова тема нашего урока? ( Квадрат) - Сформулируйте его задачи - познакомиться со свойствами квадрата;
- научиться чертить квадрат в тетради;
- учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата);
| Обобщат ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему и задачи урока | Личностные: осознание своих возможностей в учении; устанавление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: общеучебные – поиски выделение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о новом изучаемом предмете; анализ, синтез, сравнение. обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний. Регулятивные: определяют тему и цели урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
| IV. Изучение нового материа- ла: первичная проверка понимания | Знакомство с квадратом и его свойствами (геометричес-кая сказка) | Читает сказку, организует работу по теме урока со слайдами презентации - Теперь, когда вы знаете тему урока, Маквин хочет рассказать вам историю из своей жизни. (включение слайда 7 поэтапно) - Однажды подвозил я одну важную геометрическую фигуру. По пути, пока мы ехали, она без остановки хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!" – Вы сможете назвать эту фигуру, ребята! ( Квадрат) - Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.) - Рассказывал мне квадрат и про своё одиночество: не с кем побеседовать, и потрудиться, и повеселиться. Узнал Квадрат, что на Геометрической улице живёт его родственник и решил отправиться к нему в гости, попросил его отвезти... «Как только встречу родственника, то сразу его узнаю, – рассуждал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". Приезжаем мы в назначенное место и встречаем вот такую фигуру. Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает. - Узнали, дети? ( Это прямоугольник.) - Почему он так называется? (У него все углы прямые.) Квадрат спросил у Прямоугольника: – А мы не родственники с тобой? – Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. - Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. ( У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.) - А какая общая фамилия может быть у этих фигур? (Прямоугольники) - Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Теперь веселее им жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать. (включение слайда 8 поэтапно)
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Противоположные стороны равны. |
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Противоположные стороны равны. |
| Слушают, отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал и сопоставляют с новым, высказыва-ют свое мнение. | Личностные: ориентируются в своей системе знаний, определяют границы знания/незнания. Познавательные: общеучебные –извлечение из текстов необходимой информации; логические - анализ, синтез, сравнение. обобщение, аналогия; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений и доказательств. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения |
| V Закрепление знаний и способов действий
| Практическая работа | Организует практическую работу с раздаточным материалом - Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари). - Представим, что автослесари должны отремонтировать кабину машины. А мы им в этом должны помочь. (включение слайда 9 поэтапно) - Схожие признаки прямоугольника и квадрата мы назвали. (демонстрация схем на магнитной доске) А чем эти фигуры отличаются? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные.) - Как практически нам это доказать? (Перегибаем модель квадрата, сравниваем противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибаем по диагонали и сравниваем смежные стороны.) -Какой результат у нас должен получиться? Выполним данные действия и убедимся в правоте нашей гипотезы-предположения. (выполнение задания, дополнение учителем схемы на доске - ВСЕ СТОРОНЫ КВАДРАТА РАВНЫ) - Проверим указанное свойство квадрата на модели прямоугольника. Что мы видим? (Смежные стороны прямоугольника по длине не равны) | Отвечают на вопросы, выполняют практическую работу: перегибая модели двух фигур поочерёдно сравнивают противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивает смежные стороны, формулируют выводы. | Регулятивные: понимание, принятие и сохранение учебной задачи и решение её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; выполнение пошагового контроля при выполнении поставленной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; нахождение в сотрудничестве с учителем разных способов решения учебной задачи, выбор наиболее рационального. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения. Познавательные: общеучебные - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений и доказательств.
|
| Нахождение периметра квадрата, проверка по слайду
| Организует работу по нахождению периметра квадрата - Для помощи в ремонте кабины Маквин выполнить ее чертеж в тетради. Измерьте одну из сторон кабины. Какова её длина? (3 см). Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.) - Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стороны кабины также будут иметь длину 3 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 3см.) - - Автослесари будут менять её детали, а для этого они просят нас посчитать периметр данного квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 3 взять 4раза.) -- Запишем решение на доске и в тетрадях . ( (1 учащийся вызывается к доске) (Проверка по слайду: Р = 3см + 3см + 3см + 3см = 12 см Можно ли другим способом найти периметр квадрата ? Каким образом? Объясни, пожалуйста. Сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножение произведением. Р= 3см х 4 =12см
| Выполняют дидактическое задание, отвечают на вопросы, высказыва-ют свое мнение. Оформляют задание в рабочей тетради. Выполняют самопро- верку по слайду. | Личностные: осознание своих возможностей в учении. Регулятивные: коррекция; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения. Познавательные: общеучебные - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений и доказательств. |
|
| Физкульт-минутка | Организует проведение оздоровительной физкультминутки (включение слайда 10 - ОТДЫХ) - - Маквин доволен, теперь ремонт кабины пройдёт очень быстро! А с вами он хочет познакомится поближе. Для этого предлагает свою физкультминутку-вопросник. Отвечайте ему жестами и движениями и словами. - Как живёте? Вот так! - Как плывёте? Вот так! - Как летите? Вот так! - Как идёте? Вот так! - Как шалите? Вот так! - Как сидите? Вот так! - Правила дорожного движения знаете? Вот так! - Всегда их честно выполняете? Вот так! | Выполняют движения, участвуют в хоровом диалоге | Личностные: наличие эмоционального отклика на поставленную проблему; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: работа в команде. |
| VI. Закрепление освоенного в практической работе | Работа по учебнику, взаимопроверка | - Организует работу по учебнику по теме урока.
- - Выполняем № 1 на странице 132 учебника.
- Поработайте в парах и проверьте с помощью модели прямого угла, что все четырёхугольники на рисунке учебника являются прямоугольниками. (нет , есть ромб и параллелограмм)
-
- Сколько прямоугольников на рисунке? (4)
- Сколько квадратов на рисунке, сделай измерения и вычисли периметр квадрата.
- ( Р1= 2см+2см+2см+2см= 8 см; Р1=2см • 4=8см
- Р2= 1см+1см+1см+1см=4 см; Р2=1см •4=4см)
| Выполняют дидактические упражнения, организовывают практическую работу в парах и взаимопроверку, отвечают на вопросы, высказыва-ют свое мнение. Оформляют задания в рабочей тетради. | Познавательные: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, прогноз результатов уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения. |
|
| - Практическое задание на смекалку, проверка по слайду
| - Организует практическую работу по выполнению задания на смекалку
- Выполним ещё одну практическую работу по плану нашего урока. Работаем в группах (первая и вторая парты, третья и четвёртая парты) - Читаем задание, выданное каждой группе в конверте. Постараемся выполнить дружно, быстро и правильно. Разделите перегибанием квадрат на 4 равные части и разрежьте так, чтобы из этих частей можно было бы составить два другие квадрата. (включение слайда, далее слайд 12 - ОТДЫХ) - Проверьте себя по слайду.
- Когда нам могут пригодиться такие задания? | Обсуждают способы выполнения задания в группе, высказыва-ют свое мнение, выбирают нужный способ действий, демонстрируют выполнение задания, аргументируя правильность своих действий, проверяют себя по образцу на слайде. | Личностные: наличие эмоционального отклика на поставленную проблему; осознание ответственности за общее дело. Познавательные: общеучебные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, установление причинно-следственных связей; понимание текстов, извлечение необходимой информации, моделирование и преобразование модели, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договорённостей и согласованного общего решения. |
| - Составление и решение задачи по готовому выражению
| - Организует работу по составлению задачи с использованием заданного выражения и опорных слов.
- Выполняем первую часть задания № 6 страницы 34 учебника. Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам. 100 – (25 + 15) Было Уехали Осталось (включение слайда13 постепенно) - А теперь решите эту задачу, записав решение выражением. Проверьте себя по слайду. Было – 100 м. Уехали - 25 м. и 15 м. Осталось - ? м.
(100 – (25 + 15) = 60 (м.) - Ответ: 60 машин осталось.
| Обсуждают способы выполнения задания, высказывают свое мнение. Оформляют задание в рабочей тетради, проверяют себя по образцу на слайде. | Личностные: наличие эмоционального отклика на поставленную проблему; Регулятивные: понимание, принятие и сохранение учебной задачи и решение её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. Познавательные: общеучебные - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения.
|
| VII. Обобщение и систематизация знаний
| - Сопоставление
- выводов, полученных в ходе урока, с приведёнными в учебнике и на проверочном слайде, корректировка
| Задаёт вопросы. Комментирует ход рассуждений учащихся и корректирует ответы. - Прочитайте в учебнике правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования? (ориентация на схему) (Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны. Да.) - Проверим себя. Дайте ответ на следующие логические задачи: - (включение слайда 14 постепенно) (1 -ое изображение)
- - У четырёхугольника, изображённого на слайде, все стороны равны. Но Оля утверждает, что это не квадрат. Вы согласитесь с Олей?
- (Оля не ошиблась, здесь нет прямых углов.)
- - Вова начертил квадрат, но Миша сказал, что это прямоугольник. Не ошибся ли Миша? (2-ое изображение)
- (Нет, не ошибся, любой квадрат является прямоугольником)
- - Учитель предложил Ане начертить прямоугольник, а Аня начертила квадрат. Правильно ли Аня выполнила задание? (3-ье изображение) (Правильно.)
( на слайде: Любой квадрат – это прямоугольник) - А можем ли мы согласиться с обратным утверждением? (на слайде: Любой прямоугольник – это квадрат.) (Нет, это неверно.) - Прокомментируйте по слайду данную цепочку: (на слайде: Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.) (Квадрат является прямоугольником, их можно вместе назвать четырёхугольниками, а данные фигуры мы относим к многоугольниками.) | Анализируют и обсуждают, отвечают на вопросы, формулируют выводы. | Регулятивные: контроль, коррекция и оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: : общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, установление причинно-следственных связей; понимание текстов, извлечение необходимой информации, моделирование и преобразование модели, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения. |
| VIII. Контроль и взаимопроверка знаний | - Работа в парах сменного состава
| Организует работу в парах - Выполните необходимые измерения и вычислите периметр своей фигуры, проверьте себя. Поменяйтесь фигурами с соседом по парте и объясняя соседу вычислите периметр его фигуры а он внимательно слушает тебя и проверяет правильность твоего решения, затем он будет выполнять а ты проверять. Рс=8см+8см+8см+8см= 8см•4=32см Рк= | Выполнение задания, взаимопро-верка в парах | Личностные: осознание своих возможностей в учении; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: общеучебные - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; логические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение из текстов необходимой информации, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения. |
| IХ. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений, определение эмоционального настроя учащихся | Организует подведение итогов урока - Выполнили ли мы задачи урока?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?
Предлагает учащимся выполнить самооценку работы на уроке - Молния Маквин спешит сообщить, что с большим удовольствием путешествовал с вами по всем этапам урока и предлагает вам тоже оценить свою собственную работу. Воспользуйтесь, пожалуйста, карандашом и рисунком-сигналом (включение слайда 15)
| Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха- неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: контроль и оценка. Познавательные: общеучебные -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения, планирование учебного сотрудничества. |
|
| Домашнее задание | Объявляет домашнее задание. – Воспользовавшись информацией слайда, запишите домашнее задание на среду. | Слушают учителя, выполняют запись. |