Тема "Вычитание вида 14- "
план-конспект урока по математике (1 класс)

Игнатова Нина Васильевна

Технологическая карта урока

по математике в 1 классе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychitanie_vida_14_-_.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 1 классе.

ТЕМА  «Вычитание вида 14 - ».

Педагогическая цель

- создание условий для ознакомления со  способами вычитания вида 14 - ;

- составление таблицы вычитания для случаев вида 14 -  и ее запоминание;

- формирование умения решать простые и составные задачи;

- развития внимания, наблюдательности.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Универсальные учебные действия

Личностные (Л): будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения.

Регулятивные (Р): уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Познавательные (П): научатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.  Получат возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  •  подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
  •  определять тему;
  • уметь ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные (К): уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико – математической деятельности.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Учебно-методическое обеспечение урока

Учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 класс», часть 2; счетный материал; карточки с цифрами; тестовые бланки; наголовники козлят, козы и волка.

ХОД           У Р О К А

Этап урока

Методы и формы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

осуществляемые действия

формируемые умения

I.Организа-ционный момент

Фронталь-ная беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок.

-Прозвенел у нас звонок,

все пришли мы на урок.

Хоть у нас он ежедневный,

но всегда совсем другой.

-Мы сегодня отправимся еще в одну сказку, название которой вы узнаете из загадки: ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти, маленькие дети? А наша сказка будет называться «Козлята и волк». Волку надоело быть злым,  всех обижать и решил он придти в 1 класс, потому что там учатся козлята, которые любят математику, умеют соображать и мыслить.

Итак, пожелаем всем удачи! На уроке можно отвечать с места и хором, но ценятся ответы полные и по правилам.

приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.

отгадывают загадку, вспоминают сказку, ее название и героев.

(Р, Л)

проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают (П, К)

наблюдение учителя

I I. Актуализа-ция знаний.

Логическая разминка (устный счет).

I I I. Целеполагание. Изучение нового материала.

1.Постановка проблемной ситуации.

Определение темы урока.

Практиче-ская работа

Наглядный. Фронтальная беседа.

-Мы сейчас вспомним таблицу сложения с переходом через десяток. Вы услышите задание и покажете ответ с помощью ваших карточек:

12 – это 7 и ?11 – это 3 и ?

На сколько нужно увеличить 6, чтобы получить 12? На сколько 8 меньше 13? И т.д.

На доске два столбика примеров: в 1-ом – уменьшаемое 13, во 2-ом – уменьшаемое 14.

-Ребята, посмотрите на столбики примеров. Что можно про них сказать, сравнив их?

-Поэтому чему мы должны сегодня на уроке научиться?

показывают ответы к заданиям, используя карточки с цифрами. Двое ребят (козлят) помогают учителю проверять ответы.

рассматривают представленные столбики примеров, высказывают свое мнение в результате сравнений и прихо-дят к выводу, что в столбиках разные уменьшаемые.

делают вывод, что нужно научиться вычитать из 14.

осознанно и произвольно производят счет в устной форме без наглядного материала. Учатся использовать в работе индивидуальный раздаточный материал (карточки с цифрами)

(Л, Р)

анализируют, срав-нивают, самостоя-тельно выделяют и формулируют тему урока.

(Л, П)

Наблюдение учителя.

Взаимопроверка

ответы на вопросы учителя, обсуждение проблемной ситуации

2.Знакомство со способом вычитания вида 14 -  по частям

3.Работа по теме урока в рабочих тетрадях

IV. Закреп-ление изу-ченного материала.

Работа с наглядным материалом.

Практическая работа.

Фронталь-ная,инди-

видуальная. Практи-ческий, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, бесе-да, письмо.

Работа с учебником с.85 часть 2 №1

-Чтобы козлята были умными и здоровыми мама-коза их вкусно кормит.

Давайте достанем из конвертов кружочки (зеленые). Сколько их?(14) Раскладываем 1 десяток сверху и 4 пониже. На какой овощ похожи наши зеленые кружочки? (Капусту) Какой витамин в этом овоще? Итак, мама-коза дала козлятам на обед 14 кочанов капусты. Козлята съели 6 кочанов. Каким действием мы узнаем, сколько кочанов осталось?

- Попробуйте, мне рассказать, как можно из 14 вычесть 6, уже зная общий способ вычитания из двузначного числа с переходом через десяток?

-Чтобы вычесть из 14 число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого; получаем 1 десяток; а затем из десятка вычитаем оставшуюся часть вычитаемого. Это способ вычитания по частям. Можно своими словами.

- Проверим посадку, правила обращения с ручкой. Проводит минутку чистописания числа 14.

- Что можете рассказать о числе 14?

Помогает в освоении и применении построенного способа вычитания из числа 14 числа 6.

- А есть ли другой способ вычитания из числа 14?

Проводит гимнастику глаз с использованием траектории офтальмотренажера.

-Чтобы хорошо уметь вычитать из числа 14 необходимо потренироваться в применении построенных способов. Д/И «Решай – не зевай». Предлагает решить примеры в задании №1 по очереди у доски с комментированием и в тетрадях.

Проводит физминутку.

-Мама-коза убедилась, что козлята научились решать примеры и ушла в лес. Тут-то появился волк. Но не для того, чтобы съесть козлят, а чтобы поиграть с ними. Приглашает ученика в шапочке волка провести игру с козлятами:

В домике козлята жили и друг с другом так дружили:

Днем скакали по лесочку, спали вместе темной ночкой,

А ,проснувшись поутру, начинали вновь игру:

Сесть и встать и два прыжка.

Вместе весело всегда!

выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставлен-ную задачу  и инст-рукцией учителя. Отвечают на вопросы учителя.

высказывают свои предположения, используя ранее полученные знания на практике.

самостоятельно комментируют способ вычитания из 14 числа по частям.

Показывают посадку за столом при пись-ме, как правильно держать ручку. Вспо-минают и отвечают: за каким числом сле-дует 14 и на сколько оно больше преды-дущего; какому чис-лу предшествует и на сколько меньше; что это двузначное чис-ло; четное; состоит из 1 десятка и 4 еди-ниц. Прописывают.

Подробно записы-вают и решают при-мер 14-6, прогова-ривают способ вычитания.

Предлагают способ вычитания на основе знания таблицы сло-жения с переходом через десяток, знания состава числа 14.

В положении стоя указательным пальцем и глазами водят по предложенной траектории. Затем такую же траек-торию выписывают на потолке указа-тельным пальцем, глазами и всем туловищем.

По очереди выходят к доске для решения примеров, остальные вычисляют письмен-но в тетрадях. Девоч-ка в шапочке мамы-козы проверяет вычисления у доски.

Ученик –волк декламирует стихотворение, выполняя показ движений, остальные дети повторяют:

-руки над головой домиком;

- скачут, затем ими-тируют сон;

-потянулись (дыха-тельная гимнасика)

-по тексту;

-хлопают в ладоши.

Осознанно и произвольно строят речевые выска-зывания. Принимают и сохраняют учеб-ную цель и задачу. Используют нагляд-ный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)

сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)

приобретают умения вычитать из числа 14 по частям (П)

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.

Анализируют число 14 и проводят срав-нение с предыдущим и последующим числами. (Р, П)

Используют наглядный материал (запись учителя на доске)

(П)

Правильно выполняют записи в рабочей тетради.

(Л, П)

Осуществляют профилактику зрительного утомления.

Строят рассуждения при вычитании из числа 14. Исполь-зуют построенные способы вычитания из числа 14. Приме-няют коммуникатив-ные навыки. Оцени-вают правильность выполнения вычис-лений.

(П, К)

Осуществляют профилактику утомления и дыхательные упражнения.

(Л, К)

ответы на вопросы учителя, работа по заданию учителя

Индиви-дуальный. Проверка правильной посадки и верного обращения с ручкой.

Работа с использованием наглядного мате-риала на доске. Устные  ответы.

Наблюдение учителя.

Устные  ответы.

Верное опреде-ление способа вычитания

Правильное выполнение упражнения.

Работа с учебником

Наблюде-ние учителя. Правиль-ное выполне-ние движений

V. Контроль за усвоением знаний. Решение задач изученных видов

VI. Использование полученных знаний на новом уровне. Работа с тестовыми заданиями.

VII.Рефлек-сия. Оценивание.Подведение итогов.

Работа по учебнику (с.85, ч.2, №2,3).

Работа в парах. Фронталь-ная беседа.

Индивиду-альная. Практичес-кий

Обобщающя беседа

- Мама-коза всегда старалась учить козлят чему-нибудь новому. Поэтому после отдыха козлята решали задачи. Задачи были трудные, про маль-чиков и девочек. Сейчас в парах выберите задачу на стр.85, обсудите какие вопросы можно поставить к условиям задач. Одна пара будет ра-ботать у доски, остальные в тетрадях.

- Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от поставленного вопроса к условию задачи.

-Проверила мама-коза задачи и в награду дала очень интересное задание. У вас есть листочки с заданиями. Там где стоит восклицательный знак – это задания самые интересные (посложнее). Вы можете выбрать и решить те задания, которые вам больше всего понравятся. А кто сможет решить все задания?

-Чтоб закончить наш урок, надо подвести итог. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и урок с помощью солнышка:

-урок-сказка понравился, своей работой доволен – солнышко улыбается;

-урок понравился, работал на уроке хорошо, но немного есть ошибки– солнышко задумчивое, ротик у солнышка ровный, не улыбается;

-урок понравился, но было трудно, требуется помощь учителя – солнышко огорчается.

Обобщает урок. Определяет перспективу последующей работы.

– Чему учились на уроке?

– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?

Учащиеся в парах выбирают понравившуюся задачу, формулируют вопросы к задачам. Одна пара выполняет краткую запись условия, решения и ответа у доски, остальные в тетради. Другую задачу обсуждают устно. Мама-коза оценивает правильность выполнения задач.

Анализируют предложенные задания, выполняют их по выбору письменно.

Оценивают урок и свою работу с помощью рисунка солнышка.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют анализ задач. Строят рассуждения о способах решения.

(П, К)

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.  

Осуществляют выбор. Самостоятельно работают с тестовым материалом.

(Р)

Анализируют свою работу. (Л, Р)

Формулируют собственное мнение. (К, Л)

Наблюде-ние и помощь учителя.

Фрон-

тальный, индиви-

дуаль-

ный.

Устные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)» (УМК «Начальная школа 21 века»)

   Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)». Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, туп...

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...