Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)» (УМК «Начальная школа 21 века»)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Ожередова Ольга Сергеевна

 

 

 Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)».

 

Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.

Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций: формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока; развивалась ценностно-смысловая компетенция - эта компетенция связана со способностью видеть и понимать окружающий мир (ребята не просто знакомятся с треугольниками и их видами, но и обращают внимание на то, где можно встретить предметы треугольной формы в жизни, сами создают витраж из треугольников); развивалась учебно-познавательная  компетенция - знания не давались в готовом виде, перед учащимися ставились проблемы, которые ребята решали, применяя уже имеющиеся знания.

Использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах.

Междисциплинарные связи: русский язык (составление слова, состав слова), окружающий мир (египетский угол, треугольник – музыкальный инструмент, египетские пирамиды),  литературное чтение (скороговорка), изобразительное искусство (домашнее задание).

В конце урока проводилась рефлексия – ребята имели возможность оценить свою работу на уроке.

Ребята учились оценивать работу друг друга на уроке.

Домашнее задание состояло из двух частей – обязательное творческое задание и задание, которое предлагалось выполнить по желанию, связанное с работой с дополнительными источниками информации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Ожередова О.С., учитель начальных классов

                                                     МОУ СОШ № 2 муниципального образования

                  город-курорт Геленджик

Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от             вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)»

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков,  практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.

        Оборудование: мультимедийная презентация, буквы в конвертах, полоски разной длины для построения треугольников, шнурок для демонстрации египетского треугольника, личики разного цвета для проведения рефлексии.

Ход урока:

        1. Учитель: -  Ребята, я приглашаю Вас на урок математики и попрошу сегодня на уроке быть моими помощниками, активно работать и в конце урока помочь мне поставить оценки. Желаю Вам удачи!

2. Математическая разминка + актуализация знаний, введение в тему. СЛАЙД 2.

Т

3 ∙ 26 – 18 = 60

К

900 - 500

Е

200 ∙ 7 – 300 = 1100

Н

649 – 40 – 9  = 600

У

250 + 700 = 950

Р

880 : 4 ∙ 10 = 2200

Г

4 + 96 : 2 = 52

И

482 – 60 = 422

О

40∙ 80 : 100 =32

Ь

300 ∙ 9 – 200 = 2500

Л

 560 : 7 ∙ 4 = 320

И

5000 х 0

 

60

2200

1100

950

52

32

320

2500

600

422

400

0

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

и

 

Ребятам предлагается сложить слово из букв (буквы даны в конвертах). В результате появляется слово «треугольники». (Работа в парах).

- Попробуйте определить состав слова «треугольники» (сложное слово, два корня  - тр-, уголь-). Что такое треугольник? (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три стороны и три угла.).

СЛАЙД 3. - Так о чём пойдёт речь на уроке? (О треугольниках).

- Откройте содержание учебника (стр. 127), прочитайте название темы урока на странице 105 (Виды треугольников).

- Предположите, какие задачи мы сегодня поставим с вами? (Узнать, какими бывают треугольники).

3. Работа над новым материалом (работа с учебником, стр. 105).

А) № 418. – Какие бывают углы? СЛАЙД 4.

- Каким образом будем определять вид углов?

Б) - Как вы думаете, может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Попробуйте выложить такой треугольник из полосок. Получилось?) Какой вывод можно сделать, какой треугольник называется тупоугольным?

В) Попробуйте начертить треугольник, у которого два прямых угла. Как будем работать? (Строим произвольный отрезок – одну из сторон. Затем строим два прямых угла  с вершинами на концах отрезка. Изображённые стороны прямых углов расположены параллельно, поэтому не пересекутся). Вывод: какой треугольник называется прямоугольным? А остроугольным?

Г) Чтение вывода по учебнику.

4. Физминутка.

"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Слова в тексте заменяются движениями.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не  мой колпак.


   
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.


5. Работа над материалом урока.

А) № 419. – Легко ли определить вид треугольника «на глаз»? Какие инструменты можно использовать для определения вида треугольника? Определяем вид треугольника, используя угольник. (Показ на доске).

Б) Самостоятельная работа. - Начертите остроугольный треугольник, тупоугольный и прямоугольный треугольники.

В) - Ребята, как Вы думаете, а где в нашей жизни можно использовать треугольник? (СЛАЙД 5 - музыкальный инструмент; СЛАЙД 6 - созвездие Треугольник; СЛАЙД 7 - египетские пирамиды – грани имеют треугольную форму). СЛАЙД 8. Оказывается, ещё в Древнем Египте землемеры (гарпедонавты) для построения прямого угла пользовались следующим приёмом. Бичёвку растягивали на 12 равных частей так, чтобы получался треугольник со сторонами 3,4,5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4, 5 (ед.) иногда называют египетским. (Демонстрация). СЛАЙД 9. Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

   

   

Г) – А сейчас я Вам предлагаю поработать дизайнерами.

- Возьмите, пожалуйста, заготовку окна и, используя линейку и фломастеры, составьте витраж из разных треугольников, чтобы получилось красивое окно.

- А теперь посмотрите на свои витражи. У кого получились прямоугольные треугольники, тупоугольные, остроугольные? Какие треугольники называют прямоугольными, тупоугольными, остроугольными?

5. СЛАЙД 10. Домашнее задание: раскрасить витраж, используя знания, полученные на уроках рисования;  сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму.

6. СЛАЙД 11. Подведение итогов. Рефлексия.

-

7. Спасибо за работу! СЛАЙД 12.

САМОАНАЛИЗ

 Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)».

Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.

Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций: формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока; развивалась ценностно-смысловая компетенция - эта компетенция связана со способностью видеть и понимать окружающий мир (ребята не просто знакомятся с треугольниками и их видами, но и обращают внимание на то, где можно встретить предметы треугольной формы в жизни, сами создают витраж из треугольников); развивалась учебно-познавательная  компетенция - знания не давались в готовом виде, перед учащимися ставились проблемы, которые ребята решали, применяя уже имеющиеся знания.

Использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах.

Междисциплинарные связи: русский язык (составление слова, состав слова), окружающий мир (египетский угол, треугольник – музыкальный инструмент, египетские пирамиды),  литературное чтение (скороговорка), изобразительное искусство (домашнее задание).

В конце урока проводилась рефлексия – ребята имели возможность оценить свою работу на уроке.

Ребята учились оценивать работу друг друга на уроке.

Домашнее задание состояло из двух частей – обязательное творческое задание и задание, которое предлагалось выполнить по желанию, связанное с работой с дополнительными источниками информации.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

.        Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором, якобы, происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.

- УГОЛЬНИК: чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, для разметки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И прекрасна, и сильна Математика-страна! Автор: Ожередова Ольга Сергеевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 им.Адмирала Ушакова муниципального образования город-курорт Геленджик

Слайд 2

Устный счёт Т 3 х 26 - 18 К 900 - 500 Е 200 х 7 - 300 Н 649 – 40 - 9 У 250 + 700 Р 880 : 4 х 10 Г 4 + 96 : 2 И 482 - 60 О 40 х 80 : 100 Ь 300 х 9 - 200 Л 560 : 7 х 4 И 500 х 0

Слайд 3

ТРЕУГОЛЬНИКИ Учебник. Стр.105

Слайд 4

прямой угол тупой угол острый угол

Слайд 5

Треугольник Треуго́льник - ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута, изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).

Слайд 6

Созвездие

Слайд 7

Египетские пирамиды

Слайд 8

Египетский треугольник

Слайд 9

Витраж Витраж – произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанного на заполнение проёма.

Слайд 10

Домашнее задание Раскрасить витраж. Сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму (по желанию).

Слайд 11

Итоги урока Оцени свою работу на уроке - На уроке мне всё было понятно, я доволен своей работой. - На уроке мне было всё понятно, но я ошибался; могу работать лучше. - Я не всё понял и допустил много ошибок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц". УМК "Начальная школа XXI века"

Развитие познавательной активности обучающихся осуществляется  в результате творческой деятельности с геометрическим материалом....

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся  с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Площадь прямоугольного треугольника"

В презентации представлен материал , который будет полезен для проведения арифметического  диктанта ( на этапе актуализации знаний), а так же материал, который поможет детям без особого труда выв...

Урок математики 2 класс по теме "Сложение вида 37+48"

Цели урока: познакомить с письменным приемом сложения вида 37=48; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; способствовать развитию у детей познавательной активности, логичес...

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Вычитание вида 17 -?, 18 - ?". Дистанционное обучение.

План работы в  презентации можно использовать  в самостоятельной работе дистанционного обучения  учащимся 1 классов по странице учебника 88 Математика 1 класс, часть 2 . Программа "...