Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)» (УМК «Начальная школа 21 века»)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)».
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.
Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций: формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока; развивалась ценностно-смысловая компетенция - эта компетенция связана со способностью видеть и понимать окружающий мир (ребята не просто знакомятся с треугольниками и их видами, но и обращают внимание на то, где можно встретить предметы треугольной формы в жизни, сами создают витраж из треугольников); развивалась учебно-познавательная компетенция - знания не давались в готовом виде, перед учащимися ставились проблемы, которые ребята решали, применяя уже имеющиеся знания.
Использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах.
Междисциплинарные связи: русский язык (составление слова, состав слова), окружающий мир (египетский угол, треугольник – музыкальный инструмент, египетские пирамиды), литературное чтение (скороговорка), изобразительное искусство (домашнее задание).
В конце урока проводилась рефлексия – ребята имели возможность оценить свою работу на уроке.
Ребята учились оценивать работу друг друга на уроке.
Домашнее задание состояло из двух частей – обязательное творческое задание и задание, которое предлагалось выполнить по желанию, связанное с работой с дополнительными источниками информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ожередова О.С., учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2 муниципального образования
город-курорт Геленджик
Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)»
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, буквы в конвертах, полоски разной длины для построения треугольников, шнурок для демонстрации египетского треугольника, личики разного цвета для проведения рефлексии.
Ход урока:
1. Учитель: - Ребята, я приглашаю Вас на урок математики и попрошу сегодня на уроке быть моими помощниками, активно работать и в конце урока помочь мне поставить оценки. Желаю Вам удачи!
2. Математическая разминка + актуализация знаний, введение в тему. СЛАЙД 2.
Т | 3 ∙ 26 – 18 = 60 | К | 900 - 500 |
Е | 200 ∙ 7 – 300 = 1100 | Н | 649 – 40 – 9 = 600 |
У | 250 + 700 = 950 | Р | 880 : 4 ∙ 10 = 2200 |
Г | 4 + 96 : 2 = 52 | И | 482 – 60 = 422 |
О | 40∙ 80 : 100 =32 | Ь | 300 ∙ 9 – 200 = 2500 |
Л | 560 : 7 ∙ 4 = 320 | И | 5000 х 0 |
60 | 2200 | 1100 | 950 | 52 | 32 | 320 | 2500 | 600 | 422 | 400 | 0 |
т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | и |
Ребятам предлагается сложить слово из букв (буквы даны в конвертах). В результате появляется слово «треугольники». (Работа в парах).
- Попробуйте определить состав слова «треугольники» (сложное слово, два корня - тр-, уголь-). Что такое треугольник? (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три стороны и три угла.).
СЛАЙД 3. - Так о чём пойдёт речь на уроке? (О треугольниках).
- Откройте содержание учебника (стр. 127), прочитайте название темы урока на странице 105 (Виды треугольников).
- Предположите, какие задачи мы сегодня поставим с вами? (Узнать, какими бывают треугольники).
3. Работа над новым материалом (работа с учебником, стр. 105).
А) № 418. – Какие бывают углы? СЛАЙД 4.
- Каким образом будем определять вид углов?
Б) - Как вы думаете, может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Попробуйте выложить такой треугольник из полосок. Получилось?) Какой вывод можно сделать, какой треугольник называется тупоугольным?
В) Попробуйте начертить треугольник, у которого два прямых угла. Как будем работать? (Строим произвольный отрезок – одну из сторон. Затем строим два прямых угла с вершинами на концах отрезка. Изображённые стороны прямых углов расположены параллельно, поэтому не пересекутся). Вывод: какой треугольник называется прямоугольным? А остроугольным?
Г) Чтение вывода по учебнику.
4. Физминутка.
"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Слова в тексте заменяются движениями.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
5. Работа над материалом урока.
А) № 419. – Легко ли определить вид треугольника «на глаз»? Какие инструменты можно использовать для определения вида треугольника? Определяем вид треугольника, используя угольник. (Показ на доске).
Б) Самостоятельная работа. - Начертите остроугольный треугольник, тупоугольный и прямоугольный треугольники.
В) - Ребята, как Вы думаете, а где в нашей жизни можно использовать треугольник? (СЛАЙД 5 - музыкальный инструмент; СЛАЙД 6 - созвездие Треугольник; СЛАЙД 7 - египетские пирамиды – грани имеют треугольную форму). СЛАЙД 8. Оказывается, ещё в Древнем Египте землемеры (гарпедонавты) для построения прямого угла пользовались следующим приёмом. Бичёвку растягивали на 12 равных частей так, чтобы получался треугольник со сторонами 3,4,5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4, 5 (ед.) иногда называют египетским. (Демонстрация). СЛАЙД 9. Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Г) – А сейчас я Вам предлагаю поработать дизайнерами.
- Возьмите, пожалуйста, заготовку окна и, используя линейку и фломастеры, составьте витраж из разных треугольников, чтобы получилось красивое окно.
- А теперь посмотрите на свои витражи. У кого получились прямоугольные треугольники, тупоугольные, остроугольные? Какие треугольники называют прямоугольными, тупоугольными, остроугольными?
5. СЛАЙД 10. Домашнее задание: раскрасить витраж, используя знания, полученные на уроках рисования; сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму.
6. СЛАЙД 11. Подведение итогов. Рефлексия.
-
7. Спасибо за работу! СЛАЙД 12.
САМОАНАЛИЗ
Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)».
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.
Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций: формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока; развивалась ценностно-смысловая компетенция - эта компетенция связана со способностью видеть и понимать окружающий мир (ребята не просто знакомятся с треугольниками и их видами, но и обращают внимание на то, где можно встретить предметы треугольной формы в жизни, сами создают витраж из треугольников); развивалась учебно-познавательная компетенция - знания не давались в готовом виде, перед учащимися ставились проблемы, которые ребята решали, применяя уже имеющиеся знания.
Использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах.
Междисциплинарные связи: русский язык (составление слова, состав слова), окружающий мир (египетский угол, треугольник – музыкальный инструмент, египетские пирамиды), литературное чтение (скороговорка), изобразительное искусство (домашнее задание).
В конце урока проводилась рефлексия – ребята имели возможность оценить свою работу на уроке.
Ребята учились оценивать работу друг друга на уроке.
Домашнее задание состояло из двух частей – обязательное творческое задание и задание, которое предлагалось выполнить по желанию, связанное с работой с дополнительными источниками информации.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором, якобы, происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.
- УГОЛЬНИК: чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, для разметки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счёт Т 3 х 26 - 18 К 900 - 500 Е 200 х 7 - 300 Н 649 – 40 - 9 У 250 + 700 Р 880 : 4 х 10 Г 4 + 96 : 2 И 482 - 60 О 40 х 80 : 100 Ь 300 х 9 - 200 Л 560 : 7 х 4 И 500 х 0
ТРЕУГОЛЬНИКИ Учебник. Стр.105
прямой угол тупой угол острый угол
Треугольник Треуго́льник - ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута, изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).
Созвездие
Египетские пирамиды
Египетский треугольник
Витраж Витраж – произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанного на заполнение проёма.
Домашнее задание Раскрасить витраж. Сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму (по желанию).
Итоги урока Оцени свою работу на уроке - На уроке мне всё было понятно, я доволен своей работой. - На уроке мне было всё понятно, но я ошибался; могу работать лучше. - Я не всё понял и допустил много ошибок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц". УМК "Начальная школа XXI века"
Развитие познавательной активности обучающихся осуществляется в результате творческой деятельности с геометрическим материалом....
Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".
В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...
Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В
Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...
Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Площадь прямоугольного треугольника"
В презентации представлен материал , который будет полезен для проведения арифметического диктанта ( на этапе актуализации знаний), а так же материал, который поможет детям без особого труда выв...
Урок математики 2 класс по теме "Сложение вида 37+48"
Цели урока: познакомить с письменным приемом сложения вида 37=48; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; способствовать развитию у детей познавательной активности, логичес...
Конспект урока математики 2 класс по теме "Приёмы вычислений для случаев вида 30-7."
Приёмы вычислений для случаев вида 30-7....
Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Вычитание вида 17 -?, 18 - ?". Дистанционное обучение.
План работы в презентации можно использовать в самостоятельной работе дистанционного обучения учащимся 1 классов по странице учебника 88 Математика 1 класс, часть 2 . Программа "...