Вычитание из числа 10
план-конспект урока по математике (1 класс)

Настаева Ольга Сергеевна

Цель:

  • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.

Задачи:

  • Расширить знания детей о добре и зле.
  • Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
  • Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, к старшим и друг к другу.
  • Развивать умения нравственного суждения (развивать словарный запас у учащихся).
  • Учить способам выражения гнева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Вычитание из числа 10»

Цель урока: познакомить обучающихся с приёмом вычитания из числа 10.

Задачи урока:

Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 10; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;

Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.

Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.

Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в парах.

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый  метод, самопроверка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Средства обучения: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2; карточки для индивидуальной и парной работы.

 Технологическая карта

Структурные элементы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели реальных результатов

1. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, создать благоприятную обстановку.

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

2.

Целеполагание.

Мотивация.

Обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

Подводит к теме урока, целям.

Формулируют тему урока и цели своей деятельности.

Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности Формулировка темы и целей.

3. Актуализация

Актуализировать ранее полученные знания и приемы сложения и вычитания.

Проводит устный счет, используя вопросы и задания разного уровня сложности.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Актуализация знаний учащихся. Готовность к восприятию нового материала.

4. Изучение нового материала.

Познакомить с приемом вычитания вида 10 – □

Обеспечить восприятие и осознание учебного материала.

Подводит к объяснению нового приема вычитания.

Самостоятельно объясняют новый прием.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

5. Первичная проверка понимания.

Установить правильность и осознанность усвоения нового материала, выявить пробелы.

Организует решение новых примеров с комментированием и самостоятельно.

Находят значение выражений.

Правильность выполнения задания. Умение соотносить состав числа и новый прием вычитания.

6. Закрепление.

Закрепление и применение полученных знаний в новой ситуации.

Организует работу с учебником, решение задач на карточках, занимательных заданий.

Поиск примеров по теме урока. Решение задач различной степени сложности. Выполнение занимательного задания в группе.

Применение новых знаний, устранение пробелов.

7. Итог урока.

Мобилизация учащихся на окончание урока.

Постановка вопросов.

Ответы на вопросы.

Организованное окончание урока.

8. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности

Постановка вопросов. Создает условия для анализа деятельности: выбор предложения, цветик-многоцветик.

Ответы на вопросы. Выбор предложения.

Выбор цвета.

Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности. Самооценка эмоционального состояния.

Ход урока

1.  Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) 

а) Стихотворение:

Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!

б) Определяет готовность к уроку.

- Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Тут затеи и задачи.

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи!

За работу, в добрый час!

Приступаем к работе.

Гимнастика для пальчиков

Котята.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,     покачиваем руками, не разъединяя их

Сейчас все котята по парам стоят.

Два толстых, два ловких,                        Постукиваем соответствующими  

Два длинных, два хитрых,                      пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Два маленьких самых

И самых красивых.

На уроке нам помогут вот такие маршрутные листы. Запишите дату

11 февраля.

«Классная работа»

2. Мотивация к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.

- Ребята, девизом нашего урока будет русская народная пословица

 «Не стыдно не знать,

  Стыдно не учиться!»

– Как вы понимаете её смысл?

Она означает следующее: если вы чего не знаете, но хотите научится, то ничего в этом стыдного нет. Все начинали с чего-то, никто с умением не родился, все знания приходили в процессе обучения. Главное, не стесняться спрашивать, если что-то непонятно у более опытных и знающих людей. И если даже что-то не получается с первого раза, нужно не лениться предпринимать попытки снова и снова, с каждым разом у вас будет получаться только лучше.

А вот если человек не хочет учиться и узнавать что-то новое, то это конечно стыдно, здесь гордиться нечем.

Это выражение будет актуально во все времена.

- Какой мы сделаем вывод?  (Если ты что-то не понял на уроке, не бойся, переспроси учителя, он объяснит тебе еще раз, а если ты не спросишь, так и не поймешь ту тему, которую он объяснял и через какое-то время забудешь совсем).

- А сейчас отгадайте загадку

Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщутв траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: «Угу» нам лесная …

- К нам на урок прилетела сова и предлагает вам совершит математическое путешествие.

Готовы начать путешествие?

3. Актуализация знаний (устный счёт).

- Математики должны быть внимательными, находчивыми и уметь быстро считать. Давайте покажем, что мы настоящие математики.

(работа в парах) – Найдите на картинках все цифры от 1 до 10

hello_html_m27870958

Кто нашел все цифры и готов нам их показать?

- А теперь поиграем

Игра называется «Помоги Совушке»

По очереди читаете выражение и называете ответ, а остальные при правильном ответе хлопают, если не правильно молчите.

                4+3=                10 – 5=

                7+3=                6-5=

                3+3=                8-5=

Что общего в выражениях первого столбика? Как называются компоненты при сложении?

Что общего в выражениях второго столбика? Как называются компоненты при вычитании

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

10

9

8

7

6

5

 

 

 

 

 

1. Повторение состава числа 10.

Загадки

1.Вот восемь зайчат

По дорожке идут.

За ними вдогонку

Двое бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопится в школу

Зайчишек зимой?              

(8+2=10 (з.).)

2. Пошла курица гулять,        

Собрала своих цыплят.        .

Семь бежали впереди,        

Три остались позади.

Беспокоится их мать.        

И не может сосчитать

Сколько было там цыпляток? 

– Сосчитайте-ка, ребята,

(7+3=10 (ц.).)

3. Ниночка рисует дом,

Окон очень много в нем.

Тут их шесть, четыре там.

Посчитай все окна сам.        

(6+4=10 (ок.).)      

4. Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

- Сколько всего грибов несла лисица? 

(5+5=10 (гр.).)

Минутка чистописания.

Какое число записано?

Сколько цифр понадобится для записи этого числа? Какие?

Пропишите число 10 до конца строки.

4. Открытие детьми новых знаний.

 Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи. 

Ребята обратите внимания у вас на партах лежат вот такие закладки.

Эти закладки для книг,делали дети, на уроке технологии.

Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на закладке? ( 10)

- Сколько кругов наклеено? ( 8)

- Сколько кругов еще осталось наклеить? ( 2)

- Значит 10 – это 8 и сколько? (10 – это 8 и 2)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 8? ( 2) 

-Какое правило нам поможет составить равенство и вычислить?

(Если из суммы отнять одно слагаемое, получается другое)

- А сейчас откройте учебники на стр. 34 и посмотрите вторую закладку, которую делали дети. Сколько квадратов уже наклеено на закладке? ( 7)

- Сколько еще квадратов осталось наклеить? ( 3)

- Значит, 10 – это 7 и сколько? ( 3)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 7? ( 3)

- Посмотрите, а сколько треугольников на третьей закладке? ( 6)

- Сколько еще треугольников надо наклеить?  ( 4)

- Значит, 10 – это 6 и сколько? (4)

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Ответы детей.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Вычитание из числа 10)

Следующее задание решение примеров коллективно с проговариванием по цепочке 3 столбика.

4 столбик – выполняют самостоятельно. (1 ученик РАБОТАЕТ у доски, остальные на листах. )

6. Физминутка.

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0336/000cd475-b0c838d0/1/img7.jpg

7. № 3 – решение задачи

Учащиеся читают задачу 2

– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)

– Докажите.

– Прочитайте условие.

– О чем в задаче спрашивается?

– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)

– Почему? (Потому что в соседнем доме на 3 этажа больше.)

– Запишите решение. (5 + 3 = 8 (эт.).)

– Дайте ответ на вопрос задачи.

- А сейчас поиграем в игру «Магазин».  (работа в паре)

- Я предлагаю вам совершить покупки. У вас на двоих имеется 10 рублей. Вам надо купить одну вещь и подсчитать сдачу, которая у вас останется.

https://fs.znanio.ru/8c0997/86/bc/0503d7132efe78961575e60b83174bc31b.png

 

9. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги и делиться впечатлениями.

- Какая была тема нашего урока? (Вычитание из числа 10)

 - Что нового узнали на уроке?

- Ребята, у вас на столах лежат магнитики со смайликами. С помощью них мы оценим свою работу на уроке. Прикрепите их к тому высказыванию, которое больше всего для вас подходит. 

1. Урок полезен, всё понятно.

2.  Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.  Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться!

- Молодцы, ребята! Мне было с вами сегодня очень приятно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав числа 10. Вычитание из числа 10.

Урок  математики  проводился  мною  в рамках районного семинара. На данном уроке дети формируют навыки устного счета – прибавления и вычитания чисел в пределах 10. В форме интеракт...

«Число и цифра 0. Сложение и вычитание с числом 0»

Урок   математики в 1  классе (  УМК «Планета  Знаний».)Тема раздела «Вычисляем в пределах 20». / Урок № 3 по данной теме/   Тема урока      « Сложение и в...

Конспект урока по математике "Вычитание из числа 6, из числа 7"

Учащиеся познакомятся со способами вычитания из числа 6, из числа 7 с опорой на состав числа....

Разработка урока математики в 1 классе по теме: "Вычитание из числа 10. Состав числа 10."

Предмет:  математика "Школа России" ФГОСКласс 1Тема: "Вычитание из числа 10. Состав числа 10."Технологии: ИКТ, работа в парах...

Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания.

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в классах, реализующих ФГОС ОО с УО (ИН)....

Презентация к технологической карте урока математики. Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания.

Данная презентация является дополнительм материалом к методической разработке  "Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания" и предназ...