Математические представления
рабочая программа по математике (2 класс)
Планирование составлено на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант ΙI.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_predst.docx | 74.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения ___________ Р.О.Кудашова Протокол № ___ от «_____» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Методист _____________ Л.Ю.Иваськевич
« 30 » августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ____________ А.А.Дербенев « 30 » августа 2020 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков «Математические представления».
Учебный год: 2020-2021
Класс: 2
Учитель: В.В.Петрова
Планирование составлено на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант ΙI.
Количество часов:
Всего 59 часов, в неделю – 2 часа
Дополнительная литература: Т.В.Алышева
Тематическое планирование составила Петрова В.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 61 час, 2часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Метод мониторингов;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.
Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Деление обучающихся на группы
1 подгруппа
Краткая характеристика
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается. |
Двигательная сфера | Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | В контакт не вступает, взгляд не фиксирует. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Не сформированы |
Память | |
Мышление | |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
2 подгруппа
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. |
Двигательная сфера | Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Обобщение, абстрагирование недоступны. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
Краткая характеристика
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.
Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 59 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели
Календарно- тематическое планирование
Раздел, тема урока | Кол. часов | дата | |
«Представления о величине» 1ч= 15ч | |||
1-2 | День знаний. «Большой - маленький» «Высокий низкий» | 2 | 01.09 07.09 |
3-4 | «Широкий узкий» Повторение изученного материала | 2 | 08.10 14.09 |
5-6 | «Количественные представления» «Мало много» «Пусто» | 2 | 15.09 21.09 |
7-8 | Изменение количества предметов Сравнение количества предметов | 2 | 22.09 28.09 |
9-10 | Повторение изученного материала | 2 | 29.09 05.10 |
11 | «Временные представления» Времена года: зима | 1 | 06.10 |
12-13 | Времена года: лето | 2 | 12.10 13.10 |
14-15 | Части суток: день, ночь Неделя | 2 | 19.10 20.10 |
«Пространственные представления» 2ч= 16 ч | |||
16-17 | «Вверху - внизу» | 2 | 02.11 03.11 |
18-19 | «Впереди сзади» | 2 | 09.11 10.11 |
20-21 | «Слева - справа» | 2 | 16.11 17.11 |
22-23 | «Справа - слева» | 2 | 23.11 24.11 |
24-25 | «Первый - последний» | 2 | 30.11 01.12 |
26-27 | «Перед, после, между» | 2 | 07.12 08.12 |
28-29 | Повторение изученного материала | 2 | 14.12 15.12 |
30-31 | «Представления о форме» Геометрические фигуры. | 2 | 21.12 22.12 |
32-33 | 3ч= 16 ч Круг. Круг большой- маленький. Группировка фигур. | 2 | 11.01 12.01 |
34-35 | Геометрические фигуры. Квадрат. Обводка узора из геометрических фигур по трафарету. | 2 | 18.01 19.01 |
36 | Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. | 1 | 25.01 |
37-38 | Знакомство с объемной фигурой - шар. | 2 | 26.01 01.02 |
39-40 | Знакомство с объемной фигурой - куб. | 2 | 02.02 15.02 |
41. | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг. | 1 | 16.02 |
42-43 | Различение геометрических тел: «шар», «куб» | 2 | 22.02 01.03 |
44-45 | Повторение изученного материала | 2 | 02.03 09.03 |
46-47 | «Количественные представления» Узнавание и выделение цифры 1 Соотнесение цифры 1 | 2 | 15.03 16.03 |
48-49 | 4ч= 12ч Конструирование цифры 1 | 2 | 29.03 30.03 |
50-51 | Узнавание и выделение цифры 2 | 2 | 05.04 06.04 |
52-53 | Соотнесение цифры 2 Конструирование цифры 2 | 2 | 12.04 13.04 |
54-55 | Узнавание и выделение цифры 3 Соотнесение цифры 3 | 2 | 19.04 20.04 |
56 | Конструирование цифры 3 Прямой и обратный счет 1- 3 | 1 | 26.04 |
57-58 | Счет в пределах трех. Письмо цифр 1, 2, 3. | 2 | 27.04 04.05 |
59 | Выделение трех предметов из множества | 1 | 11.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Кол. часов | Планируемые результаты | ||||||||
1 модуль | Личностные | Коррекционные Задачи | БУД Базовые учебные действия | ||||||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа | |||
1 2 | Формирование временных представлений «День,вечер,ночь» | 2 | Проявляет собственные чувства | Принимает участие в коллектив ных делах и играх | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Сформированызнания о частях суток, об их характерных особенностях .Сформированы представления о последовательности частей суток ,называют и определяют части суток между днём и ночью, ориентируются во времени | Сформированы знания о частях суток, их отличительных особенностях (на основе деятельности детей, взрослых, объектив ных условий природы) Умеет имитиро вать действия | Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). | Выполняет стереотип нуюинструк цию | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса |
3 4 | «Части суток» «День,вечер,ночь» | 2 | Проявляет желание быть отзывчивым.Наблюдает за окружающими предметами | Выражает интерес и желание к познанию окружающее го мира | Имеет интерес и желание заниматься | Видеть закономерности, имеет представления о частях суток (день, ночь), правильно употреб ляет термины в речи. | Определяет части суток по признакам: деятельность человека | Закры вает и открывает глаза по требова нию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась). Показывает как на себе глазки так и на дид.кукле | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам |
5 6 7 | «Режим дня» | 3 | Проявляет культуру поведения | Имеет представления о правилах режима дня | Проявляет усидчи вость на уроке | Используетсловарный запас за счет слов-действий. Умеет рассматривать картинки и рассказы вать ,что делали дети дням (Маша качалась на качелях, играла с мячом, читала книгу, рисовала и т. д.) | Выполняет действия по опорным картинкам (читает книгу, пинает мяч, рисует, прыгает, бегает) | Выполняет действия в соответствии с режимом дня. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Наблюдает за окружаю щими предметами |
8 9 | «Ночной режим» | 2 | Проявляет уважительное отноше ниек режим ныммоментам, имеет желания поддержи вать правила бытового распоряд ка | Соблюдает правила режима в ночное время (ночью дети должны спать,а игрушки отдохнуть у себя на полочке) | Показывает положите льные радостные эмоции от общения с детьми | Умеет выбирать из предлженных картинок где отображено части суток ночь. Умеет рассказы вать по картинке с помощью наводящих вопросов учителем | Умеет выбирать соответствующую картинку где нарисована ночь. Ночью спать ложатся книжка и тетрадь, Куклы и игрушки тоже будут спать. | Умеет закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза просну лась) Ночь придет, закрой же глазки. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам | Наблюдает за окружаю щими предметами |
10 11 | Закрепление по теме: «Покажи,что ты делал днем,вечером» «Покажи,что ты делал ночью» | 2 | Проявляет культуру поведения | Сформиро ван навык сотрудни чества, взаимодей ствия в игре и на занятии | Вызывает положите льные радостные эмоции от общения с детьми с учителем | Выбирает картинку с изображением время суток-день, вечер, время суток-ночь. Умеет расклады вать картинки с частями суток по порядку. | Находить картинки по частям суток (Маша гуляла на улице.Каталась на карусели. Обедала.) Когда это было?-днем. Показывает картинку где Маша гуляет и т.д. Играет с бусами разной величины | Катает кольца от дидактического модуля «Пирами да» по комнате с помощью взрослого. Выполняет действия по картинке (играет в мяч,катает машинку, укладывает куклу спать) Сопровождает игру речью. (Баю-бай, би-би) Днем мы играли, ночью мы спали | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Наблюдает за окружающими предмета ми |
Всего 11 часов | |||||||||||
2 модуль | |||||||||||
12 13 | «Формирование количественных представлений» «Один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 | Проявляет нравственные качества, бережное отноше ние к своим и чужим вещам | Выражает желания работать в паре | Проявляет усидчи вость на уроке | Сформированы понятия «один», «много» Умеет согласовы вать числительное «один» и «много» с существительными Один цветок,много цветов Одна ёлка, много ёлок | Умеет соотносить количество (один стул-сядет один мальчик. Много стульев-сядут много мальчиков) | Вынимает из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика Играет с бусами разной величины | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Понимает инструкцию по пиктограммам | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
14 15 | «Один-много» «Цифра 1» | 2 | Проявляетдружелюб ные отношения, умеет чувствовать настроения другого | Проявляет доверитель ный контакт между детьми | Выражает эмоционально - положи тельный фон | Выбирает один предмет из предложенных картинок ,закрашивает его желтым цветом (Одно солнышко,много цветов. Одна птичка, много цветов и т.д.) соотно сить с цифрой 1. | Соотносить отдельные единицы множества с пальцами, прикасается к предмету пальцем —пересчитыв его количество. (Один зайчик, один мишка, одна белочка и т.д) | Показывает на пальцах (один апельсин),много нас (жест руками) Умеет набрасы вать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно –многоколец. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам | Принимает помощь от учителя |
16 17 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 | Проявляет интерес к учебе | Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя | Сформиро ванынавыки сотрудни чества с учителем, довери тельного отноше ния к взрослым | Выбирает много предметов (много мячей, много листьев и т.д.) Активизирует в речи слова: Вот тебе зайка много листьев и т.д. Соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем | Соотносить отдельные единицы множества с пальцами, прикасатся к предмету пальцем — много. Умеет показывать жестом (разводит руки широко в стороны –много листьев) | Показывает жестом (разводит руки широко в стороны –много) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Наблюдает за окружающими предметами |
18 19 | «Мои игрушки» «Цифра 1» | 2 | Установилиположитель ный контакт между детьми | Умеет сосредоточиваться на слуховой информации | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям Наблюдает за окружаю щими предметами | Находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделяет из нее один предмет Сформированы понятия «один», «много». Согласовываетчислитель ное «один» с существительными в роде и падеже. | Сформированы понятия «правая» и «левая» рука. Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик | Умеет определять один и много предметов на основе предметно – практических действий Переносит с одного места на другое бытовые предметы | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Подражает действиям, выполняемы педагогом |
20 21 | «В гостях у лесовичка в лесу» «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1» | 2 | Умеет поддержи вать доверитель ный контакт между детьми Испыты вает потреб ность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет желание помочь герою сказки | Проявляет интерес к занятиям, Усидчи вость | Угадывает на ощупь в каком мешке много шишек. А в каком одна шишка. Соотносит цифру с одним предметом | Умеет расклады вать по коробкам шишки с шишками, листья с листьями (классификация предметов) Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик | Умеет брать предметы правой рукой переклады вает предметы в коробку по одному. Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.). | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам |
Всего 10 часов | |||||||||||
3 модуль | |||||||||||
22 23 | «Формирование представлений о величине» «Большой-маленький» «Длинный – короткий» | 2 | Наблюдает за окружающими предметами | Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя | Проявляет доброжела тельные отношения к сверстни кам. | Умеет различать предметы по величине: длинный - короткий. Умеет сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар. Выделяет признаки сходства и различия. | Умеет выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения умеет выделять и группировать предметы по величине длинный -короткий. | Умеет ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов длинный -короткий | Понимает инструкцию по пиктограммам | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
24 25 | «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения». | 2 | Умеет адекватно оценивать свои действия, радоваться полученному результату | Проявляет бережное отношение к наглядным пособиям | Проявляет навыки сотрудни чества с учителем,испыты ваетдовери тельноеотноше ние к взрослым | Сформированы понятия большой-маленький.Умеет с помощью метода наложения определять величину длинный-короткий. | Умеет показатьжестом большие и маленькие предметы, длинный - короткий Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом | Умеет показывать и выделять из ряда лент длинные и короткие. Произво дитьманимуля ции с лентами Переносит с одного места на другое бытовые предметы | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
26 27 | «Я большая,а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента,короткая лента». | 2 | Осознание своей принад лежности к определенному полу | Осознание своей принад лежности к определенному полу | Проявляет усидчи вость во время урока | Умеет сравнивать друг друга по росту. Активизирует в речи слова: Я-большая, а Денис маленький | Умеет видеть разницу в росте, сопровождает свою речь с жестами | Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
28 29 | «Подбери одежду для большой куклы,для маленькой куклы» | 2 | Проявлятьуважение к людям старшего возраста | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Соотне сение себя со своим именем Наблюдает за окружаю щими предмета ми | Умеет выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом. Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) | Умеет соотносить одежду с ростом Одевает на куклу кофту, штаны | Умеет натягивать колготки Находить свои личные вещи Определять свою половую принадлежность (без обоснования) | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает жестовую инструкцию |
30 31 32 | «Постройка башни» «Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». «Длинный мост,короткий мостик» | 3 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Осознает бережное отношение к раздаточному материалу (не брать в рот, не грысть, не рвать, не ломать) | Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. | Умеет объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества (большая-маленькая) башня | Умеет выбирать из общих кубиков большие кубики,оречевляя речью-большие, жестом-разводит в разные стороны руки, ставить кубик на кубик, сравнивает большую с маленькой башней. | Умеет ставить кубик на кубик, захваты вает кубики правой рукой. Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструк тор | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
Всего 11 часов | |||||||||||
4 модуль | |||||||||||
33 34 | «Формирование представлений о форме» «Круг» «Квадрат» | 2 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) Осознание своей принад лежности к определенному полу | Наблюдает за окружаю щими предмета ми | Сформированы представление о круге Умеет соотносить и дифференцировать круг, квадрат Узнавает квадрат в окружающемпространстве Умеет составлять целое из4-х частей. | Умеет работать с деревян нымипазлами, вставляет в отверстие формы из круга, квадрата | Умеет дуть мыльные пузыри (большие, маленькие) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
35 36 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 | Проявляет любознательность, расширяет опыт ориентировки в окружающем мире | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет интерес к занятиям | Умеет подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначе нию. | Умеет дифференцировать, расклады вать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку | Умеет брать монеты по одной, опускает монеты в копилку | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики |
37 38 | «Предметы похожие на круг,квадрат» | 2 | Проявляетлюбознатель ность, имеет опыт ориентировки в помещении школы. | Проявляет интерес окружа ющимпредметам | Испыты вает потреб ность в новых знаниях (на начальном уровне) | Умеет узнавать и называть фигуру –круг Знает узнаёт квадрат в окружаю щем пространстве Умеет составлять целое из частей | Умеет соотносить и дифференцировать квадрат методом наложения Называет большой квадрат, маленький квадрат | Умеет находить в окружаю щей обстановке мяч, прокаты вает мяч по столу. Умеет находить в окружаю щей обстановке кубик Находит разницу между предмета ми | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
39 40 | «Раскрашивание круга,квадрата» | 2 | Проявляет усидчивостьумеетустанавли вать и поддержи вать контакт друг с другом | Проявляет терпение, доводить начатое дело до конца | Испыты вает потреб ность в новых знаниях (на начальном уровне) | Выбирает по требованию учителя соответствующий карандаш, раскрашивает форму квадрата не выходя за его контур | Умеет правильно держать карандаш, раскрашивает не выходя за контурРассматри вает объемную фигуру — кубом | Находить желтый круг, дорисовывает лучики (солнце) | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики | Понимает жестовую инструкцию |
41 42 | «Обведение квадрата по контуру» | 2 | Проявляет аккуратность в работе | Проявляет интерес, усидчивость | Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. | Обводить форму квадрата по опорным точкам не отрывая руки при обводке | Обводить форму квадрата по контуруРассматри вает объемную фигуру — кубом | Захваты вает и удерживает карандаш, произво дитьчеркательные действия | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Выполняет действие способом рука-в-руке; | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики |
43 44 | «Штриховка квадрата» | 2 | Проявляеттворческие способности- проявляет мотивацию благополучия (желание заслужить одобрение, получить хорошие отметки) | Проявляетинтерес к занятию Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет навыки культурно го поведения | Умеет выполнять штриховку квадрата в разных направлениях Соблюдать правиль ную посадку при занятии. | Выполняетштриховку геометрических фигур в разных направлениях, разноцвет ными карандашами Составляеткомпозиции из разноцвет ных кружков, квадратов (светик-семи цветик) | Умеет нанизывать разноцвет ные кольца на стержень пирамидки | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Выполняет последовательно организованные движения | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
Всего 12 часов | |||||||||||
5 модуль | |||||||||||
45 46 | «Формирование пространственных представлений» «Вверху-середина-внизу» | 2 | Умеетустанавли вать и поддержи вать контакт | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявляет взаимоотношения между сверстниками | Сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу» «середина» Умеет ориентироватся на листе бумаги | Сформиро ваныпонятия«вверху»«внизу « и Сравниваетпредметы по признакам сходство –различие (малень кий, большой). | Умеет ориетироваться в собствен ном теле. Умеет поднимать руки вверх, вниз. Я большая (руки вверх, я маленькая руки вниз с присяда нием) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Выполняет последовательно организованные движения |
47 48 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 | Проявляет радость от совместных действий, доброжела тельность, уважительное отношение. | Проявляет интерес к математике посредством игры. | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установле ния контактов | Сформированы пространственные понятия вверху ,внизу,середина. Умеет ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи (Пирамид ку я поставлю на вверх, мячик положу на низ полки) | Умеет расклады вать маленькие игрушки на верхнюю полку, большие игрушки на нижнюю полку Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). | Умеет переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показываетруками какой мяч?-большой | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Выполняет последовательно организованные движения |
49 50 | «Разложи одежду по полкам» | 2 | Воспитывать умение выражать своё мнение. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности. | Воспитыватьвзаимоотношения между сверстника ми Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Воспитывать дружеские взаимоотношения Уметьустанавли вать и поддержи вать контакты (учитель-ученик) | Умеет размыш лять, сравнивать противопо ложные качества, (это кофточки, я положу на верхнюю полку,а штаны на нижнюю полочку) находить причинно – следственные связи. Умеет подбирать существительные к прилагате льным. | Склады вает вещи по полкам. Показывает верх-низ | Складывает вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Переключает взгляд с одного предмета на другой | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
51 52 53 | «Ориентация на листе бумаги» | 3 | Испытывает интерес к математике посредством игры. Испыты вает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет дружеские взаимоотно шения Умеет устанавли вать и поддержи вать контакты | Проявляет бережное отношение к раздаточ ному материалу Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеет ориентироваться на листе бумаги. Знает цвета (желтый, зеленый) | Сформированы навыка ориентации на листе бумаги Выполняет последовательно организованные движения | Умеет брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает жестовую инструкцию | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
54 55 56 | «Ориентация в классе» | 3 | Проявляет культуру поведения, дисциплинированность, интерес к математике, школе. | Проявляет доброе, уважитель ное отношение друг к другу | Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре | Умеет ориентироваться в пространстве в помещениикласса Умеет передви гаться в заданном направле нии. | Умеет находить по требованию учителя тот или иной предмет (с подсказкой учителя, где он находится) | Умеет брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимает обращен ную речь | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действие способом рука-в-руке; | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
Всего 12 часов | |||||||||||
6 модуль | |||||||||||
57 58 | «Формирование пространственных представлений» «Поровну- больше» | 2 | Проявляет дружеские взаимоотношения. Умеет устанавли вать и поддержи вать контакты | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность. | Ориентируется в пространстве с помощью игровых упражнений Использует в речипростые предложения «далеко» стоит мишка, «близко» сидит белочка Видит отдаленные и приближенные предметы на картинках | Умеет расклады вать предметы от себя далеко, близко Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульно го материала или деревянно го(пластмассового) строительного набора | Умеет искать и доставать предметы из сухого бассейна Выполняет последовательно организованные движения | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
59 | «Разложи игрушки» | 2 | Проявляет дружеские взаимоотношения Умеет устанавли вать и поддержи вать контакты | Проявляет взаимоотношения между сверстни ка ми | Проявляет доброе, уважитель ное отношение взрослым | Умеет расклады вать игрушки по инструкции учителя. Положи машинку далеко в шкаф. Поставь пирамидку близко к себе и т.д. | Сформирован навык ориентировки в пространстве (далеко - близко)Игра «Далеко - близко». Умеет использовать пространственные понятия в отношении собственного тела | Умеет подстав лять игрушки в отношении собствен ного тела далеко от себя, близко к себе Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). | Выполняет последова тельно организованные движения | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
Всего 6 часов | |||||||||||
Всего за год часов 59 час |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей) (до 10)
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- циферблат часов
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
- Переносит с одного места на другое бытовые предметы (кастрюли, пустые и наполненные водой, шариками, сковородки — пустая и полная, различные миски и другие пустые и полные емкости).
- Катает кукольные коляски с куклой, игрушки на палках и веревочках по инструкции учителя.
- Ориентируется в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя.
- Соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем —последовательно пересчитывает количество предметов).
- Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.).
- Показывает один палец.
- Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.
- Набрасывает кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо и т. п.
- Наблюдает за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), называет погодные явления используя невербальные и вербальные средства общения.
- Изображает погодные явления с помощью имитационных действий: холодно сжимается и хмурится; тепло — улыбается, потягивается вверх и раскрывает руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитирует движениями пальцев рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.
- Рассматривает картинки о временах года, о погодных явлениях.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Литература:
• Прописи
• Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1-4 класс. Алышева Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"
Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....
Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...
Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".
Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...
Математические представления "Пространственные представления"
quot;Пространственные представления: внутри, снаружи, в, рядом, около"...
Конспект урока Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.
Цель: Формировать временные представленияЗадачи:Познакомить с временным понятием: быстро, медленноСовершенствовать знания о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Учить определять временные отноше...
Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование на тему: «Представления о форме (круг, шар)».
Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование для обучающихся по АООП НОО для учащихся с ТМНР (вариант 6.4) Тема: «Представления о форме (круг, шар...
Презентация к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "Шар".
С помощью презентации сформировать представления о свойствах геометрического тела «Шар»....