Конспект урока по математике в 1 классе "Число ноль. Цифра 0."
план-конспект урока по математике (1 класс)
Конспект урока по математике в 1 классе
Тема: Число ноль. Цифра 0.
Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию возможности обозначать пустое множество числом 0, научить писать цифру 0.
Задачи:
- сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока;
- создание условий для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся;
- развитие навыка культуры общения, интереса к предмету;
- формирование умения простейшего упорядочивания в математике (расположение в порядке возрастания, убывания).
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, фонограмма песни «Пропала собака»;
- учебник математики 1 класс, часть 1, авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова;
- карточки-рисунки, счетный материал, веера цифр у каждого ребенка, образец написания цифры 0, карточка «ноль», «термометры настроений».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок-путешествие.
Личностная значимость изучаемого для школьника: овладение новыми знаниями.
Источники информации:
- основные: мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Математика» для 1 класса (1 часть);
- дополнительные: оформление классной доски.
Методы и приемы: (Классификация В.А. Онищук по целям и задачам и соответствующим видам деятельности):
- коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку;
- познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;
- преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_matematike.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 1 классе
Тема: Число ноль. Цифра 0.
Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию возможности обозначать пустое множество числом 0, научить писать цифру 0.
Задачи:
- сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока;
- создание условий для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся;
- развитие навыка культуры общения, интереса к предмету;
- формирование умения простейшего упорядочивания в математике (расположение в порядке возрастания, убывания).
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, фонограмма песни «Пропала собака»;
- учебник математики 1 класс, часть 1, авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова;
- карточки-рисунки, счетный материал, веера цифр у каждого ребенка, образец написания цифры 0, карточка «ноль», «термометры настроений».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок-путешествие.
Личностная значимость изучаемого для школьника: овладение новыми знаниями.
Источники информации:
- основные: мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Математика» для 1 класса (1 часть);
- дополнительные: оформление классной доски.
Методы и приемы: (Классификация В.А. Онищук по целям и задачам и соответствующим видам деятельности):
- коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку;
- познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;
- преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике
Содержательная часть урока.
Этап урока | Деятельность учитель | Деятельность учеников |
I.Организационный момент | Организует учащихся к началу урока. Осуществляет эмоциональный настрой | Внимательно слушают учителя, читают текст вместе с учителем |
Слайд 1(Хоровое чтение)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Возьмите в руки «термометр настроения» и покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока, а у кого плохое - улучшится.
II. Актуализация знаний | Создает заинтересованность учащихся на учебную деятельность. Задаёт вопросы, которые направлены на воспроизведение изученного материала, поощряет словесно. Ставит проблему, решаемую в течение урока | Дети слушают, отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал |
На доске таблица чисел (числа записаны на карточках).
8 2 3
4 5 6
1 7 9
Учитель: Посмотрите на эту таблицу чисел. Назовите число, которое при счете идет перед числом 3, за числом 7.
Дети: Это числа 2 и 8.
Учитель: Какое число стоит между 4 и 6?
Дети: Число 5.
Учитель: Какое число стоит в правом верхнем углу?
Дети: Число 3.
Учитель: В левом нижнем?
Дети: Число 1.
Учитель: Какое число обозначает количество медведей в русской народной сказке?
Дети: Число 3.
Учитель: Внимательно посмотрите на расположение чисел в строках и столбиках таблицы. Что вы заметили?
Дети: Возможные варианты ответов. (Это таблица натуральных чисел, отрезки натурального ряда чисел 2, 3; 4 5, 6, суммы и её значения 2+5=7, 3+6=9, разности и их значения 9-6=3, 7-5=2, их можно расположить по порядку.)
Учитель: В каком порядке эти числа можно расположить?
Дети: В порядке убывания и возрастания.
Учитель: Расставьте числа в порядке убывания, в порядке возрастания. (У доски работает по одному ученику:1 2 3 4 5 6 7 8 9; 9 8 7 6 5 4 3 2 1).
Учитель: Как называется такая запись в математике: 1 2 3 4 5 6 7 8 9?
Дети: Отрезок натурального ряда чисел.
Учитель: Назовите его признаки.
Дети: (Предполагаемые ответы).
Учитель: Как изменить эту запись, чтобы получился натуральный ряд чисел?
Дети: (Предполагаемые ответы).
Учитель: Что означает многоточие?
Дети: Ряд можно продолжить.
Учитель: Кто сможет продолжить?
Дети: (считают до 30).
Учитель: Поднимите руки, кто уже знает, как записываются эти числа? Постановка проблемы: Как вы думаете, ребята, хватит ли этих цифр (на доске) для записи всех существующих чисел?
Дети: предполагаемые ответы (да, нет).
Учитель: Вот сегодня на уроке мы и ответим на этот вопрос. А для этого мы совершим небольшое путешествие в лес.
III. Физминутка | Организует активный отдых учащихся, направленный на мышечное расслабление, снятие усталости. Эмоциональный настрой на заочное путешествие | Выполняют вместе с учителем физминутку |
Мы идем сегодня в лес, полный сказок и чудес.
Смотрим мы по сторонам: скачут белки тут и там.
Ноги выше поднимай, колокольчик не сломай.
Разведи пошире руки, обними лесные звуки.
Учитель: Какие звуки можно услышать в лесу? Как нужно себя вести в природе, чтобы этих звуков услышать как можно больше?
Дети: В лесу нельзя шуметь, бегать, чтобы не тревожить и не напугать лесных жителей; нельзя ломать ветки, топтать и рвать цветы.
(Неожиданно, тихо звучит песня «Пропала собака…»)
Учитель: Что за мелодия раздается?
Дети: Песня «Пропала собака».
Учитель: Почему песня такая грустная?
Дети: Возможные варианты ответов.
Учитель: Поможем собаке? Куда же она пропала?..
IV.Работа в тетради Графический диктант | Формирует навык грамотного оформления записи в тетради и умение ориентироваться на плоскости. Следит за правильной посадкой учащихся во время письма, умением держать ручку. Осуществляет моральную поддержку учащихся, поощряет словесно | Учатся правильно оформлять запись в тетради. Один из учащихся выполняет работу на доске. Учатся оценивать работу других детей |
Учитель: Предлагаю открыть тетради, записать число. От числа отступите две клетки вниз, найдите начало строки и поставьте точку, продолжите линию от точки (один ученик работает у доски): вверх 1 клеточка; вправо 1 клеточка; вниз 3 клеточки; вправо 2 клеточки; вверх 3 клеточки; вправо 1 клеточка; вниз 5 клеточек; влево 1 клеточка; вверх 1 клеточка; влево 1 клеточка ; вниз 1клеточка; влево 3 клеточки; вверх 1 клеточка; вправо 2 клеточка; вверх 1 клеточка; влево 2 клеточки; вверх 2 клеточки; вправо 1 клеточка.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у Леры и что вы изобразили в тетрадях?
Дети: Фигура похожа на собаку.
Учитель: Молодцы, ребята, наша фигура действительно похожа на собаку. Мы ее нашли. Возьмем с собой?
(Слайд №2, Изображение собаки.)
V. Физминутка | Развитие мелкой моторики мышц. Поддерживает эмоциональный настрой учащихся | Выполняют действия, которые называет учитель |
Собака
Средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки — это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх — это «уши».
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу —
Гав, гав, гав! (Собака)
Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого слегка разводите пальцы, изображающие собачью морду.
Совет учителя: Если у тебя получилось, помоги своему товарищу.
VI.Операционно-исследовательский этап урока | Предлагает ученикам задания, которые помогают ответить на поставленную в начале урока проблему. Проводит повторение изученного материала. Развивает математическую речь учащихся, внимание, самооценку учащихся. Объясняя, учит писать цифру 0 | Составляют математический рассказ, рассуждают, доказывают, логически мыслят. Пишут цифру 0, учатся самоконтролю, самооценке |
Учитель: Наша собачка немного нарушила тишину. Посмотрите, что случилось.
Слайд №3 (На веточке дерева сидят три птицы. Одна улетает.)
Учитель: Составьте математический рассказ по картинке.
Дети: На ветке сидели 3 птицы. Одна улетела. Осталось 2 птицы.
Учитель: Каким числом можно обозначить количество оставшихся птиц?
Дети: На доске ученик выставляет число 2.
Учитель: Составьте следующий математический рассказ.
Слайд №4 (Улетает вторая птица.)
Дети: На ветке сидело 2 птицы. Одна птица улетела. Осталась 1 птица.
Учитель: Каким числом обозначим? (Выставляем 1.)
Слайд №5 (Улетает третья птица.)
Учитель: Составьте следующий рассказ.
Дети: На ветке сидела 1 птица. Она улетела. На ветке не осталось ни одной птицы.
Учитель: Как вы думаете, можно ли подобрать такое число, которое бы обозначало количество оставшихся птиц?
Дети: Думаю, что можно. Это число 0.
Учитель: Да, верно. Так какое же количество предметов обозначается числом 0?
Дети: Числом ноль обозначается пустое множество.
Учитель: Число ноль записывают при помощи цифры 0.
Слайд №6 (с изображением «ноль».)
Слайд№7(Стихотворение читает ученик.)
Цифра вроде буквы 0-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Письмо цифры 0.
Учитель: Начинаем писать чуть ниже верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем, и ведем вверх к началу овала. Напишите целую строчку цифры 0. Подчеркните свои самые красивые цифры.
Учитель: Подумайте, можно ли число 0 назвать натуральным числом?
Дети: Нет. (Обоснуют свой ответ)
VII.Применение полученных знаний на практике | Формирует навык самостоятельной работы с книгой. Контролирует правильность выводов учащихся, акцентируя внимание на новом материале. Поддерживает эмоциональный настрой. Предлагает ученикам задания в занимательной форме (задачи в стихах). Развивает внимание, логику, память, вычислительные навыки. | Учатся применять новые знания при выполнении заданий в учебнике, анализируют, обосновывают ответ. Внимательно слушают задачи в стихах, выполняя вычисления |
Учитель: Откройте учебник на странице 96, № 196. Рассмотрите картинки. Кто лишний? Почему?
Дети: Белка, она летать не может.
Учитель: Прочитайте задание. Напишите.
Учитель: У кого крыльев меньше? На сколько меньше? Запишите.
Учитель: Сколько крыльев у белки?
Дети: У белки нет крыльев. Можно сказать, у белки ноль крыльев.
Учитель: При помощи какой цифры запишите число ноль?
Дети: Число ноль записывают цифрой 0.
Учитель: А теперь послушайте задачи о лесных жителях и ответьте на вопросы с помощью веера цифр.
(Сопровождение задач – слайды с изображением лесных животных)
- Три зайца как–то шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Три зайчика от жала убежали.
А сколько от укуса пострадали?
- Дядя Ежик в лес зашел,
Восемь ягодок нашел.
Семь из них отдал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько ягод досталось зайчатам?
- На пасеке четыре медвежонка
Играли дружно в прятки у бочонка.
Один из них в бочонок влез,
А трое убежали в лес.
Сколько медвежат
На пасеке сидят?
- На поляне, у дубка,
Волк увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Увидал еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько скушал волк грибов?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Поддерживает эмоциональный настрой учащихся. Проводит рефлексию и самооценку | Оценивают работу одноклассников, проводят самооценку |
Учитель: Молодцы, ребята. Вы замечательно справились с заданием. Пора возвращаться из леса. (Ходьба на месте)
Дружно мы идем домой.
Знания возьмем с собой.
Учитель: Предлагаю подвести итог нашего путешествия.
Какими знаниями поделитесь с родителями?
Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за работу на уроке?
Стимулирование на дальнейшую познавательную деятельность: А что еще вы хотели бы узнать о «ноле»?
Дети: (предполагаемые ответы).
Учитель: А об этом вы можете спросить у родителей или заглянуть в справочники, энциклопедии.
Учитель: А теперь возьмите в руки «термометры настроений» и покажите, какое настроение у вас сейчас. Если у вас на сердце радостно, поднимите сердечко вверх. Если грустно, опустите вниз. Кто хочет высказаться?
Дети: (Высказывания по желанию.)
Учитель: Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему "Число и цифра 6"
Конспект урока для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа "составлен с использованием сингапурских структур обучения...
Конспект урока по математике по теме "Число девять.Цифра 9".
Урок изучения нового по теме "число и цифра9". 1класс по программе "Школа 2100"....
Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 8"
Конспект урока по математике по программе "Школа 2100". Тип урока: ОНЗ....
Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 4" (Школа России)
В конспекте отображена подробная работа по теме "Число и цифра 4" в учебнике....
Конспект урока по математике на тема:«Число 0. Цифра 0.» 1 класс
Тема:«Число 0. Цифра 0.»...
Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 10"
Конспект урока по математике 1 класс по программе Л. Петерсон...
Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 7"
Тема: « Число и цифра 7»Цели: познакомить с числом и цифрой 7; изучить состав числа 7, упражнять в написании этой цифры; развивать речь, внимание память, мышление; совершенствовать вычисли...