Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа по математике 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 4 класс | 63.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 4-Б класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом от 29.12.12 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- Уставом школы;
- Положением о рабочей программе;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ» СаНПиН2.4.2.2821 – 10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
- авторской предметной программой М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С. В. Степановой, «Математика» издательство «Просвещение», 2011;
- методическими рекомендациями по учебным предметам для корректировки рабочих программ на 2020/2021 учебный год Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О преподавании учебных предметов в начальной школе в первой четверти 2020–2021 учебного года», 2020 год.
Данная программа адресована учащимся 4-Б класса школы №455 с углублённым изучением английского языка. Большинство учеников высокого и среднего уровня способностей. Но в классе есть ребята, которые испытывают трудности в освоении учебного материала. Таким образом, в процессе обучения применяется дифференцированный подход, который позволяет развивать способности и успешность каждого ученика.
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствами, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Цели курса:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Специфика курса в её практической направленности:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Новизна курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.
Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.
При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.
При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
На первых порах обучения важное значение имеет игровая деятельность детей на уроках математики. Дидактические игры и игровые упражнения учитель подбирает по своему усмотрению с учетом реальных условий работы с классом.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы - уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Раздел «Числа и величины»
Четвероклассник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Арифметические действия»
Четвероклассник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Четвероклассник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Четвероклассник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Геометрические величины»
Четвероклассник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Раздел «Работа с данными»
Четвероклассник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы.
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 540 часов для обязательного изучения математики на ступени начального образования, из них в 4 классе 136 учебных часа из расчета 4 учебных часа в неделю.
Содержание учебного предмета
4 класс
Числа от 1 до 1000
Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды. Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Вычитание трёхзначных чисел вида 804 — 467.Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000»
Числа, которые больше 1000
Нумерация
Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение)в 10, 100, 1000 раз . Класс миллионов и класс миллиардов. Страничка для любознательных.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»
Величины
Единицы измерения длины — километр. Таблица единиц длины. Единицы площади.
Квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Таблица единиц массы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».Единицы времени. Секунда. Век. Таблица единиц времени. Контрольная работа по теме «Величины»
Сложение и вычитание
Устные и письменные приёмы вычислений многозначных чисел. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Сложение и вычитание значений величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных. Задачи-расчёты. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
Умножение и деление
Умножение и его свойства. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Решение уравнений. Деление с числами 0 и 1. Письменные приёмы деления. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. Решение задач. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».
Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием. Решение задач с величинами: V,t, S. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение в противоположном направлении. Странички для любознательных. Проверочная работа. Письменное умножение на числа, оканчивающихся нулями. Умножение числа на произведение. Перестановка и группировка множителей. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». «Умножение и деление на однозначное число».
Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10,100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Наши проекты. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число. Алгоритм письменного умножения на трёхзначное число. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число»
Алгоритм письменного деления на двузначное число. Алгоритм письменного деления на двузначное число с остатком. Проверка умножения делением. Проверка деления умножением. Решение задач. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»
Алгоритм письменного деления на трёхзначное число. Деление с остатком.
Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число число»
Итоговое повторение
Итоговое повторение. Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий.
Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Итоговая контрольная работа.
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Числа от 1 до 1000. Повторение. | 13 |
2. | Нумерация. | 11 |
3. | Величины. | 11 |
4. | Сложение и вычитание. | 14 |
5. | Умножение и деление. | 41 |
6. | Умножение на двузначное и трехзначное число. | 10 |
7. | Деление на двузначное и трехзначное число. | 23 |
8. | Итоговое повторение. | 13 |
Итого | 136 |
Учебно-методические средства.
Для обучающихся:
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика - учебник 4 класс, 1-2 части, Москва. «Просвещение», 2019 г.
Для учителя:
1. Ситникова Т.Н.,Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс. Москва «ВАКО». 2020 г.
2. Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по математике. 1-4 кл. Москва. «АСТ-Астрель», 2014 г.
3. Контрольно – измерительные материалы. Математика: 4 класс/ Сост. Т.Н. Ситникова. – 2 –е изд. Прераб. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с. – (Контрольно – измерительные материалы).
4.С.И. Волкова «Математика». Проверочные работы. Москва, «Просвещение»,
№ п/п | Вид работы | Дата | Тема |
1 | Контрольная работа № 1 | «Числа от 1 до 1000» | |
2 | Контрольная работа № 2 | «Нумерация» | |
3 | Контрольная работа № 3 | «Величины» | |
4 | Контрольная работа № 4 | «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел». | |
5 | Контрольная работа № 5 | «Умножение и деление на однозначное число». | |
6 | Контрольная работа № 6 | «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями» | |
7 | Контрольная работа № 7 | «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | |
8 | Контрольная работа № 8 | «Деление на двузначные и трёхзначные числа» | |
9 | Итоговая контрольная работа № 9 по теме | «Обобщение изученного за 4 класс» |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 «ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000»
1 вариант
Ход урока
I в а р и а н т
1. Решите задачу.
1. Решите задачу.
С одного участка школьники собрали 160 кг моркови, а с другого – в 2 раза больше. Четвертую часть всей моркови они израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов моркови израсходовали на корм кроликам?
2. Найдите значения выражений.
2. Найдите значения выражений.
18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50
400 – (80 + 180 : 3) + 60
3. Решите примеры столбиком.
3. Решите примеры столбиком.
138 + 567 152 · 6
447 – 189 867 : 3
4. Переведите.
125 см = …м …дм …см
7 м 3 см = …см
847 дм = …м …дм
700 см2 = …дм2
5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найдите его площадь и периметр.
4. Переведите.
125 см = …м …дм …см 7 м 3 см = …см
847 дм = …м …дм 700 см2 = …дм2
5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найдите его площадь и периметр.
2 вариант
1. Решите задачу.
На одном участке школьники вырастили 240 кг капусты, на другом – в 2 раза меньше. Четвертую часть всей капусты израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов капусты израсходовали на корм кроликам?
2. Найдите значения выражений.
2. Найдите значения выражений.
(18 + 36) : 9 + 6 · 8 – 50
720 : (2 + 7) + (140 – 90)
3. Решите примеры столбиком.
3. Решите примеры столбиком.
523 + 197 279 · 3
831 – 369 792 : 2
4. Переведите.
4. Переведите.
8 м 4 см = …см
275 см = …м …дм …см
900 см2 = …дм
631 дм = …м …дм
5. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.
5. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 «НУМЕРАЦИЯ»
I в а р и а н т
1. а) Запишите числа:
6 сот. тыс. 7 ед. тыс. 3 сот.
3 ед. тыс. 3 ед.
901 ед. II кл. 5 ед. I кл.
6 ед. 3-го разряда 8 ед. 2-го разряда
б) Представьте число 113 060 в виде суммы разрядных слагаемых.
2. а) Сравните числа:
700 300 … 70 030 875 129 … 857 129
б) Вставьте вместо Δ подходящие цифры так, чтобы записи стали верными:
54 802 < 5ΔΔ02 67ΔΔ3 < 67ΔΔ3
3. а) Выполните вычисления:
86 759 + 1 600 000 – 1 763 512 – 40
86 200 – 10 000 2 360 · 10 764 000 : 100
б) Вставьте пропущенные числа так, чтобы записи стали верными:
8 172 = 8 102 + • 95 000 + • = 95 430
4. Решите задачу.
В одной пачке 10 книг. В библиотеку принесли 3 000 книг. Сколько пачек с книгами принесли в библиотеку?
5. Решите задачу.
Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в каждой или 7 коробок вафель по 36 кг в каждой?
II в а р и а н т
1. а) Запишите числа:
6 сот. тыс. 7 ед.
9 дес. тыс. 9 ед.
540 ед. II кл. 2 ед. I кл.
7 ед. 3-го разряда 1 ед. 2-го разряда
б) Представьте число 215 080 в виде суммы разрядных слагаемых.
2. а) Сравните числа:
600 400 … 60 040 836 592 … 863 592
б) Вставьте вместо каждого Δ подходящие цифры так, чтобы записи стали верными:
86 709 < 8ΔΔ09 26ΔΔ1 < 26ΔΔ1
3. а) Выполните вычисления:
73 549 + 1 30 000 – 1 206 317 – 300
32 600 – 1 000 268 · 1 000 84 600 : 10
б) Вставьте пропущенные числа так, чтобы записи стали верными:
7 816 = 7 016 + • 48 000 + • = 48 010
4. Решите задачу.
В одной коробке 10 пирожных. Сколько коробок понадобится для упаковки 1 000 пирожных?
5. Решите задачу.
Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг в каждом или 5 мешков риса по 48 кг в каждом?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 «ВЕЛИЧИНЫ»
Ход урока
I в а р и а н т
1. Решите задачу.
Вариант 1
1. Решите задачу.
Для школьной столовой засолили огурцы. В первый день засолили огурцы в 5 бочонках, по 18 кг в каждом. Во второй день огурцов засолили на 105 кг больше, чем в первый день. Сколько кг огурцов засолили за два дня?
2. Решите примеры.
2. Решите примеры.
(210 – 30) : 9 · (999 + 1)
70 + 350 : 7 · (10 + 990)
3. Сравните.
3. Сравните.
48 м 9 см … 48 м 9 дм
3 т 5 ц … 3 т 240 кг
43 000 м … 4 км 300 м
400 ц … 4 т
50 а … 5 га
8 300 г … 8 кг 3 г
4. Решите примеры.
4. Решите примеры.
750 000 : 1 000
819 · 1 000
306 500 : 10
4 700 · 100
5. Выполните деление с остатком и проверку к нему.
5. Выполните деление с остатком и проверку к нему.
458 : 3
673 : 4
489 : 9
II в а р и а н т
1. Решите задачу.
Вариант 2
1. Решите задачу.
С одного опытного участка школьники собрали 4 мешка картофеля, по 50 кг в каждом, а со второго на 110 кг больше, чем с первого. Сколько кг картофеля школьники собрали с двух участков?
2. Решите примеры.
(480 + 320) : 8 · (9 + 91)
7200 : (2 + 7) + (140 – 90)
3. Сравните.
6 м 7 см … 6 м 7 дм 3 т … 300 ц
9 км 3 м … 9 030 м 4 т 6 ц … 4 т 550 кг
40 а … 4 000 м2 8 ц 2 кг … 82 кг
4. Решите примеры.
8 600 · 100
56 000 : 1 000
105 600 : 10
916 · 1 000
5. Выполните деление с остатком и проверку к нему.
569 : 6
787 : 7
544 : 5
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 «ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ».
I в а р и а н т
1. Решите задачу, записывая решение столбиком.
На комбинате в декабре изготовили 7 163 л сока, а в январе на 678 л сока меньше. Из всего сока 9 789 л разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
2. Выполните вычисления и сделайте проверку:
900 000 – 32 576 427 816 + 298 795
3. Вычислите, записывая вычисления столбиком:
42 км 230 м – 17 км 580 м 5 ч 30 мин – 50 мин
29 т 350 кг + 18 т 980 кг 9 км – 890 м
4. Переведите:
5 мин 32 с = … с
2 г. 5 мес. = … мес.
5 000 лет = … в.
2 сут. 3 ч = … ч
180 мин = … ч
600 с = … мин
72 ч = … сут.
4 в. = … лет
II в а р и а н т
1. Решите задачу, записывая решение столбиком.
В одном павильоне книжной ярмарки было 9 895 книг, а в другом – на 1 376 книг больше. Из всех книг 13 297 были для детей, а остальные для взрослых. Сколько было книг для взрослых?
2. Выполните вычисления и сделайте проверку:
800 080 – 54 996 397 631 + 128 679
3. Вычислите, записывая вычисления столбиком:
16 т 290 кг – 8 т 830 кг 6 ч 20 мин – 35 мин
52 км 260 м + 39 км 890 м 10 км – 480 м
4. Переведите:
4 мин 40 с = … с 6 090 лет = … в. … лет
4 г. 8 мес. = … мес. 1 сут. 1 ч = … ч
1 мин 16 с = … с 240 мин. = … ч
72 мес. = … лет 12 в. = … лет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО».
Вариант 1
- Запиши задачу в таблицу и реши её.
Мотоциклист проехал за 3 ч такое же расстояние, как и велосипедист за 8 ч. Узнай скорость велосипедиста, если известно, что скорость мотоциклиста 32 км/ч.
- Сравните.
590 ц …. 50 т 9 ц 100 дм … 1 м
120 мин … 1 ч 50 мин 605 кг … 5 ц
- Вычислите в столбик.
20922 : 6 = 8201 ∙ 7 =
48056 : 8 = 5470 ∙ 5 =
- Решите уравнения.
х ∙ 2 = 630 : 9 102 : х = 212 – 195
Вариант 2
- Запиши задачу в таблицу и реши её.
Пассажирский поезд проехал за 4 ч такое же расстояние, как и грузовой поезд за 6 ч. Узнай скорость грузового поезда, если известно, что скорость пассажирского поезда 90 км/ч.
- Сравните.
3 км 070 м …. 3017 м 2 ч 10 мин … 130 мин
1600 дм … 16 м 1250 кг … 1 т 25 ц
- Вычислите в столбик.
34164 : 9 = 6502 ∙ 7 =
56064 : 8 = 4890 ∙ 9 =
- Решите уравнения.
х ∙ 28 = 214 - 158 138 : х = 282 – 259
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НУЛЯМИ»
Вариант 1
- Реши задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 330 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автобуса и встретились через 3 ч. Первый автобус ехал со средней скоростью 60 км/ч. С какой средней скоростью ехал второй автобус?
- Выполни вычисления.
65 700 : 900
2374 • 50
- Выполни деление с остатком, проверь.
7360 : 800 11 970 : 400
- Найди ширину прямоугольника, если известно, что его площадь равна 7200 дм², а ширина – 80 дм.
- Найди значение выражения.
9 000 – 424 х (16 : 4)
6*. Вставь пропущенные знаки арифметических действий и расставь скобки так, чтобы равенство стало верным.
6 ○ 6 ○ 6 ○ 6 ○ 6 ○ 6 ○ 6 = 100
Вариант 2
- Реши задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 560 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 4 ч. Первый поезд ехал со средней скоростью 65 км/ч. С какой средней скоростью ехал второй поезд?
- Выполни вычисления.
36 800 : 800
2643 • 70
- Выполни деление с остатком, проверь.
4380 : 600 13 590 : 300
- Найди длину прямоугольника, если известно, что его площадь равна 4800 дм², а ширина – 80 дм.
- Найди значение выражения.
8 000 – 58 х (14 : 2)
6*. Вставь пропущенные знаки арифметических действий и расставь скобки так, чтобы равенство стало верным.
5 ○ 5 ○ 5 ○ 5 ○ 5 = 100
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7 ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЁХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
Вариант 1
1. Реши задачу.
Из двух городов расстояние между которыми 200 км, одновременно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость одного 65км/ч, а другого - 35км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2ч?
2. Выполни вычисления.
654 • 98 8104• 65 579• 780
738• 52 7415• 32 3004• 401
3.Реши уравнение.
а + 120=4000 : 5
4. Найди значение выражения.
9000 - 424 • 76 : 4
5.Вычисли
5 т 7 кг + 39 ц 78 кг
13 ч 17 мин - 9 ч 53 мин
6*. Реши задачу.
Оля вышла на прогулку на 3 мин раньше, чем Алеша. Алеша вышел на 2 мин. позже, чем Саша. Кто из детей вышел раньше всех и на сколько минут?
Вариант 2.
1. Реши задачу.
Из двух поселков, расстояние между которыми 40 км, одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного
5 км/ч, а другого - 6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 ч?
2. Выполни вычисления.
357 • 48 351 • 702 6814 • 820
5702 • 37 812 • 64 8003 • 231
3.Реши уравнение.
а+970= 69 •32
4. Найди значение выражения.
8000- 568 • 24 : 2
5.Вычисли
9 т 7 кг - 13ц 36 кг
6 ч 28мин +19ч 43 мин
6*. Реши задачу.
Врач прописал больному 5 уколов - по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8 ПО ТЕМЕ «ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНЫЕ И ТРЁХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА»
Вариант 1
- Реши задачу.
Из питомника привезли 3600 луковиц тюльпанов, а луковиц ирисов – в 5 раз меньше. Двенадцатую часть всех ирисов посадили на городские клумбы, а остальные отдали в детские сады. Сколько ирисов посадят в детских садах?
- Вычисли значения выражений и сделай проверку.
358 ∙ 209
2844840 : 471
- Выполни действия, вставь пропущенные числа.
33 м 49 см + 22 м 68 см = м см
8 мин 10 с – 7 мин 45 с = мин с
3 т 2 ц 74 кг – 8 ц 98 кг = т ц кг
4. Реши уравнение.
112 : х = 48 : 6
- *Сколько нужно досок длиной 3 м и шириной 2 дм, чтобы настелить пол в квадратной комнате, сторона которой 6 м?
Вариант 2
- Реши задачу.
В теплице собрали 2352 кг помидоров, а огурцов – в 7 раз меньше. Седьмую часть всех огурцов отправили на консервный завод, а остальные продали. Сколько килограммов огурцов продали?
- Вычисли значения выражений и сделай проверку.
898 ∙ 306
760760 : 364
- Выполни действия, вставь пропущенные числа.
2 т 2 ц 88 кг + 7 ц 86 кг = т ц кг
2 мин 52 с + 43 см = мин с
8 м 7 см – 5 дм 9 см = м дм см
- Реши уравнение.
112 : х = 48 : 6
- *Сколько нужно досок длиной 4 м и шириной 4 дм, чтобы настелить пол в квадратной комнате, сторона которой 8 м?
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9 ПО ТЕМЕ «ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА 4 КЛАСС»
1 вариант
1. Найдите значение выражения:
700010 – 5760 : 144 + 2603 · 64 =
2. Реши задачу.
От пристани в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два теплохода. Скорость первого 40 км/ч, а второго – 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 5 часов?
3. Вычисли периметр и площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см.
4. Выполни умножение и деление.
4250:17 204*80
2856:40 346 * 721
5. Реши уравнение
х*9= 810:3
2 вариант
1. Найди значение выражений.
700010 – 5760 : 144 + 2603 · 61 =
2.Реши задачу.
Из поселка одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста. Скорость первого 14 км/час, скорость другого- 12 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
3. Вычисли периметр и площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 7 см.
4. Выполни умножение и деление.
4250:17 204*70
2856:40 346 * 621
5. Реши уравнение.
х ∙ 3 = 375 - 120
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...