Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике
"Скорость, единицы скорости. Взаимосвзять между скоростью, временем и расстоянием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_napalkova_sv.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта пробного урока математики ТЕМА Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием (стр. учебника 5) | Цель урока: Создать условия для формирования нового понятия «скорость» новой единицы измерения скорости, решения нового вида задач на движение. УМК «Школа России» Математика. 4 класс. 2 часть - Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Технология обучения – проблемно-диалогическая Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ) | |
Формулировка нового знания Умение решать простые задачи на движение, знание взаимосвязи между понятиями «скорость», «время», «расстояние». | ||
Составила студентка 331 группы Напалкова Светлана Олеговна МОУ СОШ № …, класс 4, каб. № …. Дата проведения урока: 10.11.2020 Смена … Номер урока … Начало урока … ФИО учителя школы: ……………………………………. ФИО преподавателя-консультанта: Бизайне Анна Александровна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя) ____________________, дата ________ (подпись учителя) ___________ | ||
Анализ нового знания Знание о том, что такое скорость, в чем она измеряется; Понимают как взаимодействует скорость с другими параметрами: расстоянием и временем. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Принимают участие в оценки своей деятельности; оценивание своих достижений на уроке. Умение ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности и учебе Овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы.
Владеют навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Взаимодействуют с одноклассниками; Высказывают свою точку зрения. ПРЕДМЕТНЫЕ:
| ДИДАКТИЧЕСКИЕ: 1. Создать условия для формирования нового понятия «скорость», новой единицы измерения скорости, взаимодействие скорости, времени и расстоянии; РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Организовать деятельность по развитию умений моделировать с помощью таблиц 2. Создать условия для развития логическое мышление, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Создать условия для воспитания познавательного интереса средствами предмета математики; Воспитывать уважение к предмету. |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||||||||||
Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма стихотворение. Форма организации учебной деятельности - фронтальная Формы и методы контроля беседа | ||||||||||||||||
| Здравствуйте | ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Способность организовывать свою деятельность (Р) 2)Умеют слушать других(К) | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! -О чём это стихотворение? | Воспринимают стихотворение на слух О том, что математика эта строгая и очень точная наука | |||||||||||||||
Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш, линейка. - У всех все готово? | Проверяют готовность к уроку Да | |||||||||||||||
| Записывают в тетради Классная работа | |||||||||||||||
Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового понятия. | ||||||||||||||||
Перед тем как начать выполнять задания, давайте повторим с вами величины – С помощью какого инструмента мы измеряем длину предметов? – В каких единицах измерения мы выразим длину: длину и ширину парты; длину и ширину комнаты; расстояние между городами? – Что можно измерить в метрах? – Сколько сантиметров в 1 метре? (В 1 м 100 см.) – Сколько дециметров в 1 метре? (В 1 м 10 дм.) – Как сокращенно при числе можно записывать слово метр? -Сколько центнеров в 1 тонне? -Сколько минут в 1 часе? -Сколько грамм в 1 килограмме? -Ребята, молодцы. Вы всё помните. Теперь давайте приступать к заданию | Линейка, метр, рулетка В метрах и километрах Длину классной доски, ширину класса, высоту дерева В 1 м 100 см В 1 м 10 дм С помощью строчной буквы м без точки В 1 т 10 ц В 1 ч 60 мин В 1 кг 100 г | ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
| ||||||||||||||
Задание 1. Устный счёт. «Кто быстрее» Форма организации учебной деятельности индивидуальная (парная) Дидактические средства доска Формы и методы контроля устные и письменные | ||||||||||||||||
-Ребята, на доске представлены величины для каждого ряда. В своих тетрадях переведите величины и запишите. Через 5 минут проверим. Каждый делает индивидуально |
| |||||||||||||||
-Ну что, давайте проверять? Из каждого ряда выйдет 1 человек и будет зачитывать свои ответы, задача остальных сверяться с ответами -Молодцы. Все ли у вас ребята получилось? А как вы думаете, почему? | Выполняют проверку задания Да Потому, что мы знаем, как выполнять | |||||||||||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности – фронтальная Дидактические средства мультимедийная презентация Формы и методы контроля письменный и устный опрос | ||||||||||||||||
- Я сегодня для вас приготовила неожиданный сюрприз на урок. Внимание! Звучит первый куплет «Песни гонщиков». Наши лица ветром скорость обжигает, Мчится нам навстречу трека полотно. Тот, кто не рискует – тот не побеждает. В жизни ли на гонках – это всё равно. Скорости не сбрасывай на виражах. Только так научишься побеждать! | Воспринимают на слух куплет песни | |||||||||||||||
- Может быть кто- то знает чья это композиция? - Это композиция Алексея Рыбникова - О чём эта песня? | Нет, мы не знаем О гонках/о машинах | |||||||||||||||
- Как вы думаете, к чему нас призывают в ней? | Никогда не сдаваться, всегда идти к свое цели | |||||||||||||||
- Какие знаменитые мировые гонки вы знаете? (Формула - 1, Ралли Париж-Дакар) По правилам этих гонок, общее расстояние дистанции, которые должны проехать в одной гонке, это примерно 300 километров или от 50-ти до 70-ти кругов, в зависимости от конкретной трассы. В целом длина круга (трассы) варьируется от 4,2 км до 6 км. | Формула-1 | |||||||||||||||
«Формула-1» — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами | ||||||||||||||||
- Гонка Формула - 1 проводится с 1950 года. Сколько лет существует эта гонка? | 70 лет | |||||||||||||||
Я буду читать вам интересные факты о Формуле – 1, а вы выписывайте в тетради все математические данные, которые услышите:
| Выписывают математические данные к себе в тетрадь | |||||||||||||||
-Теперь давайте проверим вместе со мной. Я читаю математические данные, которые вы должны были записать, вы проверяете у себя в тетрадях | Проверяют | |||||||||||||||
Проверка: 90 мин, 3 с, 55 м, 200 см, 5000 м, 300 км, 25 мин, 245 мин, 120 мин. | ||||||||||||||||
- На какие группы можно разделить данные, которые мы выписали? | На единицы длины и единицы времени | |||||||||||||||
Промежуточная рефлексия | ||||||||||||||||
-Как по другому можно сказать про длину пути? | Расстояние | |||||||||||||||
-А где нам это может пригодиться? | При изучении новой темы | |||||||||||||||
Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели. | ||||||||||||||||
| ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
| |||||||||||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности – парная Дидактические средства мультимедийная презентация, задача Формы и методы контроля устный опрос | ||||||||||||||||
Побуждающий диалог Приём: использование невыполнимой задачи | Читают задачу и пытаются решить | |||||||||||||||
-Ну, что же, нас ждет следующее задание. - Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте задачу. -Сейчас вам в парах надо обсудить её и решить на рабочих листах, которые я вам раздала Легковая машина прошла 160 км за 2 ч. В течении каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
-Задание было одно? -А выполнили вы его как? -Почему так получилось? -Чего мы не знаем? | Да По-разному Мы не знаем, как решить данную задачу Мы не знаем, что такое путь | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. | ||||||||||||||||
| ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: Развивать умение анализировать математические тексты и грамотно обосновывать свою точку зрения для решения задачи | |||||||||||||||
-Какие будут предложения по решению этой задачи? | Мы не знаем, мы не решали ещё такие задачи | |||||||||||||||
-А в чем заключается проблема? | Мы не знаем, что означает путь, пройденный за 1 час | |||||||||||||||
-Давайте поставим, цель: чему мы будем сегодня учиться? | Мы будем учиться решать такие задачи и узнаем, что означает путь, пройденный за 1 час | |||||||||||||||
Вариант 2. методом побуждающего диалога | ||||||||||||||||
-Какие у вас есть предположения как решать задачу? Какие гипотезы? как ответить на вопрос задачи? -(Имя ребенка), докажи, почему ты так думаешь? -Все ли согласны? -Как можно проверить? | Дети предлагают различные предположения. Учитель фиксирует их на доске. -Изначально надо записать кратко задачу (записывает) Да/нет -Решить задачу вместе с учителем | |||||||||||||||
Промежуточная рефлексия | ||||||||||||||||
-Что мы должны знать, чтобы разобраться в проблеме? | Мы должны знать как решаются такие задачи | |||||||||||||||
Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме повторения всех единиц измерения. | ||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства мультимедийная презентация Формы и методы контроля устная | ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
| |||||||||||||||
Задание. Решение задачи | ||||||||||||||||
- Давайте вместе решим задачу. По ходу будем записывать краткую запись Легковая машина прошла 160 км за 2 ч. В течении каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час?
| ||||||||||||||||
-О чём говорится в задаче? | Говорится о легковой машине, которая проходила одинаковое расстояние | |||||||||||||||
-Сколько км он проехал всего? | 160 км | |||||||||||||||
-Сколько времени он был в пути? | 2 часа | |||||||||||||||
- Давайте подумаем, как удобнее кратко записать задачу, чтобы нам удобнее было решать ее. Я думаю, что нам необходимо построить таблицу. | ||||||||||||||||
- Что обозначает число 160? Обозначим это в таблице. | Путь, который проехала легковая машина | |||||||||||||||
-Что обозначает число 2? | Время, за которое проехала легковая машина | |||||||||||||||
-Что необходимо найти? | Сколько км проехала легковая машина за 1 час | |||||||||||||||
-Что обозначают км и ч? | Какое расстояние прошел мотоциклист и за какое количество времени | |||||||||||||||
-Какой путь прошла машина? Запишем в схему -За какое время? Запишем в схему | ||||||||||||||||
-Как мы найдём количество км которое прошла машина за 1 час? -Верно, для того чтобы найти скорость нам необходимо расстояние поделить на время | Делением, 160:2=80 | |||||||||||||||
-Ещё раз прочитайте, что необходимо узнать в задаче? | Сколько проехала легковая машина за 1 час | |||||||||||||||
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? | Нет | |||||||||||||||
-Итак, мы знаем, что машина проехала 160 км. За какое время она преодолела это расстояние? | За 2 часа | |||||||||||||||
-Предлагаю отметить путь движения машины отрезком. Путь составляет 160 км. Отметим | Отмечают | |||||||||||||||
-Сказано, что машина была в путь 2 часа. Как мы это обозначим на отрезки? Отметим | Поделим отрезок | |||||||||||||||
-Если мы разредим на 2 части, то равные ли будут эти части? | Не знаем | |||||||||||||||
Значит, один час прошла, машина в пути, второй час прошла. За 2 часа она прошла 160 км. Как узнать, сколько она проходила км в один час? | Делением, 160:2=80. Подпишем и разделим отрезок на 2 равные части | |||||||||||||||
- Ребята, в математике принято путь, пройденный за единицу времени называть скоростью движения. | ||||||||||||||||
-За единицу времени , которая измерялась в часах машина проехала 80 км, это записывается вот так «км/ч» | ||||||||||||||||
Чем быстрее двигается объект, тем больше будет его скорость. Значит, в часах её будет уже сложно измерять, её уже измеряют в секундах. | ||||||||||||||||
Мы с вами сказали, что скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени — то число, обозначающее время потраченное на путь. А в чем у нас измеряется время? | Часы, минуты, секунда | |||||||||||||||
Скорость обозначается английской буквой S. Запишите это к себе в тетрадь. Давайте запишем в тетрадь и обведем в красную рамку. ЗАПОМНИТЕ!
| Записывают к себе в тетрадь и выделяют в красную рамку | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
-Что вы узнали о скорости? | Скорость-это путь, пройденный за единицу времени. | |||||||||||||||
-В чем она может измеряться? | Км/ч, м/ч, м/c и т.д | |||||||||||||||
-Как обозначается скорость? | Буквой S | |||||||||||||||
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и дополнительное знание Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. | ||||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности Дидактические средства учебник Формы и методы контроля совместная проверка. | ||||||||||||||||
-Ребята, откройте учебники на странице 5, задание под номером 9.
| ||||||||||||||||
-Что изображено в 1 столбике? | Поезда: пассажирский и грузовой. | |||||||||||||||
-Что написано во втором столбике? | Скорость | |||||||||||||||
-Что написано в третьем столбике? | Время | |||||||||||||||
-Что написано четвертом столбике? | Расстояние | |||||||||||||||
-Давайте посмотрим, что произойдет, если изменить скорость движения, находя расстояние, что произойдет с временем? | Время изменится | |||||||||||||||
-А что произойдет, если изменим время, находя расстояние, что будет происходить со скоростью? | Скорость изменится | |||||||||||||||
-Почему так происходит? | Потому что скорость, расстояние и время они взаимосвязаны | |||||||||||||||
-Давайте рассмотрим вторую строчку таблицы. Что известно в задачах? | Путь и время | |||||||||||||||
-Что означает число 120? | Расстояние | |||||||||||||||
-Что означают числа 2 и 3? | Время | |||||||||||||||
-Что необходимо найти? | Скорость движения пассажирского поезда | |||||||||||||||
-Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость? | Делением, 120:2=60 | |||||||||||||||
В этой задаче скорость измеряется в каких единицах измерения? | Км | |||||||||||||||
-А время? | Часы | |||||||||||||||
-Тогда скорость в чем будет измеряться? | Км/ч | |||||||||||||||
-Какой транспорт доедет быстрее и почему? | Пассажирский поезд, потому что у него скорость больше, и он затратил меньше времени. | |||||||||||||||
-Какой вывод можно сделать? | Чем больше скорость, тем меньше времени требуется для прохождения одного и того же расстояния. Чем меньше скорость, тем больше времени тратится | |||||||||||||||
Промежуточная рефлексия | ||||||||||||||||
-Что вы уже знаете о скорости? | Мы узнали, что скорость-путь, пройденный за единицу времени. Она может измеряться в м/c, км/ч | |||||||||||||||
-Что происходит если меняется скорость? | Меняется время или расстояние | |||||||||||||||
1. Если скорость увеличивается, то уменьшается время и расстояние. 2. Если скорость уменьшается, то увеличивается время и расстояние. | ||||||||||||||||
7. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. | Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
| |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
-Итак, ребята, смогли ли мы решить задачу, которая была в начале урока? | Да | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
-Что мы делали с вами на уроке? | Переводили из одной единицы в другую, решали задачу, узнали о скорости, в чем она измеряется и выявили взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием | |||||||||||||||
-Давайте каждый из вас оценит свою деятельность на уроке. На слайде вы видите предложения вам надо их продолжить | ||||||||||||||||
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Было интересно…"; "Было трудно…";
| Заканчивают предложения | |||||||||||||||
-Я раздам вам карточки, на которых написаны задачи. Вы дома должны выбрать одну из предложенных задач и решить в своих тетрадях 1.Лыжник прошёл дистанцию 24 км за три часа. С какой скоростью он шёл? 2. Самолёт летел 4 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетит? 3. Скорость звука в воздухе 330 м/с. Через какое время мы услышим звук выстрела, произведённого на расстоянии 990 м -Спасибо за урок! Все плодотворно работали. До свидания! | До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...