Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике

Напалкова Светлана Олеговна

"Скорость, единицы скорости. Взаимосвзять между скоростью, временем и расстоянием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_napalkova_sv.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока математики

ТЕМА

Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

(стр. учебника 5)

Цель урока: Создать условия для формирования нового понятия «скорость» новой единицы измерения скорости, решения нового вида задач на движение.

УМК «Школа России» Математика. 4 класс. 2 часть - Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Технология обучения – проблемно-диалогическая

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

Формулировка нового знания

Умение решать простые задачи на движение, знание взаимосвязи между понятиями «скорость», «время», «расстояние».

Составила студентка 331 группы

Напалкова Светлана Олеговна

МОУ СОШ № …, класс 4, каб. № ….

Дата проведения урока: 10.11.2020

Смена … Номер урока …

Начало урока …

ФИО учителя школы:

…………………………………….

ФИО преподавателя-консультанта:

Бизайне Анна Александровна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

____________________, дата ________

(подпись учителя)

___________

Анализ нового знания

Знание о том, что такое скорость, в чем она измеряется;

Понимают как взаимодействует скорость с другими параметрами: расстоянием и временем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Демонстрируют интерес к познавательной деятельности
  2. Демонстрируют заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

Принимают участие в оценки своей деятельности; оценивание своих достижений на уроке.

Умение ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности и учебе

Овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы.

  1. Познавательные:

Владеют навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

  1. Коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. связанные с актуализацией:
  1. Умеют умножать, делить числа
  2. Умеют переводить из одной величины в другую
  1. связанные с изучением нового:
  1. Понимают, что такое скорость, в чем она измеряется
  2. Понимают, как взаимодействует скорость с другими параметрами
  3. Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ: 1. Создать условия для формирования нового понятия «скорость», новой единицы измерения скорости, взаимодействие скорости, времени и расстоянии;

РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Организовать деятельность по развитию умений моделировать с помощью таблиц

2. Создать условия для развития логическое мышление, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Создать условия для воспитания познавательного интереса средствами предмета математики;

Воспитывать уважение к предмету.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма стихотворение.

Форма организации учебной деятельности - фронтальная

Формы и методы контроля беседа

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Светлана Олеговна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Здравствуйте

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Контролируют свои эмоции;
  • Настраивают себя на учебную деятельность.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1) Способность организовывать свою деятельность (Р)

2)Умеют слушать других(К)

  • А для начала давайте настроимся на нашу работу.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

-О чём это стихотворение?

Воспринимают стихотворение на слух

О том, что математика эта строгая и очень точная наука

Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш, линейка.

- У всех все готово?

Проверяют готовность к уроку

Да

  • Давайте начнем с вами работать.
  • Открывайте тетради. Сегодня 17.11. Отступаем 2 клетки с последней записи и посередине записываем «Классная работа».

Записывают в тетради Классная работа

  1. Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового понятия.

Перед тем как начать выполнять задания, давайте повторим с вами величины

– С помощью какого инструмента мы измеряем длину предметов? 

– В каких единицах измерения мы выразим длину: длину и ширину парты; длину и ширину комнаты; расстояние между городами? 

– Что можно измерить в метрах?  

– Сколько сантиметров в 1 метре? (В 1 м 100 см.)

– Сколько дециметров в 1 метре? (В 1 м 10 дм.)

– Как сокращенно при числе можно записывать слово метр?

-Сколько центнеров в 1 тонне?

-Сколько минут в 1 часе?

-Сколько грамм в 1 килограмме?

-Ребята, молодцы. Вы всё помните. Теперь давайте приступать к заданию

Линейка, метр, рулетка

В метрах и километрах

Длину классной доски, ширину класса, высоту дерева

В 1 м 100 см

В 1 м 10 дм

С помощью строчной буквы м без точки

В 1 т 10 ц

В 1 ч 60 мин

В 1 кг 100 г

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Формирование познавательного интереса к изучению нового

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Умеют работать с информацией на доске (П)
  • Умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения(К)
  • Умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Знают некоторые единицы измерения массы, времени, длины.
  • Умение переводить из одной единицы в другую

Задание 1. Устный счёт. «Кто быстрее»

Форма организации учебной деятельности индивидуальная (парная)

Дидактические средства доска

Формы и методы контроля устные и письменные

-Ребята, на доске представлены величины для каждого ряда. В своих тетрадях переведите величины и запишите. Через 5 минут проверим. Каждый делает индивидуально

1 ряд        

9т =90ц                    

2м 20см = 220 см          

6000г= 60 кг              

2мин 20с= 200с          

5км 70м = 5700 м        

800ц = 80 т    

2 ряд

72000кг= 720 ц

520м = 5200 дм  

80ц = 8 т    

6ч10мин = 370 мин

7км600м = 7600м  15000кг = 15 т                      

3 ряд

2т= 20ц

600мм = 6 дм

3кг = 3000 г

360мин = 6 ч

9000м = 9 км

36000ц= 3600т

-Ну что, давайте проверять? Из каждого ряда выйдет 1 человек и будет зачитывать свои ответы, задача остальных сверяться с ответами

-Молодцы. Все ли у вас ребята получилось?

А как вы думаете, почему?

Выполняют проверку задания

Да

Потому, что мы знаем, как выполнять

Задание.

Форма организации учебной деятельности – фронтальная

Дидактические средства мультимедийная презентация

Формы и методы контроля письменный и устный опрос

- Я сегодня для вас приготовила неожиданный сюрприз на урок. Внимание!

Звучит первый куплет «Песни гонщиков».

Наши лица ветром скорость обжигает,

Мчится нам навстречу трека полотно.

Тот, кто не рискует – тот не побеждает.

В жизни ли на гонках – это всё равно.

Скорости не сбрасывай на виражах.

Только так научишься побеждать!

Воспринимают на слух куплет песни

- Может быть кто- то знает чья это композиция?

- Это композиция Алексея Рыбникова

- О чём эта песня?

Нет, мы не знаем

О гонках/о машинах

- Как вы думаете, к чему нас призывают в ней?

Никогда не сдаваться, всегда идти к свое цели

- Какие знаменитые мировые гонки вы знаете? (Формула - 1, Ралли Париж-Дакар)

По правилам этих гонок, общее расстояние дистанции, которые должны проехать в одной гонке, это примерно 300 километров или от 50-ти до 70-ти кругов, в зависимости от конкретной трассы. В целом длина круга (трассы) варьируется от 4,2 км до 6 км.

Формула-1

«Формула-1»  — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами

- Гонка Формула - 1 проводится с 1950 года. Сколько лет существует эта гонка?

70 лет

Я буду читать вам интересные факты о Формуле – 1, а вы выписывайте в тетради все математические данные, которые услышите:

  • Гонка «Формулы» длится 90 минут.
  • Лучшие команды могут заправлять болид и менять на нём шины всего за 3 секунды.
  • 55 метров требуется гоночному болиду, чтобы остановиться после финиша.
  • Ширина болида не должна превышать 200 см.
  • Длина гоночного круга составляет 5000 м.
  • За гонку болид проезжает примерно 300 км.
  • Самая короткая гонка «Формулы» длилась 25 минут.
  • Самая длинная гонка длилась 245 минут, из которых 120 минут гоночные болиды стояли, пережидая проливной дождь.

Выписывают математические данные к себе в тетрадь

-Теперь давайте проверим вместе со мной. Я читаю математические данные, которые вы должны были записать, вы проверяете у себя в тетрадях

Проверяют

Проверка: 90 мин, 3 с, 55 м, 200 см, 5000 м, 300 км, 25 мин, 245 мин, 120 мин.

- На какие группы можно разделить данные, которые мы выписали?

На единицы длины и единицы времени

Промежуточная рефлексия

-Как по другому можно сказать про длину пути?

Расстояние

-А где нам это может пригодиться?

При изучении новой темы

  1. Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели.

  • Создание проблемной ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Осознают нужность решения проблемы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Умеют определять цель и задачи урока; сохраняют цель в течении всего урока(Р)
  • Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения(К)
  • Умеют признавать возможность существования различных точек зрения.
  • Владеют навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. (П)

Задание.

Форма организации учебной деятельности – парная

Дидактические средства мультимедийная презентация, задача

Формы и методы контроля устный опрос

Побуждающий диалог

Приём: использование невыполнимой задачи

Читают задачу и пытаются решить

-Ну, что же, нас ждет следующее задание.

- Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте задачу.

-Сейчас вам в парах надо обсудить её и решить на рабочих листах, которые я вам раздала

Легковая машина прошла 160 км за 2 ч. В течении каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час?

  • Побуждение к осознанию противоречия

-Задание было одно?

-А выполнили вы его как?

-Почему так получилось?

-Чего мы не знаем?

Да

По-разному

Мы не знаем, как решить данную задачу

Мы не знаем, что такое путь

  • Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме побуждающего от проблемной ситуации диалога , цели и построению плана достижения цели
  • Какую цель мы поставим?
  • Научиться решать задачи
  1. Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать  побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

  • Вариант 1. методом побуждающего диалога

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Осознают нужность решения поставленной проблемы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Сохраняют поставленную цель в течении всего урока(Р)
  • Умеют работать с информацией, представленной на доске и в учебнике(П)
  • Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Развивать умение анализировать математические тексты и грамотно обосновывать свою точку зрения для решения задачи

-Какие будут предложения по решению этой задачи?

Мы не знаем, мы не решали ещё такие задачи

-А в чем заключается проблема?

Мы не знаем, что означает путь, пройденный за 1 час

-Давайте поставим, цель: чему мы будем сегодня учиться?

Мы будем учиться решать такие задачи и узнаем, что означает путь, пройденный за 1 час

Вариант 2. методом побуждающего диалога

-Какие у вас есть предположения как решать задачу? Какие гипотезы? как ответить на вопрос задачи?

-(Имя ребенка), докажи, почему ты так думаешь?

-Все ли согласны?

-Как можно проверить?

Дети предлагают различные предположения. Учитель фиксирует их на доске.

-Изначально надо записать кратко задачу (записывает)

Да/нет

-Решить задачу вместе с учителем

Промежуточная рефлексия

-Что мы должны знать, чтобы разобраться в проблеме?

Мы должны знать как решаются такие задачи

  1. Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме повторения всех единиц измерения.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства мультимедийная презентация

Формы и методы контроля устная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Сохраняют поставленную цель в течении всего урока (Р)
  • Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К)
  • Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения(Р)
  • Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений(П)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Понимают, что такое скорость, в чем она измеряется

Задание. Решение задачи

- Давайте вместе решим задачу. По ходу будем записывать краткую запись

Легковая машина прошла 160 км за 2 ч. В течении каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час?

Путь

Время

Путь, пройденный за 1 час

160 км

2 часа

?

-О чём говорится в задаче?

Говорится о легковой машине, которая проходила одинаковое расстояние

-Сколько км он проехал всего?

160 км

-Сколько времени он был в пути?

2 часа

- Давайте подумаем, как удобнее кратко записать задачу, чтобы нам удобнее было решать ее. Я думаю, что нам необходимо построить таблицу.

- Что обозначает число 160?  Обозначим это в таблице.

Путь, который проехала легковая машина

-Что обозначает число 2?

Время, за которое проехала легковая машина

-Что необходимо найти?

Сколько км проехала легковая машина за 1 час

-Что обозначают км и ч?

Какое расстояние прошел мотоциклист и за какое количество времени

-Какой путь прошла машина? Запишем в схему

-За какое время? Запишем в схему

-Как мы найдём количество км которое прошла машина за 1 час?

-Верно, для того чтобы найти скорость нам необходимо расстояние поделить на время

Делением, 160:2=80

-Ещё раз прочитайте, что необходимо узнать в задаче?

Сколько проехала легковая машина за 1 час

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Нет

-Итак, мы знаем, что машина проехала 160 км. За какое время она преодолела это расстояние?

За 2 часа

-Предлагаю отметить путь движения машины отрезком. Путь составляет 160 км. Отметим

Отмечают

-Сказано, что машина была в путь 2 часа. Как мы это обозначим на отрезки? Отметим

Поделим отрезок

-Если мы разредим на 2 части, то равные ли будут эти части?

Не знаем

Значит, один час прошла, машина в пути, второй час прошла. За 2 часа она прошла 160 км. Как узнать, сколько она проходила км в один час?

Делением, 160:2=80. Подпишем и разделим отрезок на 2 равные части

- Ребята, в математике принято путь, пройденный за единицу времени называть скоростью движения.

-За единицу времени , которая измерялась в часах машина проехала 80 км, это записывается вот так «км/ч»

Чем быстрее двигается объект, тем больше будет его скорость. Значит, в часах её будет уже сложно измерять, её уже измеряют в секундах.

Мы с вами сказали, что скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени — то число, обозначающее время потраченное на путь. А в чем у нас измеряется время?

Часы, минуты, секунда

Скорость обозначается английской буквой S. Запишите это к себе в тетрадь. Давайте запишем в тетрадь и обведем в красную рамку. ЗАПОМНИТЕ!

Скорость-S; Измеряется: км/ч, м/с, км/с

Записывают к себе в тетрадь и выделяют в красную рамку

  • Промежуточная рефлексия

-Что вы узнали о скорости?

Скорость-это путь, пройденный за единицу времени.

-В чем она может измеряться?

Км/ч, м/ч, м/c и т.д

-Как обозначается скорость?

Буквой S

6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и дополнительное знание

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля совместная проверка.

-Ребята, откройте учебники на странице 5, задание под номером 9.

Транспорт

Скорость

Время

Расстояние

Пассажирский поезд

60 км/ч

2 ч

120 км

Грузовой поезд

40 км/ч

3 ч

120 км

-Что изображено в 1 столбике?

Поезда: пассажирский и грузовой.

-Что написано во втором столбике?

Скорость

-Что написано в третьем столбике?

Время

-Что написано  четвертом столбике?

Расстояние

-Давайте посмотрим, что произойдет, если изменить скорость движения, находя расстояние, что произойдет с временем?

Время изменится

-А что произойдет, если изменим время, находя расстояние, что будет происходить со скоростью?

Скорость изменится

-Почему так происходит?

Потому что скорость, расстояние и время они взаимосвязаны

-Давайте рассмотрим вторую строчку таблицы.

Что известно  в задачах?

Путь и время

-Что означает число 120?

Расстояние

-Что означают числа 2 и 3?

Время

-Что необходимо найти?

Скорость движения пассажирского поезда

-Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость?

Делением, 120:2=60

В этой задаче скорость измеряется в каких единицах измерения?

Км

-А время?

Часы

-Тогда скорость в чем будет измеряться?

Км/ч

-Какой транспорт доедет быстрее и почему?

Пассажирский поезд, потому что у него скорость больше, и он затратил меньше времени.

-Какой вывод можно сделать?

Чем больше скорость, тем меньше времени требуется для прохождения одного и того же расстояния. Чем меньше скорость, тем больше времени тратится

Промежуточная рефлексия

-Что вы уже знаете о скорости?

Мы узнали, что скорость-путь, пройденный за единицу времени. Она может измеряться в м/c, км/ч

-Что происходит если меняется скорость?

Меняется время или расстояние

1. Если скорость увеличивается, то уменьшается время и расстояние.

2. Если скорость уменьшается, то увеличивается время и расстояние.

7. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.

Личностные:

  • Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

  • Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Р)

Предметные:

  • Обобщить изученный материал по теме «Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»

  • Фиксирование нового знания

-Итак, ребята, смогли ли мы решить задачу, которая была в начале урока?

Да

  • Рефлексия процесса учебной деятельности

-Что мы делали с вами на уроке?

Переводили из одной единицы в другую, решали задачу, узнали о скорости, в чем она измеряется и выявили взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием

-Давайте каждый из вас оценит свою деятельность на уроке. На слайде вы видите предложения вам надо их продолжить

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

  • Дача домашнего задания

Заканчивают предложения

-Я раздам вам карточки, на которых написаны задачи. Вы дома должны выбрать одну из предложенных задач и решить в своих тетрадях

1.Лыжник прошёл дистанцию 24 км за три часа. С какой скоростью он шёл?

2.  Самолёт  летел  4  часа  со   скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетит?

3. Скорость звука в воздухе 330 м/с. Через какое время мы услышим звук выстрела, произведённого на расстоянии 990 м

-Спасибо за урок! Все плодотворно работали. До свидания!

До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...