Этап урока, цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | УУД |
Организационный момент Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
| Зачитывание стихотворения. Приветствие. (слайд 1) | Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня на урок к нам пришел гость (иллюстрация Козленок). Кто это? Он очень хочет превратиться в юношу, но для этого нужно сегодня пройти много испытаний, и сделать на уроке как можно больше заданий. Давайте сегодня будем активно работать, чтобы помочь гостю. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Козленок | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия; обобщение ЗУН; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании | Устный счет. Игра «Веселый мяч». Беседа.
(слайд 2)
Учащиеся получают карточки с таблицей. В левом столбике записаны названия составных частей задачи и карточки на которых записана какая то часть задачи. Необходимо расставить их в таблице. | Игра. (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч) Какое число при счете идет перед числом 5, 6, 8, 10? Какое число при счете идет после числа 2, 1, 5, 7? Найдите соседей чисел 3, 8, 9.
Найдите значения выражений и расставьте буквы соответственно цифрам. 4 - 3 = З 5 - 3 = А 1+ 2 = Д 5 - 1 = А 3+ 2 = Ч 4+ 2 = А Что у вас получилось? А что такое задача? В каких ситуациях вашим родителям приходиться решать задачи?
Назовите составные части задачи. |
Выполняют задание у доски.
Задача это математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно ее решить.
Ответы детей.
Условие, вопрос, решение и ответ.
| Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
|
Постановка проблемы. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | Объявление темы, постановка цели урока. | Умеем ли мы составлять задачи по рисунку? Проверим это на сегодняшнем уроке. Так, какая будет тема урока? Какая будет стоять перед нами цель? | Да, нет
Составление задач по рисунку. Решать задачи, используя составленный алгоритм действий. | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. | Работа у доски с комментированием. (слайд 3) | Посмотрите на рисунки. Составьте по каждому рисунку четыре равенства.. (2 + 1 = 3 – к 2 круглым шарам прибавили 1 продолговатый, получили 3 шара. 1 + 2 = 3 – к одному продолговатому шару прибавили 2 круглых, получилось 3 шара. 3 – 1 = 2 – всего 3 шара, из них 1 продолговатый, круглых шаров 2.) Как вы думаете сколько задач можно составить по одному рисунку? Оцените себя, как вы справились с заданием. На этот вопрос вы ответите в конце урока. Откройте учебник на стр. 90. Прочитайте что мы будем делать на уроке. Как вы понимаете слова «составлять задачи»?
|
Дети по аналогии составляют равенства по второму рисунку.
Оценивают себя.
Ответы детей. Называть условие и вопрос задачи. |
| Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания.
Работа по учебнику
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
| Составление задач по рисунку. (слайд 4)
(слайд 4) | Стр.90 №1 Что изображено на рисунке?
- Составьте задачу в решении которой будет знак +
- Назовите решение задачи. - Ответьте на вопрос задачи.
- Составьте задачу в решении которой будет знак -.
- Назовите решение задачи. - Ответьте на вопрос задачи.
Посмотрите на второй рисунок. О ком будем составлять задачи? - Составьте задачу в решении которой будет знак + Воспользуйтесь таблицей с названиями структурных частей задачи. По оставшимся двум рисункам дети составляют задачи, работая в парах. Каждая пара получает по 4 карточки: условие задачи, вопрос, решение и ответ. Каждый ученик берет по 2 карточки и говорит ту часть задачи, которая ему досталась. Оцените работу друг друга. Если не допустили ни одной ошибки, ставим «+»; одна ошибка –половина плюса; ни одного правильного ответа- ставим «-». Физминутка. Мы с вами составляли задачи по картинкам, решали их. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Выполним самостоятельно упражнение № 2. (1 человек у доски, остальные в тетради). - Прочитайте задание. Выполните указанные действия. Объясните. (По аналогии выполняют остальные примеры) Кто сделал, построили мостик дружбы. К доске вызывается 1 проверяющий (контролёр), который комментирует ответы ребят у доски. Все молодцы с заданием справились. | Ответы детей. (4 цыпленка у кормушки клюют зерно, 2 бегут к ним.) Задача: (У кормушки было 4 цыпленка. К ним прибежали еще 2 цыпленка. Сколько цыплят у кормушки?)
(4 + 2 = 6(ц).) (У кормушки 6 цыплят)
(Во дворе 6 цыплят. У кормушки 4 цыпленка. Сколько цыплят еще бегут к кормушке?)
(6 – 4 = 2(ц).) (К кормушке бегут 2 цыпленка) (Об утятах)
Дети составляют 2 задачи по цепочке. 1 – условие, 2 – вопрос и т.д.
Оценивают работу друг друга.
(3 да 2 получится 5. Из 5 вычесть 2 получится 3.) |
| Регулятивные: оценка, контроль, коррекция Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Решение задач с помощью рисунков и краткой записи. (слайд 5) | А теперь решаем задачи. Посмотрите на рисунок. Что мы можем сказать?
По рисунку составим условие. Как мне показать, что необходимо найти массу арбуза и дыни вместе. Молодцы! Решим эту задачу.
Посмотрите на другой рисунок, а здесь что мы видим? Что нужно найти.
Верно. Но еще вопрос можно поставить так: на сколько дыня легче арбуза? Как в условии нам показать этот вопрос? Для этого мы используем двойную стрелку. Решите эту задачу. | Арбуз весит 4 кг, а дыня 2 кг. Нужно узнать, сколько весят вместе арбуз и дыня.
С помощью фигурной скобки.
Решают задачу. Один человек записывает у доски. Остальные в тетради. Масса арбуза 6 кг, масса дыни 3 кг. На сколько арбуз тяжелее дыни.
Не знаем. Решают задачу. Один человек у доски, остальные в тетради. | фронтальная, индивидуальная | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Выполняют упражнение на повторение самостоятельно. | Выполним упражнение № 5 стр.91 в учебнике. Что у вас получилось? | Выполняют упражнение. Отвечают по поднятой руке. Комментируют. | фронтальная | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Подведение итогов, проведение самооценки (слайд 6) | Чем мы сегодня занимались на уроке? Что для себя открыли нового? Сколько задач можно составить по одному рисунку?
Кто уже может сказать: «Я понял, как решать задачи» Встаньте те, у кого все плюсы стоят около заданий в учебнике ; у кого не все плюсы; у кого минусы? Вы все молодцы! Вам удалось помочь Козленку. Посмотрите, в какого прекрасного юношу он превратился. (иллюстрация «Юноши»). | Составляли по рисунку задачи и решали их.
Отвечают на вопросы. (Три: одну на сложение и две на вычитание.) Ответы детей. |
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества
|