Технологическая карта урока математики «ПРИЁМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА 36+2, 36+20»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Алиева Елена Анатольевна

Технологическая карта урока математики во 2 классе. УМК "Школа России". Тема: "Прием вычислений для случаев вида 36+2, 36+20"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока292.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования № 21»

     

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

ВО 2 «Б» КЛАССЕ.

ТЕМА: «ПРИЁМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ

ВИДА 36+2, 36+20»

Учитель: Алиева Елена Анатольевна.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2«Б» КЛАССЕ.

ТЕМА: «Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20».

Класс:

2

Предмет:

Математика

Тема:

Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20.

Тип урока:

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

Создать  условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников.

Задачи урока:

обучающая: формировать умение складывать единицы с единицами, десятки с десятками, совершенствовать  умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать  свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.

развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки.

воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать  коммуникативные  качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике.

здоровьесберегающая: организовать  деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития.

Используемые методы:

Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);

Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Репродуктивный (работа с книгой, работа в тетрадях);

Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного  иллюстративно-наглядного материала: палочки, собранные в десятки  и отдельные палочки, карточки с цифрами, рисунки-схемы в учебнике).

Используемые технологии:  

  • Проблемное обучение
  • ИКТ – технологии
  • Технология развивающего обучения
  • Достижения прогнозируемых результатов
  • Здоровьесберегающие технологии

УУД:

Предметные: научиться сложению на основе поразрядного принципа.

Универсальные учебные действия:

Личностные: развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.

Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение  добывать новые знания, используя информации, полученные  на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение составлять план,  контролировать  свой результат решения эталоном, оценивать качество решения, способность мобилизовать силу воли и энергию к преодолению препятствий.

Коммуникативные: умение оценивать действие партнёра, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

Планируемый результат:

должны знать:

  • правило сложения разрядных слагаемых

должны уметь:

  • складывать единицы с единицами, десятки с десятками
  • формулировать тему  и учебные задачи урока
  • делать выводы, отвечать полным ответом, работать с учебником.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, информатика и ИКТ.

Ресурсы: основные, дополнительные

- тетради;

- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России);

- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

  • Дифференцированная самостоятельная работа
  •  Фронтальная работа
  • Индивидуальная

Оборудование урока:

  • Презентация учителя  Power Point 2007
  •  Карточки для дифференцированной самостоятельной работы (приложение №1)
  • Счётный материал

                                                               План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний  и умений (5 мин.)
  3. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (1мин.)
  4. Этап усвоения новых знаний и способов действия (15 мин.)
  5. Физкультминутка (2мин.)
  6. Первичное закрепление изученного материала (12 мин.)
  7. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности (3мин.)
  8. Домашнее задание (1 мин.)

Ход и содержание урока:

                    Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Формирование  УУД

I этап.  Организационный момент

Цель: эмоциональная и психологическая  подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

(Слайд №1)

Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Влево, вправо повернулись,
Друг другу улыбнулись,
И в работу окунулись.

- Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам  в успешной  работе:

(Слайд №2)

               «Умеешь сам – научи другого!»

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, подарите своего солнечного друга соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.

Садитесь.

- Итак, у нас урок математики.

-Откройте тетради, положите их правильно,  запишите число и классная работа.

Пропишите минутку чистописания число 27

-Что можете сказать о этом числе?

-сколько в нём   единиц десятков?

-как разбить на разрядные слагаемые?    

Выполняют действия, предложенные учителем; хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные: желание учиться.

II этап. Актуализация знаний и умений

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений.

- Сегодня на уроке математики мы с вами отправимся в сказку, а в какую вы узнаете, если  правильно назовёте числа в порядке возрастания и так мы с вами увидим сказку в которую сегодня отправимся:  (Слайд №3.)          

                                   Устный счет.

(Числа для названия сказки) 17, 67, 34, 12, 54, 78, 85, 33, 97, 100 – нажимать на число, открываются буквы, читаем хором: «Гуси-Лебеди».   

- Ребята, о чём рассказывается в сказке?                           

- Да, трудно будет Аленушке уберечь братца: дорога домой длинная, а Гуси-Лебеди могут в любую минуту отнять мальчика.

- Ребята, поможем Аленушке спасти Иванушку?

-Ребята, а куда они бегут,  спасаясь от погони? (Слайд№4) 

-  Подбегают они  к Молочной реке с кисельными берегами и просят её о помощи.  А речка даёт им задания. Послушайте внимательно, что же она говорит.

 1.) - Чему равна сумма чисел 7 и 5? (12);   

     - На сколько 10 больше 9? (1);

     - Число 8 увеличить на 6. (14);   

     - Уменьшаемое  - 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3);

(При правильном ответе на экране появляются числа.)

- Посмотрите на получившийся  ряд.

- На какие группы можно разделить все числа?

- Чем отличаются однозначные числа от двузначных? Назовите ряд двузначных чисел? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа?

-Назовите однозначные числа? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа?

- Найдите удобным способом сумму однозначных чисел: 1, 3, 5, 7?                                               (Слайд 5-6)

- Какое число получилось?

-На каждый ряд я даю листочек с примерами. Каждому из вас нужно по очереди решить по одному примеру и передать соседу. Кто быстрее выполнит задание и вернёт мне листочек, тот и победит.

Карточка:

97 - 90=

7+2=

90 - 40=

2+6=

60+30=

15-5=

1+5=

5+5=

65-5=

2.) Повторение приёмов сложения.

(Дифференцированная самостоятельная работа)     (Слайд 7)

- Ребята перед вами лежат карточки. (Приложение №1)  Речка предлагает выбрать  и выполнить то задание на карточках, с которым вы сможете справиться.

Проверка: (Слайд №4)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

3 + 6 = 9 

1 + 7 = 8

2 + 2 =  4

5 + 5 = 10

20 + 60 = 80

10 + 50 = 60

20 + 30 = 50

20 + 50 = 70

36 = 30 + 6

71 = 70 + 1

43 = 40 + 3

58 = 50 + 8

Приёмы сложения в пределах 10.

Приёмы сложения круглых чисел.

Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.

- Какие приёмы сложения вы повторили?

- Молодцы! Вы справились с заданиями.  Спрятала речка деток, пролетели Гуси-Лебеди, не заметили никого.

Внимательно слушают учителя

Называют числа в порядке возрастания: 12,17,33,34,54,67,78,85,97,100.

Читают хором.

Дети рассказывают  начало сказки. Алёнушка не доглядела братца Иванушку и его унесли Гуси-Лебеди к Бабе Яге. Долго искала она братца. А когда нашла, схватила и побежала домой. Но Гуси- Лебеди увидели детей и бросились в погоню. 

Да

К молочной реке с кисельными берегами.

Определяют на слух и вычисляют в уме.

Называют правильные ответы: 12, 1, 14, 3.

Однозначные и двузначные. В двузначных числах есть разряды: десятки и единицы.

Находят закономерность: 12,14,16,18;   1,3,5,7; 

7+ 3 =10    

5+ 1 = 6    

10 + 6 = 16

 16 – двузначное число, в котором 1 десяток и 6 единиц.

-Решают примеры.

97-90=7

7+2=9

90 - 40= 50

2+6= 8

60+30=90

15-5= 10

1+5= 6

5+5= 10

65-5=60

Работают самостоятельно, каждый выбирая себе свой уровень.

При проверке называют  ответы по уровням.

Обобщают, какие приёмы использовали при работе:

1.Приёмы сложения в пределах 10.

2. Приёмы сложения круглых чисел.

3. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.

Познавательные:

переработка полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи.

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают  полученные результаты,  корректно сообщают

товарищу об ошибках.

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.

Коммуникативные: высказывать свое мнение при проверке задания.

III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.

- Ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь,  они помогут вам лучше усвоить материал урока.

Слайд (8)

- А к кому обращаются за помощью Алёнушка с братцем дальше?

Стоит яблонька. Просят они яблоньку спрятать их. А яблонька спрашивает, умеете ли вы решать вот такие примеры:

( Слайд № 8 2 раз щелчок )

36+2

36+20

- Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- сформулируйте тему нашего урока.  ( Слайд № 9)

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Внимательно слушают учителя.

К яблоньке.

Нет

 Высказывания детей: будем учиться решать примеры  вида: 36 + 2,    36 + 20. 

Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют  цель  урока.

 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной  цели.

IV этап.   Этап усвоения новых знаний и способов действия (дифференцированная работа в группах)

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала,  развитие умения обобщать и делать выводы.                                                                                                                                              

Давайте вместе  попробуем решить данную  проблему основываясь на знания, которые у вас уже имеются,

Знакомство с вычислительным приемом

36+2=

-Решим этот пример при помощи счётных палочек и наборного полотна.

- На какие разряды мы разобьём число 36?

- Теперь прибавим число 2, это у нас единицы, значит куда мы их положим?

- Посчитаем,  сколько получилось десятков?

- Сколько получилось единиц?

- что было легче слаживать?

- какой сделаем вывод?

36+20=

- На какие разряды мы разобьём число 36?

- Теперь прибавим число 20, это у нас 2 десятка, значит куда мы их положим?

- Посчитаем,  сколько получилось единиц?

- Складываем десятки, сколько получилось десятков?

- что было легче слаживать?

- какой сделаем вывод?

-  А теперь сравните  свой вывод с правилом в учебнике. (Слайд №10)  Хоровое проговаривание.

- Молодцы, ребята. Вы с проблемой Яблоньки справились. Спрятала их яблонька, закрыла веточками. Улетели Гуси. Поблагодарили дети яблоньку и побежали дальше.

- на десятки и единицы.

- единицы к единицам.

- десятки остались без изменений  их 3.

Складываем 6 единиц  и 2 единицы получаем 8 единиц.

- единицы с единицами.

Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.

- на десятки и единицы.

- десятки с десятками.

- единиц осталось без изменений,  их 6.

Складываем 3 десятка   и 2 десятка получаем 5 десятков.

- единицы с единицами. Десятки с десятками.

Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.

Регулятивные: работать по предложенному плану.

Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают  умение ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями  других учеников в группе.

 Регулятивные: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме.

Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение.

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Регулятивные:   учатся совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную задачу, самостоятельно оценивают правильность выполнения задания.

V этап. Физкультминутка

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

Раз – подняться, потянуться,

Два –согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Повторяют движения.

VI  этап.  Первичное закрепление изученного материала

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков.

- Смотрит Аленушка, опять Гуси-Лебеди показались. Солнце высоко, а до дома далеко.

- Кто встретился им на пути? (Слайд №12)

 Просят они помощи у печки.

- Спрячу, говорит печка, если вы решите вот эти  задания.

1) Работа по учебнику     (Слайд №12) 1

 №1, с. 58 – выполняется устно с проговариванием

2) Самостоятельная работа по группам

№ 2, с. 58 учебника  (Слайд №12) 2

-1 столбик;

- 2 столбик;

(Слайд №12) 3

4)  Решение задач по группам – «мальчики» и «девочки»  (Приложение №3)

 Алёнушка с Иванушкой не могут справиться с задачами.

- Поможем им решить задачи? Посмотрите какая задача у Алёнушки, а какая у Иванушки. Разделимся на 2 команды. Алёнушке будут помогать девочки, а Иванушке - мальчики.

5) Самостоятельная работа

- Запишите краткую запись, решение и ответ задачи.

 

Печка

Устно проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы складывают с единицами, а десятки с десятками.

Работают самостоятельно, выполняя каждый свой столбик примеров.

Работают в парах, проверяют примеры друг у друга.

Да

Самостоятельно читают задачу.

Мальчик и девочка работают у доски, записывая решение за доской, а остальные -  в тетрадях самостоятельно.

После решения сверяют с доской.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике.

Личностные: формируют  умение работать в паре в процессе проверки работы.

Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы;

рассуждают, высказывают своё мнение. 

Личностные: оценивание  результатов выполнения работы  в паре.

Познавательные: анализируют условие задачи.

Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия.

 VIII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности

Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

(Слайд №13) Добрались Аленушка с братцем домой, а там и родители приехали. Рассказала девочка родителям, что с ней произошло.

 -Кто помог Алёнушке  с братцем добраться до дома?

 - Ребята, как вы помогли Аленушке спасти Иванушку?  

- С какими приёмами сложения познакомились на уроке?

(Слайд №14)

- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

- Оцените  свою работу на уроке.

-Выберите соответствующий смайлик: (Слайд №15)

- Мне понятно и я могу  объяснить другому!  

- Я не всё понял!!!

- Мне было трудно! 

- А мы ребята возвращаемся из сказки. Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться.

Ответы учеников.

Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, Свободные высказывания учащихся.

Приём сложения вида 36+2 и 36+20

Показывают свое настроение.

C:\Users\Администратор\Desktop\1650836_1535547832.jpgОписание: 221058_70055-700x500

C:\Users\Администратор\Desktop\s1200.jpg

Личностные: формулируют собственную позицию и мнение

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке.

Личностные действия.

Оценивание  результатов выполнения работы на уроке.

Личностные: самооценка.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

IХ этап . Домашнее задание

- Все молодцы! (Слайд №17) А Алёнушка с Иванушкой говорят вам: Спасибо за помощь!

Записывают домашнее задание в дневнике. Выставляют оценки.  с.58 № 2 (3-4 столбик),3. Урок окончен.

                                                         

                                                     

                                     

                                                           

 Использованные источники и литература:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
  2. Рабочая тетрадь №1 по математике: 2 класс: к учебнику  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.  – 96 с.: ил. -  (Школа России)
  3. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
  4. В. Н. Рудницкая. Тесты по математике к учебнику  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  5. http://festival.1september.ru/articles/518883/
  6. http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-32429
  7. http://openclass.ru/lessons/209794
  8. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_2_mat/5039-urok-matematiki-vo-2-klasse-po-skazke-gusi-lebedi.html

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

                                                                                                   

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Найди значения выражений,  вставь числа и посчитай

Найди значения выражений, вставь числа и посчитай

Найди значения выражений, вставь числа и посчитай

3 + 6 =  

1 + 7 =

2 +… =  4

…  +5 =10

20 + 60 =

10 + 50 =

20 + … =23

…+ 50 = 70

36 = 30 + …

71 = 70 + …

43 = … + …

58 = … + …

                                                                                                                               

                                                                     

                                                                                               

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ №3

                    Текст задачи для группы «Мальчики»

В пруду зоопарка плавали лебеди. Когда 12 лебедей улетело, осталось 5 лебедей. Сколько лебедей плавало в пруду зоопарка?

                   Текст задачи для группы «Девочки»

В книге две сказки. Одна сказка занимает 13 страниц, а вторая на 20 страниц больше. Сколько страниц занимает вторая сказка?

                                                                     

                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Мне понятно и я могу объяснить другому!  

 C:\Users\Администратор\Desktop\1650836_1535547832.jpg                                       Я не всё понял!Описание: 221058_70055-700x500

   Мне было трудно!                            

C:\Users\Администратор\Desktop\s1200.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики :"Приёмы вычислений для случаев вида: 36 + 2; 36 + 20".

На уроке применены разноуровневые  задания....

Технологическая карта урока математики «Приём деления для случаев 80:20».

Технологическая карта урока математики «Приём деления для случаев 80:20»....

Технологическая карта урока математики "Приёмы вычислений для случаев вида 30-7"

На уроке учащиеся познакомятся с новым приёмом устных вычислений....

Конспект урока по математике "Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: обучение приёмам вычисления вида: 36 - 2, 36 - 20; развитие навыков счета; продолжение работы над задачамиПланируемые результаты:Предметные: уметь вычитать однозначное число...

Технологическая карта урока математики «Приёмы устных вычислений вида 450+30»», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Приёмы устных вычислений вида 450+30» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...

Технологическая карта урока математики «Приём вычислений вида 30-7» (2 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о приёме вычислений вида 30 – 7Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познакомить учащихся с приёмом вычислений...