Урок математики в 1 классе Тема: Литр. Сложение и вычитание чисел первого десятка.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Адежкина Олеся

УМК «Школа России»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель: познакомить с новой величиной-емкостью и её измерением с помощью литра, развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема: Литр. Сложение и вычитание чисел первого десятка.

УМК «Школа России»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель: познакомить с новой величиной-емкостью и её измерением с помощью литра, развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.

Оборудование: карточки с примерами, банки 2 литровые, одна трёхлитровая, стаканчики 200мл, 500мл, презентация, карточки «Величина», «Длина см», «Масса кг», «Объем ЛИТР- 1л», электронные весы, карточки: пакет с картофелем, тетрадка, банка сока.

Методический комплекс: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова  «Математика» учебник для 1-го класса часть 2.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность.

Вот прозвенел звонок –

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Самоопределение, саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторить ранее изученные знания.

3. Определение темы урока.

Устный счёт

- Начнем урок с устного счета гимнастикой ума. На карточках показывают примеры, записываем в тетрадках - малышках только ответ.

9см-8см, 8кг-6кг, 1см+2см,10кг-6кг, 3см+2см,7кг-1кг, 3см+4см,

10кг+2кг, 2см+7см,5кг+5кг.

Проверяем с лева направо по порядку.

-Называем вслух ответы.

На доске слово ВЕЛИЧИНА

- Прочитайте слово, записанное на доске.

- Какие величины вы уже знаете?

- Как мы можем измерить пакет с картофелем?

- В чем измеряется масса?

- Чем мы можем измерить тетрадку?

- Что измеряют линейкой?

- В чем измеряется длина?

(На доске появляется схема)

- Как измерить жидкость в банке?

-Количество жидкости в сосудах измеряется литрами. Литрами мы измеряем объем.

Какая тема сегодняшнего урока?

Какая цель урока?

Кто и что поможет нам достичь цели?

1см,2кг,3см,4кг,5см,

6кг,7см,8кг,9см,10кг

Отвечают на вопросы.

Поставить на весы и узнать массу

В килограммах

Линейкой

Длину

В сантиметрах

Отвечают на вопросы.

Литр.

1. Познакомится с новой величиной и её измерением.

2. Научится решать задачи и примеры с новой величиной.

Учитель, учебник

Познавательные УУД

-обобщение.

Регулятивные УУД

-сохранять и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД

- выделение существенных признаков и их синтез.

Коммуникативные УУД

-формировать собственное мнение и позицию.

Регулятивное УУД

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

3. Решение учебной задачи

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности.

- познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением  с помощью литра

На столе находятся разные сосуды с водой (банки, стакан, одноразовые стаканчики, граненый стакан).

- Посмотрите на стол. Что вы видите?

- Предлагаю сравнить количество воды в этих сосудах. Как это можно сделать?

-Кто желает измерить высоту воды?

- Кто желает проверить в каком сосуде масса воды больше?

-Одинаковая масса воды?

- Как сравнить количество воды в сосудах?

- Ребята я предлагаю вам измерить количество воды при помощи стакана.

Предлагаю поработать у доски.

Выберите стаканчик, и перелейте в пустую банку. Добавляйте столько раз, пока не наполнится пустой сосуд.

Интересно, у кого же больше получилось воды? Почему?

Взгляните на банки. Что вы заметили?

Так что необходимо, нам сделать, чтобы стаканчиков было поровну?

Для измерения жидкости используют (На доске появляется карточка со словом ЛИТР или 1 л)

Литр нам нужен для измерения объема.

 Где можно столкнуться с данной единицей измерения?

Измерим объем ведра (3 л). Посчитаем наливая по 1 литру(литровая банка). Получилось 3 банки. Значит, объем данного ведра 3 литра.

Запишите 3 л

-Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой. (Ученик выходит к доске и измеряет высоту воды линейкой)

-Нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где больше и меньше. (Ученик выходи к доске и сравнивает массу сосудов на весах)

-Нет.

- Нужна мерка.

К доске выходят две пары. Каждая пара использует одноразовые стаканчики. (200мл, 500 мл)

Начинают переливать воду в литровую банку, считая количество мерок.

200мл - 5 стаканчиков

500 мл – 2 стаканчика

Больше получилось у первой пары ребят. Так как 5 больше 2.

 Банки одинаковые, но количество стаканчиков разное.

Взять одинаковые по размеру стаканы.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

- уметь высказывать своё предложение.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию, формулировать проблему.

Регулятивные УУД

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

5. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

 С силой их к плечам прижать – это пять,

  Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

6. Первичное закрепление нового материала.

Цель:

Включение нового знания в систему знаний.

Работа в тетради.

- Запишите дату. Прописать строчку с показами.

357 735

-Что заметили? Какая закономерность? Что запишем дальше?

а) Ознакомление с текстом задачи.

-Откройте учебник стр. 38.задача №3

- Прочитайте задачу.

б) Анализ текста задачи.

- Почему эта задача?

- О чём эта задача?

 - Что такое молоко?

- В каких емкостях находится молоко?

-Сколько молока в банке?

-Что известно  про молоко в бидоне?

- Что значит «на 4 больше»?

- Прочитайте первый вопрос задачи.

- Посмотрите на схемы. (Слайд 1)

Схема 1

Банка – 3л

Бидон - ?л на 4л больше

Схема 2

Банка – 3л

Бидон - ?л на 4л меньше

 - Какая схема подходит к нашей задаче?

- Запишем краткую запись к задаче и решение к первому вопросу.

- Какой второй вопрос задачи.

- Дополните схему, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос.

Банка – 3л

Бидон - ?л на 4л больше          ? л

- Посмотрите на эти выражения:

(Появляются на экране. Слайд 2)

7-3, 3+7, 4-3

- Какое из них вы выберите, чтобы ответить на второй вопрос?

- Запишем решение ко второму вопросу.

Учитель записывает на доске.

-Сколько чисел будет в ответе?

- Запишем ответ.

- Какая эта задача простая или составная?

- Почему?

Учащиеся работают в тетради.

Цифры меняются местами по кругу.

Текст задачи читает хорошо читающий ученик.

В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе?

Потому что есть вопрос

О молоке.

Жидкость

В банке и бидоне.

На 4 л больше, чем в банке.

Столько же да еще 4.

Сколько литров молока в бидоне?

1 схема.

Один ученик решает у доски остальные в тетради.

3+4=7 (л)

Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе?

Дополняют фигурной скобочкой.

Неизвестно целое: чтобы найти целое, надо сложить части.

Ученик комментирует с места:

3+7=10 (л)

Два, потому что в задаче два вопроса.

Ответ:7л, 10л.

Составная.

Решается в два действия.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7. Физкультминутка

У каждого учащегося карточка с изображение сосуда на нем указан объем.

- Возьмите в руки карточки. На карточках изображен сосуд с указанным объемом. Сравните объем своего сосуда с объемом сосуда у соседа по парте.

-Встаньте те, у кого больше!

- Встаньте те, у кого меньше!

Больше - потопали, меньше - похлопали. Больше – руки в стороны, меньше – руки наверх. А теперь наоборот.

Первые садятся на место  у кого меньше, а вторые у кого больше.

Молодцы

       6л                      8л

8. Повторение.

Цель:

- тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным.

-Посмотрите на экран.

На (слайде 3) выражения.

9л – 7л      4см + 3см

 8кг – 4кг    5л + 2л

На какие группы можно разбить выражения?

Найдите объём.

Найдите массу.

Найдите длину.

Объём, длина и масса.

2л, 7л

4кг

7см

Коммуникативные УУД

умение работать в парах, договариваться

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

9. Рефлексия

Цель: подвести   итог

В чем   измеряется объем?

Все ли у нас получилось на уроке?

Покажите нужную карточку!

Красный – всё понятно. Я справился.

-Зелёный -  не всё понятно. Не всё получалось.

-Синий – много ошибок.

Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.

 Единица измерения объема – литр

Проводят самооценку

Познавательные УУД-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Открытый урок по математике в 1 классе по  теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Открытый урок по математике в 1 классе на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

Урок математики 2 класс УМК Гармония "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом и без перехода через разряд"

Цель: Закрепить знания, умения, навыки по данной теме. Задачи урока:Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи.Прививать любовь к природе, учить бережному отношен...

Конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. " (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9."

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9." Учащиеся научатся выполнять  арифметические действия с опорой на знание состава чисел....