Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя.
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Методические рекомендации для молодых учителей, родителей при изучении темы по математике "Деление с остатком",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_osobennosti_izucheniya_svoystva_ostatka_pri_delenii.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя.
Задачи изучения темы:
1) раскрыть конкретный смысл деления с остатком
2) познакомить со свойством остатка(меньше делителя)
3) разъяснить приемы деления с остатком
4) сформировать навык проверки деления с остатком
Раскрыть смысл действия с остатком можно на уровне предметных действий в 2-ух видах: деление по содержанию и деление на равные части.
Лучше использовать ситуацию деления по содержанию. Ее легче иллюстрировать.
Можно предложить учащимся выложить на парте 11 кружков и разложить их в кучки по 2 кружка. Сколько кучек получилось? Сколько кружков осталось? Показываем, что после знака = нужно указать 2 числа: кол-во кучек и кол-во оставшихся кружков.
При таком делении число, которое делят, называется, как обычно, делимым, а число, на которое делят, - делителем. Значение частного в этом случае называют неполным. И появляется новый компонент – остаток.
Делимое Частное | 11:4=2 (ост.3) | Делитель Значение частного |
Аналогично раскладываем кучку по 3-4 кружка.
Разберём деление с остатком на примере.
Разделим 51 на 7.
- 51 на 7 без остатка не делится. Находим число, которое ближе всего расположено к 51 , но меньше его и делится на 7 без остатка. Это число 49.
- Делим 49 на 7 получаем неполное значение частного 7.
49:7=7
- Вычитаем из делимого 51 число 49 и получаем остаток.
51-49 =2
- Записываем пример: 51:7= 7(ост.2)
Запомните! Остаток должен быть всегда меньше делителя.
а:b=c(ост.d)
d
Когда выполняете деление с остатком, всегда проверяйте, правильно ли вы его выполнили: сравнивайте остаток с делителем.
- 2<7- деление выполнено верно.
Как проверить деление с остатком?
1. Умножить неполное частное на делитель.
2. Прибавить к полученному результату остаток.
3. Сравнить полученный результат с делимым.
1) 7⋅7=49, 2) 49+2=51, 3) 51=51.
Пример. Два ученика произвели деление чисел 26 и 4. Посмотрим, кто из них рассуждал и выполнил деление правильно:
Первый ученик: Второй ученик:
26:4 26:4
24 – самое ближнее к 26 из чисел, 20 – самое ближнее к 26 из чисел,
которое делится на 4 без остатка. которое делится на 4 без остатка.
24:4=6. Вычитаем из делимого 24 и 20:4=5. Вычитаем из делимого 20 и
получаем 2. Это остаток. получаем 6. Это остаток.
Следовательно, 26:4=6 (ост.2) Следовательно, 26:4=5 (ост.6)
Вспомните, для того чтобы узнать, правильно ли выполнено деление с остатком, необходимо остаток сравнить с делителем. В решении первого ученика остаток 2 меньше делителя 4,следовательно, деление выполнено верно. А у второго ученика остаток 6 больше делителя 4, следовательно, деление выполнено неверно.
Карточки обучающей направленности
Карточка№ 1. | ||
№ | Задание | В помощь |
Моя задача: научиться выполнять деление с остатком | ||
1 | Надо 29 : 4 Рассуждай так: 1шаг: подбираю ближайшее число, меньшее 29, которое делится на 4 без остатка. Это число 28. 2 шаг: делю 28 на 4, получаю частное 7. 3 шаг: нахожу остаток: 29 – 28 = 1. 4 шаг: делаю вывод, значит 29 : 4 = 7 (ост.1) Проверяю. 5 шаг: остаток должен быть меньше делителя 1 < 4. 6 шаг: умножаю значение частного на делитель и прибавляю остаток. Должно получиться делимое. 4 х 7 + 1 = 29 Деление выполнено верно. | 1.Таблица умножения. |
Моя оценка + могу; - не могу 1шаг 2шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг Вывод 1.Делить умею. 2.Нужна помощь учителя. | ||
2. | Решу выражения: 33 : 6 = 52 : 7 = 42 : 5 = 1 9 : 5= |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений
Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Изучение темперамента школьника методом наблюдения...
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: Деление с остатком, когда делитель больше делимого.
Тема: Деление с остатком, когда делитель больше делимого....
Методические особенности изучения эпитета в начальной школе
Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...
Методические особенности изучения эпитета в начальной школе
Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...
Методические особенности изучения устаревшей лексики в начальной школе и комплекс упражнений
Речевое развитие младших школьников – одна из основных проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся вним...
Заключение на методическую разработку «Изучение окружающего мира с помощью заданий, направленных на установление причинно-следственных связей и выполняемых учащимися в парах, парах сменного состава» (методические рекомендации по окружающему миру во 2-4 кл
Рецензируемая работа представляет собой авторский вариант применения методики формирования и диагностики познавательных общеучебных умений....