Конспект урока математики для 2 класса «Прямоугольник. Квадрат».
план-конспект урока по математике (2 класс)

Конспект урока математики для 2 класса «Прямоугольник. Квадрат» с применением сайта Учи.ру

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики для 2 класса «Прямоугольник. Квадрат». 

Описание работы:  Конспект урока математики на тему  «Прямоугольник. Квадрат.» разработан для учителей, работающих по программе «Школа России»  2 класс.  Урок составлен в виде путешествия по стране Многоугольников с использованием групповой  формы работы.

Цель: сформировать умение выделять существенные признаки многоугольников

Задачи:  

  1. ознакомление с существенными признаками квадрата, как одним из видов многоугольников;
  2. способствовать развитию логического мышления: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;
  3. воспитывать и активизировать интерес к предмету, творческому поиску на уроке математики.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: путешествие

Формы работы:   

  • фронтальная,
  • групповая,
  • работа в парах,
  • индивидуальная

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, объяснение)
  • практические (выполнение заданий в тетради, измерение прямоугольников и квадратов, строительство вагонов и геометрических фигур, самостоятельная работа)
  • проблемный (наблюдение)
  • наглядный (демонстрация)
  • ТСО (звуковые)
  • методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, игры)

Основные понятия: квадрат, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, угол, вершина, сторона

Оборудование:

демонстрационный материал: плакат «Планета Многоугольников», рисунок поезда, углы, рисунок Знайки;

раздаточный материал: геометрические фигуры, линейки, детали вагонов, клей, кисти для клея.

План урока.                                                                                   Время

  1. Организационный момент.                                                       1- 2 мин.
  2. Мотивационный этап.                                                               1-2 мин.
  3. Устный счет.                                                                               5-7 мин.

        3.1.Выбор транспорта.

        3.2. Строительство вагонов.

  1. Повторение ранее изученного материала.                              15-17 мин.
  1. Знакомство с планетой Многоугольников
  2. Строительство городов
  3. Решение задачи.          
  1. Физкультминутка                                                                       1-2 мин.
  2. Ознакомление с новым материалом.                                        5-7 мин.      
  1. Измерение фигур.    
  2. Приклеивание фигур.                       https://uchi.ru/teachers/groups/7078021/subjects/1/course_programs/2/cards/161711               
  1. Первичное закрепление.                                                            15 мин.

       7.1.Игра «Отгадай фигуру»  

       7.2. Тест № 27                                                                    

  1.  Домашнее задание.                                                                   1-2 мин.
  2. Подведение итогов. Рефлексия.                                               3 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прежде, чем за парту сесть,

Посмотрите, все ли есть.

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

2. Мотивационный этап. 

(Учащиеся сидят по командам, в которых по 4 человека)

Ребята, а вы любите путешествовать? (Да)

-Давайте совершим путешествие на планету Многоугольников. Там мы познакомимся с новой геометрической фигурой, повторим свойства известных  геометрических фигур, будем решать примеры и задачу. В этом нам будет помогать Знайка.

(Учитель показывает Знайку)

3. Устный счет.

3.1.Выбор транспорта.

Чтобы отправиться  в путешествие нужно выбрать транспорт. Решим пример и узнаем вид транспорта.

 На доске: (4 + 5) – (8 - 6) =7

1 самолет             (Рисунки перевернуты)

7 поезд

8 велосипед

4 корабль

 - Какой ответ? Поднимите руку, кто согласен.

- Миша, переверни рисунок рядом с цифрой 7.

3.2. Строительство вагонов.

-Мы едем на поезде, но у нас нет вагонов.

- Построим их. (У каждого на столе лежат геометрические фигуры, необходимые для создания вагона.)

Ваша задача не просто построить вагон, сосчитать пример на каждой детали, а результаты вычислений сложить. Таким образом, вы узнаете №  своего вагона.

12

13

14

15

16

17

2+6=8

32-30

46-46

10-9

6+9

9-8

25-25

53-50

7+1

8-4

17-17

22-20

86-86

71-70

8+3

10-7

6+6

10-8

43-43

32-30

7+3

76-76

10-6

53-50

(Учащиеся решают примеры и склеивают вагон.)

- Узнаем № вагонов.  Расположите их за локомотивом в порядке возрастания.

(Учащиеся по одному ученику от команды выходят к доске и определяют порядок вагонов.)

Поднимите руку, кто согласен с выполненным заданием.

-Готовы? Отправляемся в путь.

(Учитель включает песню «Голубой вагон») (Учащиеся издают длительный звук [у] и поднимают руки вверх, изображая колеса поезда.)

4. Повторение ранее изученного материала. 

4.1. Знакомство с планетой  Многоугольников 

 На доске карта планеты Многоугольников.

    https://uchi.ru/teachers/groups/7078021/subjects/1/course_programs/2/cards/161711 

Планета Многоугольников

-Вот мы и прибыли на планету Многоугольников. Здесь существуют страны со своими названиями. А жители этих стран   геометрические фигуры, имеющие углы.

Узнаем их.

- Я показываю фигуру, а вы называете страну и ее жителей.  

(Страна Треугольников; Жители –треугольники и др..)    

(Учитель прикрепляет названия стран)

- Из всех стран размером, масштабностью отличается страна Четырехугольников.

- Почему? (В этой стране проживает больше жителей, чем в остальных.)

4.2.Стрительство городов

- Жители страны Четырехугольников просят Вас построить города для своей страны.

- Знайка приготовил задание.

 На доске разные виды углов.

 - Что это? (Углы.)

 - Назовите их виды. (Прямые, острые, тупые.)

 - Покажите вершины, стороны углов 2,4.

- Используя данные виды углов, постройте города в стране Четырехугольников.

(Учащиеся строят геометрические  фигуры.)

 (Учитель вызывает по 1 ученику от команды)

На доске карта планеты Многоугольников.

Планета Многоугольников

https://uchi.ru/teachers/groups/7078021/subjects/1/course_programs/2/cards/161711

- Какой город получился самый большой? (Город Прямоугольник.)

- Что такое Прямоугольник? ( Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.)

4.3. Решение задачи.

 - Давайте сосчитаем жителей в этих городах.

Читаем задачу.

 Задача. В городе  Прямоугольник 30 жителей, а в городе Ромб на 4 меньше. Сколько жителей в двух городах?

 -  О чем говориться в задаче? (О городах. )

- Сколько городов? (Два города: Прямоугольник и Ромб.)

- Сколько начертим отрезков? (Мы начертим 2 отрезка.)

На доске ученик составляет схематический чертеж к решению задачи.                         (Схематический чертеж может чертить учитель, в зависимости от способностей учащихся.)

- Что мы знаем о количестве жителей  в городе Прямоугольник? (Жителей 30.)

- Что нам известно о жителях города Ромб? (Жителей города Ромб на 4 меньше, чем в городе Прямоугольник.)

- Какой вопрос  в задаче? ( Сколько жителей в двух городах?)

- Сколько действий в задаче?( В задаче два действия.)

- Ребята, которые знают ход решения, могут приступить к решению. Первым трем поставим отметки.

- Продолжаем анализ задачи.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

- Почему? (Нам не известно количество жителей в городе Ромб)

- Можем ли мы узнать количество жителей в городе Ромб? (Да.)

- Каким действием?      (Вычитанием.)

 На доске:

                   1)    -          

                   2)   +          

 - Как узнать, сколько жителей в двух городах?

 - Каким действием? (Сложением.)

- Приступаем к решению.  (Учащиеся приступают к решению.)

- Поднимите руки, кто не понял, как решать задачу?

- Какой ответ? (56  жителей в двух городах.)

(Учитель переворачивает закрытую доску.)

 На доске:

  1. 30 – 4 =26 (ж.) – в городе Ромб.
  2. 30 + 26 = 56 (ж.)

Ответ: 56  жителей в двух городах.

(Учитель вручает оценку – медаль за ответ у доски.)

- Поднимите руку у кого такое решение.

- Молодцы! 

5. Физкультминутка

На болоте две лягушки,

Две зеленые квакушки.

Рано утром посыпались,

Полотенцем растирались,

Вправо, влево наклонялись

И на место возвращались.

6. Ознакомление с новым материалом.

6.1.Измерение фигур.

Чтобы отправится в другой населенный пункт,  Знайка предлагает выполнить задание.

- У каждого на столе лежат геометрические фигуры (маленький жёлтый прямоугольник, большой зелёный квадрат, большой белый треугольник, маленький красный квадрат, большой синий прямоугольник).

- Найдите «лишнюю» фигуру. Почему?

(«Лишняя» фигура – треугольник. У треугольника 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.)

- Как называется оставшаяся группа геометрических фигур? Почему?

(Прямоугольники-это оставшаяся группа геометрических фигур.

У них все углы прямые.)

- Измерьте и подпишите длины сторон данных прямоугольников.

(Учащиеся измеряют длины сторон прямоугольников.)

- Посоветуйтесь и ответьте на вопрос Знайки:

Что можно сказать о длинах сторон прямоугольников?

(У синего и красного прямоугольников - противоположные стороны равны. А у желтого и зеленого - все стороны одинаковые (одной длины))

На доске остаются только прямоугольники и квадраты.

- Как называется фигура, у которой все стороны равны. (Это квадрат)

https://uchi.ru/teachers/groups/7078021/subjects/1/course_programs/2/cards/161710

-Квадрат – это особый прямоугольник, у которой все стороны равны.

- Повторим.

(Квадрат – это особый прямоугольник, у которой все стороны равны.)

- А на карте планеты Многоугольников квадрат лишь маленький городок среди прямоугольников.

(Учащиеся рассматривают карту планеты Многоугольников.)

На доске карта планеты Многоугольников. 

Планета Многоугольников

6.2. Начерти фигуру.

https://uchi.ru/teachers/groups/7078021/subjects/1/course_programs/2/cards/161712 

7. Первичное закрепление.            

   7.1. Игра  «Отгадай фигуру»         

 Жители планеты Многоугольников хотят поверить, как Вы запомнили имена жителей по их признакам.

Я загадала фигуру:

1.«Это четырехугольник, у которого все углы прямые» (Прямоугольник, квадрат.)

2. «Это четырехугольник, у которого все стороны равны» (Квадрат.)

 Дома Вам нужно составить описание любого многоугольника.

7.2. Тест № 27 (с. 55 в тестовой тетради.)

  На закрытой доске 2 ученика.

- Проверяем. Меняемся тетрадями, ставим отметки.

На доске оценочный лист:

«5» - 0 ош.

«4» - 1-2 ош.

 «3» - 3-4 ош.

 «2» - 5 и более ош.

 (Учитель зачитывает верные ответы. Учащиеся проверяют, выставляют оценки.)

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

2

2

1

3

1

1

2

1

Поднимите руку у кого «5».

Поднимите руку у кого «4».

Поднимите руку у кого «3».

Оценки – медали за ответ у доски.            Молодцы!

8. Домашнее задание.      

 Тест №25с.51, составить задания к игре «Отгадай фигуру» (описание любого многоугольника для одноклассников.)

(Учащиеся записывают домашнее задание.)

9.Подведение итогов.

Чтобы вернуться домой, нужно рассказать все о геометрических фигурах, имеющих углы, пользуясь картой планеты Многоугольников.   

(Все геометрические фигуры, у которых есть углы, называются многоугольниками. Среди них есть 4,5, 6, 7, 8 –угольники.  Среди четырёхугольников есть прямоугольники, у которых все углы прямые.  А также есть квадрат - особый прямоугольник, у которой все стороны равны.)

- Молодцы!

- Отправляемся в школу.

(Учитель включает песню «Голубой вагон»)

(Учащиеся издают длительный звук [у] и поднимают руки вверх, изображая колеса поезда.)

10. Рефлексия.      

Работаем с человечками.

Подберите цвет к каждому этапу работы.

  • Как ты себя чувствовал, когда думал, решал?
  • Как ты себя чувствовал, когда смотрел на доску?
  • Как ты себя чувствовал, когда слушал?
  • Как ты себя чувствовал, когда отвечал?
  • Как ты себя чувствовал, когда что-то делал своими руками?

(Учащиеся раскрашивают человечков.)

Урок окончен.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс Прямоугольник и квадрат

Урок разработан на основе учебника  "Математика"  В.Н. Рудницкой 2 класс и применением мультимедиатехнологий...

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат" с приложением в формате Notebook....

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...

Конспект урока математики 3 класс "Площадь прямоугольника"

Вашему вниманию, я предлагаю разработку урока математики в 3 классе "Площадь прямоугольника"...

Конспект урока математики, 2 класс. Тема: «Прямоугольник и квадрат». УМК "ПНШ".

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятиями прямоугольника и квадрата; создание условий дляформирования представлений об отличительных признаках прямоугольника и квадрата; закрепление в...

Конспект урока математики 2 класс Прямоугольник

Цель данного урока:формировать представления о прямоугольнике как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые;совершенствовать вычислитетельные навыки и умение решать задачи;развивать умение рассуж...