Особенности обучения математике в рамках ФГОС для детей с ОВЗ
статья по математике (3 класс)
Рекомендации для работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для работы с детьми ОВЗ | 28.41 КБ |
osobennosti_obucheniya_matematmkm_v_ramkah_fgos_detey_s_ovz.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения математике в рамках ФГОС
«Перестройка начального обучения не означает,
что отвергаются все ранее сложившиеся методические
способы и приемы. Новое всегда в том или ином виде
вбирает в себя старое, радикально перерабатывая его»
Л.В.Занков
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении;
- формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;
- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
- вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов);
- понимать значение величин и способов их измерения;
- использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;
- работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;
- проявлять математическую готовность к продолжению образования;
- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Содержательный компонент программы («Чему учить?) существенно не меняется:
- «Числа и величины»,
- «Арифметические действия»,
- «Текстовые задачи»,
- «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.»,
- «Геометрические величины».
К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)».
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять неложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научится:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;в разной форме ( таблицы и диаграммы);
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме ( таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержательный компонент программы «Как учить?»
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.
Технология «деятельностного метода обучения», не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываете, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности.
Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Самоопределение деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний .
8. Рефлексия деятельности.
Примеры учебной деятельности на уроках математики.
- Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами с величинами , с возможностями различных исходов событий и др).
- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и т.д.).
- Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем , несложных таблиц и диаграмм и тд.)
- Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Основные особенности курса математики.
1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).
- Связь с практикой, с реальными проблемами окружающего мира:
- математическое моделирование (от количества к цифре);
- внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица , сложение, операции над двузначными числами);
- приложение полученных результатов к реальному миру (решение , составление текстовых задач)
- Реализация приемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой.
- Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
Расширению и углублению математических представление учащихся начальной школы способствует из участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы и проектная деятельность).
Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой работы на занятиях и уроках является групповая работа, так как она позволяет детям:
- Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
- Попробовать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;
учителю:
- Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.
Таким образом, отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Предварительный просмотр:
Особенности обучения математике в рамках ФГОС
«Перестройка начального обучения не означает,
что отвергаются все ранее сложившиеся методические
способы и приемы. Новое всегда в том или ином виде
вбирает в себя старое, радикально перерабатывая его»
Л.В.Занков
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении;
- формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;
- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
- вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов);
- понимать значение величин и способов их измерения;
- использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;
- работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;
- проявлять математическую готовность к продолжению образования;
- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Содержательный компонент программы («Чему учить?) существенно не меняется:
- «Числа и величины»,
- «Арифметические действия»,
- «Текстовые задачи»,
- «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.»,
- «Геометрические величины».
К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)».
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять неложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научится:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;в разной форме ( таблицы и диаграммы);
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме ( таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержательный компонент программы «Как учить?»
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.
Технология «деятельностного метода обучения», не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываете, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности.
Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Самоопределение деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний .
8. Рефлексия деятельности.
Примеры учебной деятельности на уроках математики.
- Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами с величинами , с возможностями различных исходов событий и др).
- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и т.д.).
- Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем , несложных таблиц и диаграмм и тд.)
- Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Основные особенности курса математики.
1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).
- Связь с практикой, с реальными проблемами окружающего мира:
- математическое моделирование (от количества к цифре);
- внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица , сложение, операции над двузначными числами);
- приложение полученных результатов к реальному миру (решение , составление текстовых задач)
- Реализация приемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой.
- Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
Расширению и углублению математических представление учащихся начальной школы способствует из участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы и проектная деятельность).
Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой работы на занятиях и уроках является групповая работа, так как она позволяет детям:
- Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
- Попробовать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;
учителю:
- Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.
Таким образом, отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »
«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...
Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...
Особенности обучения математике в рамках ФГОС
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим язы...
Оценка результативности личностных и предметных достижений учащихся с нарушениями развития в рамках ФГОС для детей с ОВЗ.
Выступление на педагогическом совете....
Особенности обучения математике в рамках ФГОС
Автор статьи, рассматривая вопрос об особенностях обучения математики в рамках ФГОС, подчёркивает важность образования, полученного в начальной школе, в рамках которого мате...
Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ
Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ на примере урока обучения грамоте «Звуки [н[,[н’[,буква н,Н» Основные требования к знаниям и умениям учащих...
Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями из опыта работы учителя.Ключевые слова:1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) &ndash...