Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"
статья по теме

Федоренко Татьяна Николаевна

 

    В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности  обучения математике в рамках  ФГОС.

Тезисы выступления.

Докладчик: Федоренко Т.Н.,учитель нач. Кл. МОУ СОШ №10 «Успех» г.о. Самара.

  • Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

  • В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
  • Изучение  математики  в  начальной   школе  направлено   на достижение   следующих    целей:
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
  • Освоение  начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:

     - вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей,     оснований для упорядочивания, вариантов)

     - понимать значение величин и способов их измерения;

     - использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;

     - работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;

     - проявлять математическую готовность к прдолжению образования.

  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни.
  • В стандарте особое место отведено  деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

  •  Содержательный компонент программы  («Чему учить?) существенно не меняется. Он представлен разделами: «Числа и величины», «Арифметические  действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.», «Геометрические величины». К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)» .

Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять неложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научится:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;в разной форме ( таблицы и диаграммы);
  • распознавать одну и ту же информацию,  представленную в разной форме ( таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Итак, как учить?

«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» -- писал  Шота Руставели.

  • Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.

  • Технология «деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством к.п.н. профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, получила наибольшее распространение. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываетее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Деятельностный

Задается учителем.

Цель- предполагаемый результат.

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.

Используются внешние мотивы.

Мотивы- побудители к деятельности.

Опора на внутренние мотивы.

Выбираются учителем.

Средства- способы осуществления деятельности.

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предесмотренные учителем.

Действия- основной элемент деятельности.

Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний.

Результат- конечный продукт.

Позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами.

Оценка-критерий достижения цели.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

  • Принцип деятельности предполагает, что новые понятия  и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной  учебной  деятельности.Как организовать такое обучение?

  • Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким оброазом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

        Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Умножение» учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Солько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (практическое задание, не выполнимое вообще). Составляя выражени 9+9+9+9+..., ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации).

  • Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества.

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся


З



Н



А




Н



И


Я


В

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

Постановка учебной проблемы- формулирование вопроса или темы урока.

Поиск решения- открытие субъективно нового знания.


ВОС

ПРО           ИЗ

   ВЕ

          ДЕ

         НИЕ

Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта- представление продукта учителю и классу

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Самоопределение деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление  во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний .

8. Рефлексия деятельности.

  • Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики.

  • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формамибс величинами , с возможностями различных исходов событий и др).
  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и тд).
  • Конструирование и создание (моделей,математических выражений, схем , несложных таблиц и диаграмм и тд.)
  • Ежедневный счет, вычисления, решение задач

  • Подготовка проблемного урока занятие непростое,но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена. Яркий пример – комплект «Школа  2100».

Учебник математики выстроен так, что обеспечивает открытие знаний учащихся. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.

  • Основные  особенности курса.

1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.  (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).

  1. Связь   с практикой, с реальными проблемами  окружающего мира.
  • Математическое моделирование (от количества к цифре);
  • Внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица , сложение, операции над двузначными числами);
  • Приложение полученных результатов к реальному миру (решение , составление текстовых задач)

  1. Реализация приемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой.
  2. Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
  • Расширению  и углублению математических представление учащихся начальной школы  способствует из участие во внеурочной деятельности  (кружки,  факультативы и проектная деятельность).

     

        Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой  работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как  она позволяет : 

А) детям:

  • Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров  портится характер;
  • Попробывать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;

Б) учителю:

  • Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  •  Вести систематическое наблюдение  (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.

Такую педагогическую задачу можно решать с помощью проектных задач.

В нашей школе это возможно благодаря реализации авторской программы междисциплинарного обучения  КПН Шумаковой Натальи Борисовны «Одаренный ребёнок»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обучения математике в рамках ФГОС Федоренко Татьяна Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ №10 г. Самара

Слайд 2

Цели изучения математики: математическое развитие младшего школьника; освоение начальных математических знаний; воспитание критичности мышления , интереса к умственному труду , стремления использовать знания в жизни.

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценностные установки образования Чему учить? обновление содержания становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа : преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Системно-деятельностный подход

Слайд 5

Как учить ? « Если действовать не будешь , ни к чему ума палата» Шота Руставели

Слайд 6

Технология «деятельностного метода обучения» Л.Г.Петерсон Объяснительно-иллюстративный Компоненты учебной деятельности Деятельностный Задаётся педагогом Цель-предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели Используются внешние мотивы Мотивы-побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы Выбираются педагогом Средства- способы осуществления деятельности Совместный с учащимися выбор

Слайд 7

1 2 3 Инвариантные , предусмотренные учителем Действия - основной элемент деятельности Вариантные , возможность индивидуального выбора Уровень освоения знаний Результат - конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами Оценка - критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

Слайд 8

Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся з н а н и я введение Постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы урока Поиск решения - открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта - представление продукта учителю и классу

Слайд 9

Структура урока по технологии деятельностного метода . 1 . Самоопределение деятельности . 2. Актуализация знаний . 3. Постановка учебной проблемы . 4. Построение проекта выхода из затруднения . 5. Первичное закрепление во внешней речи . 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . 7. Включение в систему знаний . 8. Рефлексия деятельности .

Слайд 11

УМК « Школа – 2100 »

Слайд 12

Особенности курса 1. Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка , его творческих способностей и интереса к предмету .

Слайд 13

2. Связь с практикой , реальными проблемами окружающего мира .

Слайд 14

3. Реализация преемственности содержания между дошкольной подготовкой , начальной и средней школой .

Слайд 15

4. Формирование стиля мышления необходимого для успешного использования электронных средств .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)

В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"

Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."

laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...