Оценка результативности личностных и предметных достижений учащихся с нарушениями развития в рамках ФГОС для детей с ОВЗ.
материал на тему

Сюникова Анна Валерьевна

Выступление на педагогическом совете. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка результативности личностных и предметных достижений учащихся с нарушениями развития в рамках ФГОС для детей с ОВЗ

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Для детей с нарушениями интеллекта предусматривается  адаптированная общеобразовательная программа, специальная индивидуальная образовательная программа.

В  адаптированной основной образовательной программы и в СИОП для детей с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого обучающегося. В данном варианте программ следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения каждого обучающегося в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой.

 Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическим и физическим возможностям) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

АООП включает в себя следующие блоки:

1.  Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Математика

2.1. Математические представления

3. Естествознание.

 3.1. Окружающий природный мир

4. Человек и общество.

 4.1. Человек

4.2. Домоводство

4.3. Окружающий социальный мир

5. Искусство

5.1. Музыка и движение.

5.2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 1. Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:

6. Физическая культура

6.1. Адаптивная физкультура.

7. Технологии

7.1. Профильный труд.

Выделяют два вида результата:

- личностные - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

- предметные, связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Личностные результаты освоения включают в себя:

 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися осуществляется образовательным учреждением.

 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП является  достижение результатов освоения специальной индивидуальной образовательной программы последнего года обучения и должно отражать динамику развития жизненной компетенции обучающихся.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся СИОП, отражающую взаимодействие следующих компонентов:

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже предметных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для оценки результативности обучения должны учитываться следующие факторы и проявления:

− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

 − выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.;

− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

− при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

  • «выполняет действие самостоятельно»,
  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
  • «выполняет действие по образцу»,
  • «выполняет действие с частичной физической помощью»,
  • «выполняет действие со значительной физической помощью»,
  • «действие не выполняет»;
  • «узнает объект»,
  • «не всегда узнает объект»,
  • «не узнает объект»;

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений следует оценивать его социально-эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Итоги освоения отраженных в СИОП задач и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций

Личностные достижения фиксируются в виде баллов:

0 б – нет фиксированной динамики

2 б – выполняет совместно с педагогом

3 б – может выполнять задания с контролем и с помощью

4 б – выполняет самостоятельно

Оценочные достижения  - 5-ти бальная система.

Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребенка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Система оценки личностного роста и достижений учащихся в первом классе. Из опыта работы.

В статье обобщен опыт работы учителя по формированию адекватной самооценки учащихся. Представлена система оценки личностного роста и достижений учащихся в 1 классе....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.

В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...

Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ

Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ на примере урока обучения грамоте «Звуки [н[,[н’[,буква н,Н» Основные требования к знаниям и умениям учащих...

Система оценивания образовательных личностных, метапредметных, предметных достижений

Оценивание образовательных личностных, метапредметных и предметных достижений...

«Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность.Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который и...

Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования

Педагогическая статья. Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования...