Технологическая карта урока математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Медведевская гимназия»

Открытый урок математики в 4 классе по теме:

«Сложение и вычитание смешанных чисел».

(автор учебника Л.Г. Петерсон)

Автор: Конакова Татьяна Александровна,

 учитель начальных классов.

2019 год.

Технологическая карта урока

Учитель

Конакова Татьяна Александровна

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Медведевская гимназия»

Предмет

Математика

Класс

4 «В»

Автор УМК

Петерсон Л.Г.

Тема урока

Сложение и вычитание смешанных чисел

Цели

Обучающая: познакомить с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел;

Развивающая: продолжить работу по развитию общеучебных умений и навыков;

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к окружающему миру.

Тип урока

Урок «открытия»  новых знаний

Нетрадиционный тип урока

Урок-путешествие

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- уметь формулировать и решать  учебную проблему и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- ориентирование в системе знаний: самостоятельно выбирать информацию необходимую для осмысления способа  решения учебной задачи;

- уметь читать и составлять  задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы.

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

-  определять и формулировать цель деятельности;

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- уметь самостоятельно анализировать правильность выполнения действий.

-  взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- адекватно оценивать свою деятельность

- фиксировать индивидуальные затруднения в учебном действии.

-  отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- осуществлять 

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- получать  с помощью вопросов   необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

-  вступать в диалог

и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-  аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, аргументировано  объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе;

- самоопределение и  осознание  смысла учения, важности изучаемого материала;

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке;

 - проявлять активность и познавательную инициативу, любознательность трудолюбие, аккуратность;

Основные понятия

Дроби, смешанные числа, сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.

Междисциплинарные связи

Окружающий мир.

Оборудование и материалы к уроку

учебник Л.Г. Петерсон, наглядный материал, опорные таблицы, компьютер, ноутбук, колонки, презентация.

Этап урока и его цель

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

Обучающихся

I.Организационный этап

Цель: актуализация требований  к учебной деятельности.

Регулятивные:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

- формировать  умение слушать и слышать.

- Проверим готовность к уроку.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки  и тетрадки.
Стали ровно! Тихо сели!

Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!

Слайд 1

- Сегодня у нас открытый урок математики.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Проверяют готовность к уроку.

II.

Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные:

 - ставить и формулировать  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Сегодня утром я получила необычное письмо.

Послушайте, что в нем написано. 2 слайд Несколько лет назад  четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами.

- Нам предлагают найти эти сокровища.

- Будем надеяться, что за столько лет пираты изменились и согласятся отдать нам свои части карты или обменять на что – либо.

- Отправляемся в путешествие ?

Слушают учителя.

III.

Этап актуализации знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.

Регулятивные:

 - уметь адекватно воспринимать оценки.

Познавательные:

- структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

- формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Но для начала предлагаю отгадать загадку.

Загадка.

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане

Целых восемь рук и ног,

Это чудо …. Осьминог.

Посмотрите, ребята, у осьминога в щупальцах есть задания.

На листах записаны вопросы, постарайтесь правильно на них ответить. Ваши знания нам сегодня очень помогут при выполнении математических заданий. Использую приём «Хочу спросить…»

1. Беседа по вопросам

Какая дробь называется неправильной?

Какая дробь называется правильной?

Как неправильную дробь преобразовать в смешанное число?

Какое число называют смешанным?

Как найти часть числа?

Как найти целое по его части?

Что нужно сделать, чтобы сложить 2 дроби с одинаковыми знаменателями?

Что нужно сделать, чтобы вычесть 2 дроби с одинаковыми знаменателями?

Слайд 3. Внимание, ребята! «Волшебная шкатулка»

Быть может, там сокровища

Несметные лежат.

А может быть, в шкатулочке

Закрыт пиратский клад?

Давайте посмотрим. Здесь лежит письмо:

«Будет вам тогда почёт, если выполните устный счёт!»

2. Устный счет Слайд 4

-Ну а теперь потренируемся в устном счете.

1. 8/19+9/19=17/19

2. 5/21+14/21=19/21

3. 14/32-8/32=6/32

4. +)=  

При проверке использую приём «Да-нет»

Ответы детей:

Дробь, в которой числитель больше или равен знаменателю, называют неправильной дробью.

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.

Числитель разделить с остатком на знаменатель.

Число, состоящее из целой части и дробной части.

Устно.

IV.

Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

- Обратите внимание на последнее равенство. Что вы заметили? Какие дроби в этом равенстве?

- А теперь попробуйте решить это же равенство, но выделив целую часть.

Выделяем целую часть в каждом примере

Слайд 5.

- Умеем ли мы складывать смешанные числа?

Приём «ЗУХ»

Знаю…    

Умею…    

Хочу…

Смешанные числа

Складывать и вычитать правильные и неправильные дроби

Складывать и вычитать смешанные числа.

Поставьте перед собой цель.

Ответы детей

IV.

Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление первоначальных знаний  обучающихся по теме «Смешанные числа»; подготовка к восприятию новой темы.

Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-слушать и  смотреть,  извлекая нужную информацию.

Вернёмся к нашему примеру. Запишите его в тетради.

+)=

Какие есть варианты решения? Хорошо, давайте попробуем.

А теперь давайте сравним наш вывод с авторским.

Стр. 32

Выполняют задание.

(вывод): Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части.

Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части.

Физ.минутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: - уметь коллективно  выполнять физические упражнения по команде.

- Для дальнейшего плавания нам нужна энергия. Подзарядиться нам поможет капитан Краб.

Включить

Выполняют упражнения.

V. Этап первичного закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах).

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

1. Работа по учебнику

Продолжим наше путешествие

- Первый пират, которого мы с вами навестим – это боцман Акулов

Слайд 6

- В обмен на свою часть карты он хочет, чтобы мы помогли ему расшифровать названия обитателей морей и рек. Стр. 33 №2 Этот номер , ребята, у вас на листах. Решаем на них.

- Название какого морского обитателя расшифровали?

Слайд №7

- Какое следующее название?

- Следующий обитатель…

- И последний морской обитатель….

- Вот мы получили с вами первую часть карты. Молодцы!

2. Работа в тетрадях

- Отправляемся дальше.

- А это кок Тюленев. Слайд №8

Для того, чтобы получить его часть карты, необходимо решить уравнение.

Один ученик к  доске

- Вот, ребята, мы получили вторую часть карты.

Самоконтроль.

Кто сделал, встал

Самооценка.

VI. Этап включения нового знания

в систему знаний и повторение

Цель – проверка усвоения материала по теме урока.

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

1. Работа с изученными формулами

- Следующий пират, к которому мы заглянем – это капитан Щупало.

Слайд 9

 Если мы хотим получить его часть карты, то нам необходимо выделить целую часть из неправильной дроби!

Слайд 10

- Мы получили третью часть карты.

2. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе

- Отправляемся за последней частью к лоцману Крабову. Слайд 11.

– Мы получим его часть карты в обмен на правильно выполненное задание.

- У каждого из вас есть задания на листочке. Вам необходимо восстановить цепочку вычислений.

Слайд 12

- Мы получили недостающую часть карты.

Выполняют задание. Фронтальный опрос.

Выполняют задание.

Взаимопроверка на листочках.

Самооценка.

VII. Подведение итогов урока

Цель –формулирование вывода, заполнение части текста;сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Регулятивные:  

-уметь соотносить цель и результат.

– Но чтобы нам добраться до сокровищ, нам нужно вспомнить, как складывать и вычитать смешанные числа.  Слайд 13

(проговариваем алгоритм)

Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части.

Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части.

Отвечают на вопросы учителя.  

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии  и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Личностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Карта собрана! Мы молодцы! А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии. Используйте, пожалуйста, листы самооценки. Слайд 14

- Сокровища найдены! Мы добрались до них!

А сейчас возьмите ту ракушку , на сколько вы усвоили учебный материал сегодня на уроке и прикрепите её на островок . Слайд 15

Будьте внимательны при выборе ракушки.

Самооценка.

Рефлексия класса.

IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Регулятивные: Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

- Но пираты оставили для вас еще задание… Домашнее задание. Откройте, дневники, запишите. Слайд №16

№8, стр.35

Урок сегодня завершён.

Но каждый должен знать

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!

Мне было очень приятно сегодня с вами работать! Спасибо за старание! Слайд №17

Слушают учителя, определяют пути выполнения  домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...