Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся, примечания |
I.Организационный момент Цель: Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Настрой на работу. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. - Послушайте притчу. -Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её омертвлю, скажет – мёртвая - выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Всё в твоих руках…» - Ребята, как вы думаете, что хотел сказать мудрец своим последним высказыванием, что имел ввиду? - В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание. -Только собранный и организованный в своих действиях человек может достигнуть своей цели. | Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.
|
II. Актуализация знаний Цель: Подготовка обучающихся к осознанию потребности к построению нового способа действий
| -Наш урок мы сегодня начнем с привычной математической разминки, этакого мозгового штурма: - Готовы. Тогда все внимание на доску. Я сейчас буду показывать вам задания. Ваша задача очень быстро, четко, а самое главное правильно ответить. -Уменьши 24 в 3 раза - Чему равно произведение 6 и 3 - Умножьте частное чисел 9 и 3 на 9. - Во сколько раз 6 меньше, чем 18? - При каком значении X равенство x : 5 = 1 верное Самопроверка. Отметка в листе самооценки. 5 правильных ответов – 5б. 4 правильных ответа- 4б. 3 правильных ответа - 3б. < 3 правильных ответов - 2б. - Молодцы! Ну а теперь все внимание на доску. - Мальчикам я предлагаю решить 3 примера:
65 80 18 +17 - 26 + 48
девочкам тоже 3 примера:
57 40 17 + 14 - 16 + 57
- У вас на это будет ровно 2 минуты. Время пошло. - Поменялись тетрадками и проверим правильность ваших ответов. Мальчики проверяют девочек, а девочки мальчиков.
Взаимопроверка. Отметка в листе самооценки. 3 правильных ответа - 3б. 2 правильных ответа - 2б. 1 правильный ответ – 1 б.
|
(Ответы на слайде) 8, 18, 27, 3, 5
|
III. Выявление места и причины затруднения Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения | - Ребята, сейчас вам нужно выстроить эти ответы в порядке убывания в таблицу
- Какое слово у нас получилось? - Догадались, чему будет посвящен наш урок? - Сформулируйте тему урока. - Правильно, но с каким типом задачи вы познакомитесь и научитесь решать, вы узнаете на продолжении урока. - Значит, чему вы должны сегодня научиться? - Для чего нужно уметь решать задачи? - Давайте решим следующие задачи: 1.С одной грядки собрали 20 огурцов, а с другой – в 2 раза меньше. Сколько огурцов собрали со второй грядки? 2. Четыре одинаковые ручки стоят 32 рубля. Сколько рублей стоит одна ручка? 3.В 4 одинаковых коробках было 24 карандаша. Сколько карандашей в 8 таких коробках? - Проверим правильность решения задач (на слайдах проверяем каждую задачу отдельно, сначала выслушиваем детей, затем выходит слайд) - Кто решил третью задачу? - Прочитайте ответ задачи. - Правильный ответ: в восьми коробках 48 карандашей. - Кто неправильно решил третью задачу? У кого неверный ответ, что вы не смогли? В чём была трудность? - У кого верный ответ, обоснуйте свои действия.
Самопроверка. Отметка в листе самооценки.
3 правильных ответа - 3б. 2 правильных ответа - 2б. 1 правильный ответ – 1 б.
- Итак, ребята, чтобы решить любую задачу, что мы должны знать? |
- «Решение задач»
- Решать задачи нового типа
20 : 2 = 10 (о.) Ответ: 10 огурцов собрали со второй грядки.
32 : 4 = 8 (руб.) Ответ: 8 рублей стоит одна ручка.
1) 24 : 4 = 6 (к.) – в одной коробке 2) 6 · 8 = 48 (к.) – в 8 коробках Ответ: 48 карандашей в 8 таких коробках.
- Алгоритм работы над задачей |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Определить способы и средства для реализации учебной деятельности. V.Реализация построенного проекта. Цель: Построение и фиксация нового знания. | -Давайте вспомним алгоритм работы над задачей. (На слайде выходит алгоритм работы над задачей)
-Итак, ребята, давайте вместе разберемся с задачей. Задача В 4 одинаковых коробках было 24 карандаша. Сколько карандашей в 8 таких коробках? (Слайд) - Сколько смысловых частей в задаче? - Как покажем это на модели? Покажите модель задачи. В 4 кор. – 24 кар.→ В 1 кор. - ? кар. В 8 кор. - ? кар. - Что узнаем первым действием? (Сколько карандашей в 1 коробке) - Из какой части задачи мы это можем узнать? (Из первой) появляется на доске → В 1 кор. - ? кар. - Что изменилось в модели задачи? (Появилась строчка, где надо узнать, сколько карандашей в одной коробке) - Как узнаем, сколько карандашей в 1 коробке? (24 : 4) - Если известно количество карандашей в одной коробке, можем ли мы узнать количество карандашей в 8 коробках? -Как это сделать? (6*8) - Значит, что мы узнаем вторым действием? (Количество карандашей в 8 коробках) - Мы ответили на вопрос задачи? - Запишем ответ Повторение - Во сколько действий эта задача? (В 2 действия.) - Какое первое действие? (Деление.) - Что мы узнавали первым действием? (Количество карандашей в 1 коробке) - По-другому это действие называют приведением к единице. - Какое второе действие? (Умножение.) - Что мы узнавали вторым действием? (Количество карандашей в 8 коробках) - Такие задачи называются – задачи на приведение к единице. |
|
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: Применить новые знания в типовых заданиях. | Работа по учебнику - Открываем учебники на стр.92, № 1 (1 ребенок читает)
№1 18 пирожных разложили поровну на 6 тарелок. Сколько пирожных на 4х таких тарелках? 18 п.- на 6 т. → На 1 т. - ? п.
? п.- на 4х т. Ученик у доски решает - Прочитайте задачу. - Прочитайте еще раз вопрос задачи. -Что нам нужно узнать? -Можно ли ответить на этот вопрос 1м действием? Что мы будем узнавать первым действием? (Сколько пирожных на 1тар.) -Как узнать? (18:6) -Что нужно узнать потом? (Сколько пирожных на 4х тар) -Как узнать? (3*4) -Ответили на основной вопрос задачи? 18:6=3 (п)- на 1тарелке 3*4=12(п) Ответ: 12 пирожных на 4х таких тарелках. 2. - Какие магазины вы знаете? Вы сейчас отправитесь в магазин. Пойдете вы вместе со своей парой. (продуктовых товаров, промышленных, обувь, игрушки, зап.частей и т.д.) - Взяли карточки. Вам нужно по рисунку составить задачу и решить ее. Самопроверка. Отметка в листе самооценки.
Задача решена правильно – 3 б. Задача решена неправильно – 0 б. |
|
Физкульминутка
|
Бананамама |
Выполняют физкультминутку |
VII. Cамостоятельная работа с самопроверкой. Цель: Закрепить умения применять новые знания в типовых заданиях. | - Сейчас попробуем самостоятельно решить задачу на приведение к единице. I – вариант За 2 марки заплатили 6 рублей. Сколько рублей заплатят за 5 таких марок? Самопроверка по образцу: За 2 мар. - 6 руб. → В 1 мар. - ? руб.
За 5 мар. - ? руб. 1) 6 : 2 = 3(руб.) – одна марка 2) 3 · 5 = 15 (руб.) Ответ: 15 рублей стоят пять таких марок. II – вариант В трёх подъездах 24 квартиры. Сколько квартир в 5 подъездах? Самопроверка по образцу: В 3 п. – 24 кв. → В 1 п. - ? кв. В 7 п. - ? кв. 1) 24:3 = 8( кв.) - в подъезде. 2) 8· 5 = 40 (кв.) Ответ: 40 квартир в пяти подъездах. - У кого задание не вызвало затруднение? Самопроверка. Отметка в листе самооценки.
Задача решена правильно – 3 б. Задача решена неправильно – 0 б.
|
I – вариант Самопроверка по образцу: За 2 мар. - 6 руб. →В 1 мар. - ? руб. За 5 мар. - ? руб.
1) 6 : 2 = 3(руб.) – одна марка
2) 3 · 5 = 15 (руб.) Ответ: 15 рублей стоят пять таких марок
II – вариант Самопроверка по образцу: В 3 п. – 24 кв. → В 1 п.-? кв. В 7 п. - ? кв.
1) 24:3 = 8 ( кв.) - в подъезде.
2) 8· 5 = 40 (кв.)
Ответ: 40 квартир в пяти подъездах.
|
|
|
|
VIII.Включение в систему знаний и повторение. Цель: Повторить пройденный материал | 1.Решим устно примеры № 5 2. №7, что вы можете сказать об этой задаче, похожа она на задачу, которую решали сегодня на уроке? Вспомните, пожалуйста, тип задачи. |
|
IX. Рефлексия учебной деятельности. Цель: Соотнести цели урока и его результата.
X.Домашнее задание (дифференцированное задание) | -Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, с каким типом задач мы познакомились? - Почему они так называются? - Удалось ли нам справится с поставленной целью? - Давайте сделаем итог, на сколько мы справились. - Возьмите листы самооценок и сосчитайте общее количество баллов.
- Посчитайте баллы в оценочных листах. - если у тебя 15-17 б. – «5» Замечательно – ты выбираешь зеленый билетик, - если у тебя 11 -14 б. – «4» Хорошо – ты выбираешь желтый билетик, - если у тебя 10 б. и меньше – «3» Я мог бы сделать лучше - ты выбираешь красный билетик. -Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.
Дети выбирают карточку, соответствующую их самооценке, это их билетики на выход Красная карточка На изготовление 4 платьев ушло 16 м ситца. Сколько таких же платьев сшили из 24 м этой ткани? Желтые карточки Найди задачу на приведение к единице и реши её 1.В 4 тетрадях 48 листов. Сколько листов в 7 таких же тетрадях? 2.В одной вазе было 5 конфет, а в другой - 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе конфет больше, чем в первой? Зеленая карточка Составь задачу на приведение к единице и реши её. | - С задачами на приведение к единице
|