«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»
статья по математике (1 класс)
Для формирования информационных умений на уроках математики необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими необходимостями:
• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»
В современной жизни полноправное место заняли такие понятия, как выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов.
Если мы хотим, чтобы наши ученики справились с быстротой изменчивости современного мира, мы должны дать им возможность развить в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения.
Поэтому в Примерную программу по математике, созданную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования включен раздел «Работа с информацией», который призван научить младших школьников извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях.
Известно, что люди, плохо владеющие комбинаторным мышлением, часто испытывают серьезные жизненные затруднения. Например, для большинства из них оказываются недоступными многие виды профессиональной деятельности, связанные со сбором и анализом данных, планированием, прогнозированием, умением выделять структурные связи в сложных системах.
Детям и в повседневной жизни обязательно понадобится умение читать и составлять расписания, таблицы, графики, собирать и обрабатывать информацию.
Нельзя забывать еще об одном важном факторе, который требует от нас целенаправленной работы с информацией. В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, пользование им является повседневной практикой для современных детей. Поэтому наряду с традиционными способами записи информации огромное место занимают таблицы, графы, диаграммы и изучаются эти «новые» способы записи и чтения информации.
В основных требованиях к уровню подготовки выпускника записаны следующие:
При работе с информацией дети научатся:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
Для формирования информационных умений на уроках математики стараюсь строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими необходимостями:
• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Обучать работе с информацией мы начинаем с первых дней появления ребёнка в школе. В первом классе наши школьники учатся ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечают на вопросы по картинкам в учебнике. Например: «Что изображено?», «Сколько человек?», «Что можно узнать, рассматривая картинки?».
Вопросы «Чем похожи?», «Чем различаются?» помогают развитию у детей умения описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по результатам наблюдений.
Уже в первом классе начинаем знакомство спростыми таблицами.
Во втором классе продолжаем работать с таблицами, схемами. Представляем текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей.
В 3 и 4 классе к работе с таблицами и схемами добавляется работа с диаграммами. Учащиеся учатся: читать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать информацию, представленную в тексте и в столбчатой диаграмме; распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически, пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания.
Учащиеся 4 класса моделируют текстовые ситуации (таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы); моделируют предметные ситуации на схеме, проводят кодировку текста задачи в таблицу; интерпретируют текст задач в виде схематического рисунка.
При работе с информацией на уроках математики кроме учебников использую справочную литературу, дополнительную литературу, Интернет- ресурсы, видеоуроки.
Помогают в работе пособия О. А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией», «Решение задач. Геометрические фигуры», а так же «Мои достижения. Итоговые комплексные работы», «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."
В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....
Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"
Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Опыт работы был рассмотрен в рамках семинара на уровне образ...
Формирование у учащихся начальных классов навыков работы с информацией на уроках математики.
Большое внимание с введением ФГОС НОО второго поколения стало уделяться вопросу формирования у учащихся начальных классов навыков работы с информацией. Именно это направление является одним из составл...
Работа с текстом на уроке математики в начальной школе
Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе»....
- Мне нравится (1)