Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Опыт работы был рассмотрен в рамках семинара на уровне образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 35.5 КБ |
Презентация к выступлению | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Шишко Т.С.,
учитель начальных классов
Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
На каждом уроке необходимо учить детей работать с информацией. Наиболее сложной и значимой является информация, представленная в виде таблицы. Содержание учебников математики по системе Занкова способствует формированию умений у учащихся работать с информацией в любом виде, в том числе в виде таблицы.
На уроке математики по теме «Чтение и запись сумм» первоклассники впервые встречаются с информацией, оформленной в таблице. Урок начинается с актуализации опорных знаний учащихся. Информация представляется на доске в знаках – геометрических фигурах. Расположение фигур позволяет повторить ориентацию в пространстве и вывести детей на повторение пройденного материала – цифру 3. После чего цифру 3 прописываем в тетради, т.е. преобразуем информацию из знака – фигуры в знак – цифру.
Прошу детей составить задание с этой цифрой и выполнить запись на доске. Происходит преобразование знаковой информации в вербальную, для записи которой опять применяют знаки. (3=3, 3-3 ит.д.)
Выполненные записи предлагаю сгруппировать. Признаки для группировки дети определяют сами, и на доске появляется таблица. В таблице три столбика: сумма, равенство, неравенство, количество строчек – это количество выражений в столбиках. Выражения дети читают, выделяют существенный признак (знак).
С таблицами работаем почти на каждом уроке математики.
На уроке по теме «Определение значения суммы разными способами» знакомство с новой темой начинается с работы с таблицей. Информация представляется учащимся в готовом виде – на доске выполнены записи. Ребята должны найти общее и распределить по группам (неравенства и суммы). Они составляют задания к суммам, находят значение сумм и тем самым, преобразуют суммы в равенства. Это задание помогает учащимся сформулировать тему урока. Познакомиться с разными способами вычисления суммы помогает иллюстративный материал. Информацию, представленную в виде рисунка преобразуем сначала в словесную, а потом в знаковую. Достоверность полученной информации проверяем пересчитыванием предметов.
Во втором полугодии первого класса мы встречаемся с необычной таблицей. Сложность состоит в том, что дети не сразу понимают, что это тоже таблица и, соответственно, затрудняются сформулировать задание. Вспоминаем, что такое таблица, должны быть столбики и строчки. Строчки в данной таблице видно хорошо, а вот столбики нарушены (вторая строка объединена). Информация, представленная в данной таблице прочитывается, делается вывод, что в выражениях находим значение разности, преобразуем в информацию знаково – цифровую, записываем полученные выражения в тетрадь и на доску, находим разность.
В первом классе необходимо сформировать у детей умение добывать информацию из таблиц. Так как в учебниках для 2-4 классов в таблицах оформлено огромное количество информации. Работа с простыми таблицами готовит учащихся к работе со сложными таблицами и диаграммами. В учебниках математики авторов И.И. Аргинской и С.Н. Кормишиной содержание таблиц к третьему классу усложняется. Если учащиеся научатся считывать информацию из таблицы, то переход к работе с диаграммами не вызовет у них трудностей. В № 371 диаграмма построена на основе готовой таблицы. № 479 задание усложняется, так как опоры на таблицу не имеет. Задание № 47 наиболее сложное из всех представленных, потому что рисунок в диаграммных столбцах может запутать ребенка.
Значительно позже появляются диаграммы как вертикальные, так и горизонтальные.
Информацию ученики первого класса учатся добывать из разных источников, в том числе схем. Схема – это закодированная информация, в данном случае, о составе числа 7. Учащиеся преобразуют ее сначала в вербальную, потом в знаково – цифровую. На доске и в тетрадях у учащихся появляется запись выражений.
Особым источником информации является иллюстрация. Серия картинок в учебнике математики несет вариативный объем информации. Можно на пустующее место поставить две разные картинки, и содержание информации измениться. К тому же, в опоре на данный источник вводится новая информация о том, что помимо математического рассказа существует математическая задача. Достоверность полученной преобразованной информации проверяется в опоре на рисунок.
Информация, с которой встречаются учащиеся на уроке математики специфичная, требующая знания математической терминологии, математических понятий и операций. Поэтому работа по получению, преобразованию и применению информации подразумевает практическую деятельность учащихся на уроках математики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация знаний 3+3 3=3 3+2 3>2 3<4 3+4
Знакомство с таблицей
Преобразование информации
Интерпретация информации
Работа с таблицами 1 класс 3 класс
От таблицы к диаграмме
Получение и преобразование информации
Математическая задача Математический рассказ Было 4 зайчика, прибежало еще 2. Зайчиков стало 6. Было несколько зайчиков. Два зайчика прибежало и их стало 6. Сколько зайчиков было?
Работа с информацией на уроках математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Из опыта работы МБОУ СОШ № 3 г. Амурск 2013 Шишко Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках....
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занковас применением технологии критического мышлениячерез чтение и письмо"Одомашнивание животных. Домашние животные и ...
Открытый урок русского языка во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Предлагаю конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.Тема: Безударные гласные в корне слова. Времена глаголов.Цели: 1. Закрепление умения нахо...
Конспект урока математики с аспектным анализом для 1 класса УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова». Число и цифра 7.
Конспект урока математики по теме "Число и цифра 7" для 1 класса....