Работа с текстом на уроке математики в начальной школе
статья (1, 2 класс)
Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_uroke_matematiki_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе».
Подготовила: Макарьина
Людмила Александровна,
учитель начальных классов
Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Сегодня начальная школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который поставил задачу освоения учащимися умений полноценного чтения.
Проблема современных детей в том, что они не вчитываются в тексты, не понимают смысла прочитанного. Решением этой проблемы является технология, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – технология формирования типа правильной читательской деятельности или Технология продуктивного чтения.
Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, математики и окружающего мира. Я расскажу о применении этой технологии на уроках математики.
С первого класса на уроках математики мы начинаем систему работы с учебно-научными текстами. Это происходит на текстах трех видов:
- тексты-задания;
- тексты правил и определений;
- тексты сюжетных задач.
Работа со всеми тремя видами текстов на уроке предполагает взаимодействие детей в диалоге, так как текст надо не только прочесть, но и понять, а затем использовать извлеченную из него информацию. Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения.
Таким образом, общий алгоритм работы с любым из трех видов текстов на уроках математики таков:
- Предположения, о чем пойдет речь в тексте (это относится к первому и второму видам текстов) – до чтения.
- Изучающее чтение с карандашом в руках, подчеркивание основной информации (все виды текстов) – во время чтения.
- Перевод основных единиц информации из вербального вида в условно-схематический (рисунок, схема, краткая запись) – после чтения.
- Обсуждение и разъяснение смысла полученной информации – после чтения.
- Составление алгоритма действий (все виды текстов) – после чтения.
Широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом на уроке математики открывает текстовая задача.
Работа с заданиями
- Учебник ПНШ 1 класс, ч. 2, стр. 40.
- Учебник «Школа России» 2 класс, ч. 2, стр. 68
- маркировка;
- построение алгоритма;
- составление схем;
- составление краткой записи;
- словарная работа;
- предположение.
При такой работе происходит развитие коммуникативных умений (понимать собеседника), интеллектуальных (извлекать информацию), оценочных (анализ текста порождает оценочное суждение), организационные умения (работать по плану).
При работе над задачами я также использую и другие методические приемы:
- прием преобразования вопроса;
- прием преобразования отношений;
- прием сравнения;
- прием дополнения условия задачи;
- прием поиска и выделения необходимой информации из модели;
- прием «Вставь пропущенные…».
Приём преобразования вопроса. (Например: измени вопрос к задаче так, чтобы задача решалась в 2 действия).
Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. (Например: подумай, что можно изменить в тексте задачи, чтобы определённое числовое выражение стало её решением).
Приём сравнения используется для приобретения опыта математического анализа текстов учебных заданий, в том числе и задач.
Например: « Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем различаются?»
На первой полке стоит 8 книг, а на второй – на 2 книги больше. Сколько книг стоит на второй полке? | На первой полке стоит 8 книг, а на второй – на 2 книги меньше. Сколько книг стоит на второй полке? |
Сравнивая тексты задач, ученик устанавливает, что в них сюжет, числовые данные и вопрос одинаковые, но различаются задачи условием: в одном случае на 2 книги больше, а во втором на 2 меньше.
Приём сравнения способствует развитию умения выделять признаки и, ориентируясь на них, сравнивать предметы.
Приём дополнения условия задачи.
Например: выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Приём поиска и выделения необходимой информации из графической модели, схемы.
Приём « Вставь пропущенные …» напоминает задание с «окошками».
Инструкции при его использовании могут быть такими: « Вставь пропущенные слова в текст задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. Вставь пропущенные цифры. Вставь пропущенные знаки действий в решение задачи. Вставь пропущенные слова в правило. Вставь пропущенные слова в определение. Вставь пропущенные слова в таблицу, составленную по диаграмме».
Также следует включать в содержание уроков задачи с излишними или недостающими данными, нестандартные задачи, задачи-шутки, задачи-сказки, старинные задачи.
Таким образом решение текстовых задач с использованием приемов смыслового продуктивного чтения, вовлечения учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу что-то не получится. Наоборот, это поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.
Для формирования продуктивного чтения полезной будет работа с математическими сказками.
Их можно включать перед самоподготовкой по математике в группе продленного дня в форме физкультминутки или использовать во внеклассных занятиях. Для удобства сказка разбивается на части. Ниже представлен пример работы со сказкой.
Сказка о нуле.
1. Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только ноль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии- Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
3. Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Ноль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с нулем оказалось в проигрыше и было расстроено.
5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел «перемножиться». Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делится на ноль.
7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить- поживать, да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов, попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку, рассмотреть сказку как задание с пропусками.
Например:
- Почему страна называлась Цифрией?
- Что означает число Ноль?
- Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифрию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирался переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр?
- Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно?
- Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки- «...Стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит приз - воду». Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры.
- Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение?
- Почему при переходе реки Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?
- Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?
Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы:
а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успешно решить в паре с Нолем;
б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.
Под заданием с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов. Но которые можно вставить по смыслу сказки на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: «Число, стоящее в паре с Нолем, вообще... воды»; «С тех под ни одно число не... на ноль». В 6-м, в 7-м: «Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого... в... раз».
Безусловно, вышеописанные приемы работы можно комбинировать. Отмечу также, что применение сказок на занятиях самоподготовки при повторении и закреплении делает их более разнообразными, интересными. В 3х-4х классах дети с удовольствием сочиняют сказки самостоятельно. Можно предложить групповую форму работы. Дети распределяют обязанности: кто автор, кто художник, кто редактор.
Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."
В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....
Виды работы над текстом на уроке чтения в начальной школе.
В предложенной памятке дан перечень 37 видов работы над текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Использование на уроках предложенных видов работы поможет вести продуманную и целенапр...
Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе
В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит от конкретных условий: у...
«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»
Для формирования информационных умений на уроках математики необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими необходимостями:...
Работа с текстом на английском языке в начальной школе
В МБОУ НШДС 13 на уроках английского языка в 3 классе используется текст для развития понимания текста, умения находить ответы в тексте, работать с ним и использовать необходую грамматику....