Конспект (сценарий) урока открытия нового знания Математика 2 класс Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора".
план-конспект урока по математике (2 класс)
Сценарий урока "открытия "нового знания. УМК "Школа России" Математика 2 класс. Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора. Разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока математики | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Открытия» нового знания.
Учитель: Долматова Л.В.
Математика 2 класс УМК «Школа Росси»
Учебник «Математика» 2 класс. В 2-х частях. Часть 1/ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.- М: Просвещение, 2012.
Тема: «Уравнение. Решение уравнений способом подбора».
Дидактическая цель:
Создание условий для формирования умений отличать уравнения от других математических записей, выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение..
- Формировать у детей представления об уравнении; умение находить значение неизвестного числа способом подбора и выполнять проверку.
- Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения; организационные общеучебные умения, в том числе, умение исправлять свои ошибки.
- Способствовать стремлению учеников совершенствовать математическую речь, культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах.
Методы: продуктивные: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации: фронтальная, в парах, самостоятельная.
Средства обучения: доска, карточки, компьютер, проектор. экран, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. Самоопределение к деятельности. /1-2 мин/ Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | - Ребята, давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся и пожелаем удачи. Предлагаю занять свои рабочие места. - Много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся» (Слайд 1) - В чём же заключалась его мудрость? - А для чего вы учитесь? - Для чего вы учите математику? - Очень ли важен урок математики? - Тогда и я желаю вам удачи! Отправляемся за новыми знаниями. Девиз нашего урока: « С малой удачи начинается большой успех» Слайд 2. - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? Не будем терять времени | Улыбаются, делятся хорошим настроением. Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Дают самостоятельные ответы. Высказывают собственные мнения. | Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. | |
2. Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности. /4-5 мин/ Цель: Подготовить мышление ребёнка к осознанию потребности в построении нового способа действий. | - Чтобы назвать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания в карточках. Внимательно прочтите их, обсудите в парах, а затем объясните свой выбор. Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки. Карточка № 1. 24+3 = Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. 1)Числовое 2). Буквенное Карточка № 2. Объясните, как называется данное выражение? + 4 = 12 Как оно решается? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. 1. Подберем число, чтобы запись была верной. 2. Поставим любое число. Карточка № 3. 53 – 3 > 20 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. 1) Равенство 2) Неравенство Карточка № 4. Напишите, как называется данное выражение? а + 5, где а = 7 Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. Каким способом будете его решать? 1. Подбираем число, чтобы запись была верной. 2. Подставим вместо буквы а число 7 и сосчитаем. Напишите решение. - На мониторе компьютера поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений Слайд 3 1) 24 + 3 = 2) + 4 = 12 3) 53 – 3 > 20 4) а + 5, где а = 7 После проверки. - А теперь попробуйте каждый выполнить следующие задания: Карточка № 5. (Слайд 4) Как называется данное выражение? х + 4 = 12 Решите его. Если не сможете, напишите “не можем решить”.
| Работают по карточкам в парах. Выполняют задания. После завершения, проверяют свои ответы в форме защиты. Объясняют свой выбор ответов. 1) 24 + 3 = 2) + 4 = 12 3) 53 – 3 > 20 4) а + 5, где а = 7 Объясняют, что 1 - числовое выражение, 2 – пример с окошечком, 3 - неравенство, 4 – буквенное выражение.
Пробуют выполнить задания карточки №5 х + 4 = 12 Проверяют: не знают, не могут решить | Познавательные УУД: общеучебные; логические. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: выполнение пробного действия. | |
3. Постановка учебной задачи. /2-3 мин/ Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | - Где у вас возникло затруднение? - Чем эта запись отличается от предыдущих? - Какова будет ваша цель? - Чтобы назвать тему урока, предлагаю сыграть в игру «Задуманное число» - За каждое, правильно выполненное задание, вы получите букву. Затем из этих букв составите слово, обозначающее название данного выражения. Это и будет тема нашего урока. Согласны? (Буквы выставляются на мониторе компьютера). (Слайд 5) Задания игры: 1. Я задумала число, прибавила к нему 8 и получила 10. Какое число я задумала? (2 - буква у) 2. Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получилось 9? (7 – буква р) 3. Как называются числа при сложении? (буква а) 4. Найти сумму чисел 16 и 4 (20 – буква н) 5. У Саши 6 марок, у Кати 5 марок. А у Марата столько, сколько у Саши и Кати вместе. Сколько марок у Марата? (11 – буква в) 6. Как называется число, которое уменьшаем? (уменьшаемое – буква е) 7. На сколько 10 больше, чем 3? (7 – буква н) 8. У Юры 3 яблока, 2 апельсина, 4 банана. Сколько яблок у Юры. (3 – буква и) 9. Каким действием находится неизвестная часть? (вычитание - буква е) - Значит, тема нашего урока… (Уравнение). - Молодцы, ребята, тему вы определили. А сможете ли объяснить, что такое уравнение и как его решить? - Тогда я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями и всем вместе доказать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу! | Отвечают на вопросы. Выполняют задания игры. Получают слово: у, р, а, в, н, е, н, и, е Проговаривают тему хором. Пытаются ответить, но у них не получается. Настраиваются на исследовательскую деятельность. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. /10-11 мин/ Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | - Итак, начнем наши исследования? - Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (Слайд 3) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение? 1) Что нам говорит знак “ = ”? 2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12) 3) Что неизвестно? 4) Чем оно обозначено? 5) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? 6) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным? 7) Как вы нашли число 8? - Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи - Давайте, попробуем сделать вывод: А) Уравнение – это (показываю на знак =,) - это равенство, которое содержит (показываю на Х) неизвестное число. Слайд 6: «Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число». Б) - Это неизвестное число может быть любым? Нужно найти такое число, чтобы равенство было… Слайд 7: «Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным». - Молодцы! 1). - Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите правило. Удалось ли вам выяснить, что такое уравнение? Прочтите вслух, что же такое уравнение. - Попробуйте рассказать мне, что такое уравнение и что значит - решить уравнение? А теперь расскажите друг другу в своих парах. Хожу по классу, слушаю, что они говорят друг другу. 2). – Обратите внимание на запись решения уравнения. Что заметили? - А сейчас будем учиться решать уравнения. Давайте отправимся на помощь к ребятам и зверятам 3).Продолжение работы по учебнику (с.80) - К какому числу надо прибавить 4, чтобы получилось 12? Чья карточка подходит? ( Попытаемся решить методом подбора) - Теперь сможем решить уравнение на доске? 4).Составим алгоритм решения уравнения. 1.Прочитаем уравнение. 2.Определим неизвестный компонент. 3.Подберём число. 4.Выполним проверку. Слайд 8: алгоритм | - (Да) - На пример с окошком, на буквенное выражение. 1) Знак “ = ”- равенство. 2) Есть неизвестное число. 3) Первое слагаемое 4) Буквой»Х» 5 Узнать, найти это неизвестное число. 6) Число 8.
7) (к 4 + 8), или (из 12 - 4) Удивляются своей находке. А) Уравнение – это (дети дополняют) - это равенство, которое содержит (дети дополняют) неизвестное число. Читают: «Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число». Б) - Нет. Договаривают: …, чтобы равенство было верным. Читают:«Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным» - (Да).
Читают. Отвечают по желанию. Работают в парах, рассказывают, что значит решить уравнение. 2). – Есть проверка. Рассуждают, отвечают на вопросы. Ученик (по желанию) выполняет решение на доске: Решение уравнения. х +7 = 10 х=3 Проверка: 3+7=10 10=10 Сотрудничают при составлении алгоритма решения уравнения. | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем. Коммуникативные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, строить речевое высказывание в устной форме. | |
Физминутка. /1 мин/ | - Ребята, вы хорошо потрудились. Пришло время отдохнуть. - Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят. Порезвиться захотели, друг за другом полетели: «З – з – з – з…». Полетали, прилетели и на место свое сели. | Встают из-за парт и имитируют движения в соответствии с текстом. | Регулятивные: переключаемость видов деятельности. | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. /4-5 мин/ Цель: Усвоение нового способа действий. | - Давайте попробуем решить уравнения, пользуясь этим алгоритмом решения, и правильно оформить записи. Выполним №1. 1 столбик (2 уравнения) вызываю сильных учеников к доске, по желанию. -Дальше работаем в парах. 1 ряд – 2 столбик, 2 ряд – 3 столбик, 3 ряд – 4 столбик. Подхожу к ученикам, слушаю, смотрю, как выполняют задание. Оказываю помощь. | Решают у доски с комментированием. Записывают. Работают в парах. Один ученик объясняет решение верхнего уравнения, второй – нижнего. Записывают оба уравнения. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: овладение новым способом действий. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. /4-5 мин/ Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Даёт инструктаж по выполнению задания. - У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны выражения. Выберите только уравнения и решите их способом подбора. (Карточки в 2-х вариантах) Вариант 1: 16-а у+8=15 х-9=10 24-в=14 30+с а>12-5 Вариант 2: с+24 6+у=14 х-10=1 22-а=12 18+с х>18+5 - Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг. - Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. - Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность подбора значения неизвестного числа и оформление записи. Вывожу ответы по вариантам на экран. Слайд 9 - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Отвечают: - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу. Исправляют ошибки. Самоанализ. (Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку). | Регулятивные УУД: прогнозирование; самоконтроль; коррекция. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество. Личностные УУД: способность характеризовать и оценивать собственные действия. | |
7. Включение в систему знаний и повторение. /4-5 мин/ Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. Слайд 10: 1 уровень: Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши: 30 + х > 40 45 – а = 40 в + 20 = 40 2 уровень: Используя предложенные числа и математические выражения составь 2 уравнения и реши их: 14 + в, 19, 54 , х – 80 3 уровень: Реши задачу, используя для решения уравнение: У Игоря было 15 тетрадей. 8 тетрадей были в клетку, остальные – в линию. Сколько тетрадей в линию было у Игоря? Прохожу по классу, наблюдаю, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладу рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания) - Ребята, попрошу вас собраться в группы по цветам фишек. Проверьте своё решение с решением товарищей. - Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. Слайд 11 -Кто допустил ошибку? Почему? | Выбирают и выполняют задание. Самостоятельная работа Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки. Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Познавательные УУД: анализ с целью выделения главных признаков; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение и поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение достаточно полно и чётко выражать мысли; интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: планирование; контроль; коррекция; самооценка. | |
8. Рефлексия учебной деятельности. / 2-3 мин/ Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание каждым ребёнком метода построения границ применения нового знания.. | - Вспомните девиз нашего урока. Слайд 2 - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Какая тема нашего урока? -- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Тогда скажите, что же такое уравнение? - А что значит решить уравнение? - Достигли мы успеха? Чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание: стр. 81, под красной чертой. - Посмотрите. Возникли ли у вас вопросы? | Проговаривают девиз урока. « С малой удачи начинается большой успех». - Уравнение. - Узнать, что такое уравнение и научиться его решать способом подбора. -Отвечают. -Достигли. Записывают задание в дневники. | Регулятивные: оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свои высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составные уравнения. (Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система "Школа 2100")
Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»...
Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)
Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...
Презентация к уроку математики 2 класс. Тема: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
Урок дает учащимся представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную....
Сценарий урока "открытия" нового знания 1 класс
Представлена подробная технологическая карта урока "открытия" нового знания 1 класс по теме "Письмо заглавной и строчной буквы Х, х...
Конспект урока открытия новых знаний 1 класс
Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...
Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".
Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....
Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора."
Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора."...