Метапредметное занятие "Закрепление решения задач изученных видов"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Степанова Анастасия Ивановна

В данной разработке урока осуществляется связь математики с другими предметными областями науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_izuchennogo_vida.docx51.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет: математика

Класс: 1     УМК  Программа «Школа России (ФГОС)», М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика 1 класс 2 часть

Время проведения: 40 мин

Тема урока: Закрепление решения задач изученных видов

Место данного урока в системе уроков: раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного

Цель урока: применение изученного алгоритма к решению различных видов задач, выполнять вычисления, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием

Планируемые результаты:

  1. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной деятельности; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

2. Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; планировать пути достижения целей, составлять план и последовательность действий; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах.

  1. Предметные: работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения материала; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем; систематизировать, обобщать изученное; использовать алгоритм при решении задач.

Методы и приёмы: методы практического обучения (устные, письменные упражнения, творческая работа); частично-поисковый метод;  словесные (беседа, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрации)

Используемые технологии: технология интегрированного обучения, информационно-коммуникативная технология, групповые,  здоровьесберегающие, игровые технологии

Опорные понятия, термины: алгоритм (план), компоненты задачи (условие, вопрос, решение, ответ).

Дидактический материал: наглядность (виды поездов, компоненты задачи, выражения и буквы для составления слов), карточки (задачи, выражения),  видео-урок из электронного учебника (урок 33 РЭШ), мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебные принадлежности, учебник

Этапы урока (время, мин)

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

предметные

УУД, личностные результаты

I. Организационный момент

2 мин.

- Долгожданный дан звонок –

начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Учитель по алфавиту делит ребят на 4 команды для игры «Математический квест»

Повторяют вместе с учителем

Распределяются в группы и выбирают название команды. За каждое задание ребята получают подсказку к следующему заданию.

- позитивно настроиться  на урок;

- вызвать положительные эмоции;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу

II.  Актуализация знаний:

 - Устный счёт

3 мин.

    Работа над задачами    в группах -  найти лишний текст, остальные распределить на две группы,  какие задачи решаются сложением и вычитанием.

Учитель читает задачи и карточки с текстом лежат на столе:

• В букете 3 астры и 5 роз. Сколько всего цветов в букете? (+)

• В зоопарке 5 тигров, а львов - на 2 меньше. Сколько львов в зоопарке? (-)

• В вазе 6 карамелек и 4 ириски. На сколько карамелек больше, чем ирисок? (-)

• В конструкторе «Лего» 4 зеленых детали и 5 красных. Сколько всего деталей в конструкторе «Лего»? (+)

• На полке 6 машинок, а мячей на 3 меньше.Сколько мячей на полке?(-)

• Семь раз отмерь – один раз отрежь. ( не задача)

- Какой текст нашли лишним? Почему он лишний? Объясните, что такое пословица и её смысл.

(слайды к мультимедийной презентации)

Учащиеся в командах распределяют в две группы по  способу решения задачи (сложение или вычитание).

Для проверки правильности команды зачитывают номера задач, которые решают сложением и вычитанием.

- Называют лишний текст – пословицу, объясняют её смысл.

-повторить задачи разного типа

- воспринимать информацию на слух;

-ориентироваться в своей системе знаний;

- организовать выполнение заданий учителя;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний

- повторить решение задач

- договариваться, слаженно работать в группах

3 мин.

   Игра “Составь поезд” (По ответам нужно собрать    слово -  АЛГОРИТМ.  Ответы нужно расставить в порядке увеличения чисел.)

(мультимедийная презентация)

- К какому виду транспорта относятся поезда?

- Какие бывают поезда? (иллюстрации у каждой команды)

- Что такое алгоритм?

- Для чего нам нужно слово АЛГОРИТМ в математике?

- Как связаны «ЗАДАЧА» и «АЛГОРИТМ» между собой?

    (На доске и у каждой группы примеры, вписанные в вагоны. Ответ примера — номер вагона Учащиеся решают примеры и ставят вагоны по порядку – в порядке увеличения.)

1

А

2

Л

3

Г

6

И

7

Т

8

М

4

О

5

Р

                                                       

Ответы детей:

 – наземный вид транспорта, виды поезда.

- Алгоритм – это план.

– в определенном порядке находить ответ на решение математических заданий.  

- Задачу нужно решать в определенном порядке.                                                                                                                                                                

- повторить устный счёт в пределах 10, понятие «уменьшение - увеличение на несколько единиц»

- подвести ребёнка к  теме урока;

- повторить знания об окружающем мире

( транспорт)

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать, наблюдать, объяснять результат

III. Самоопределение к деятельности

1 мин.

— Какие виды задач мы сейчас повторили?

- На доске появляется схема разных видов задач.

- Для чего повторяли некоторые задачи и связывали между собой два понятия?

- Какую цель поставим на уроке?

Ответы детей:

 – задачи на увеличение (уменьшение) числа, на разностное сравнение (содержащей выражения «больше на …», «меньше на …», на нахождение суммы.

 - на уроке будем повторять алгоритм решения некоторых типов задач;

-  закреплять умения решать задачи, выполнять вычисления, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием;

-

устанавливать

закономерности,

 -  строить рассуждения;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- принимать и сохранять учебную задачу

IV.

 Работа по теме урока

5 мин.

4 мин.

- Выберите слова: нужно из 1 группы слов выбрать слова, в которых звуков больше, чем букв; из 2 группы выбрать слова с одинаковым количеством букв и звуков. Слова, которые найдём,  помогут составить нам алгоритм решения задачи.

- Объясните, что обозначают эти понятия.

Карточки появляются на доске до конца урока.

- Посмотрите видеозапись и определите, правильно ли мы выделили компоненты задачи и определили их порядок.

- Выделим эти компоненты в задачах.

Учебник, с.28 №1.

- Прочитайте задачи. Выделите условие и вопрос в задачах. На карточках те же задачи. Закрасьте условие синим цветом, вопрос – красным.

- По условию, какая задача относится к первому рисунку, а какая ко второму?

-  Какие ключевые слова вы видите в первой задаче? Во второй?

- Прочитайте вопрос к своим задачам.

- Каким действием можно решить задачу? Почему?

- Запишите решение и ответ.

Задача №2

- Где лежали кубики? О чем говорят слова “из них”? - Каким действием можно решить задачу? Почему?

- Запишите решение задачи.

- Чем нам помог алгоритм в решении задач?

Работа в группах:

Учащиеся:

- выбирают слова: условие, вопрос, решение, ответ.

1 группа

РЕШЕНИЕ

ПЯТКА

СЕМЬЯ

УСЛОВИЕ

СУММА

2 группа

ОТВЕТ

ЛЕНЬ

ЯК

ПРОЕКТ

ВОПРОС

Условие – о чём говорится в задаче.

Вопрос – что нужно найти.

Решение – нахождение ответа на вопрос.

Ответ – ответ на вопрос. который получили в ходе решения.

- Смотрят видео-урок, поясняют правильность выполнения.

Учащиеся:

- в группах читают задачи и  выделяют (закрашивают) условие и вопрос;

Проверка правильности происходит за счёт размещения карточек каждой группы  на доске.

- учащиеся соотносят рисунок к условию задачи;

- учащиеся называют главные слова в условии задач.

- учащиеся из групп зачитывают вопросы к задачам.

- Сложением. Так как это задача на нахождение суммы (общего количества)

Ученики записывают решение задачи в тетрадь.

(7 + 3 = 10 (к.)

Ответ: 10 конфет.

- Кубики лежали в коробке. Выражение «из них» обозначает, что часть кубиков достали из коробки, часть кубиков в коробке, а всего 8 кубиков. Вычитанием, так как это задача на нахождение остатка.

(8 - 5 = 3 (к.)

Ответ: 3 кубика.

- разобрали условие задачи, выделили вопрос, смогли правильно решить и оформить задачу.

- повторить фонетический разбор слов для нахождения нужных слов;

- повторить компоненты задачи и найти их в тексте;

- повторить способы решения задач;

- закреплять алгоритм работы над задачей;

- закреплять умение правильно оформлять запись в тетради;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике

-анализировать, сравнивать,

- строить

монологическую и диалогическую

речь;

-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- выделять

существенную информацию из текстов разных видов;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- договариваться, слаженно работать в группах

V. Физкультминутка

2 мин.

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.

(движения повторяют 3 раза, с каждым разом выполняют быстрее)

Учащиеся выполняют движения, повторяют хором слова.

- работать со всеми одновременно;

- умение получить положительные эмоции; 
- проводить физическую разгрузку в ходе работы

VI. Продолжение работы по теме урока

5 мин.

5 мин.

После решения задач, учащиеся получают следующую подсказку со словом «ВОЗРАСТ»

- С чем будут связаны следующие задачи?

- Что значит старше (младше)?

№ 3 (1 и 2 группа), 4 (3 и 4 группа) Учебник с. 28 и карточки у каждой группы

- Прочитайте задачи. Выделите условие и вопрос задачи.

- К какому типу задачи относится и каким действием решить задачу, если брат старше своей сестры и нужно узнать, сколько ему лет?  Почему?

- К какому типу задачи относится и каким действием решить задачу, если мальчик младше своего брата и нужно узнать, сколько ему лет?  Почему?

- Выберите из предложенных карточек правильное решение для вашей задачи. Закрасьте правильный ответ.

Карточки с ответами размещаем на доску.

- Сформулируйте устно ответ.

Учитель выдаёт следующую  подсказку со словом «Примеры»

- Для чего нам нужны примеры в решении задач?

На слайде выражения:

2+8

1+8

0+8

9-4

9-3

9-2

— Посмотрите на первый столбик примеров. Отгадайте, какой пример решал Знайка, если его пример с наименьшим ответом.

— Какой пример решал Незнайка,  если его пример с наибольшим ответом.

- Какой пример остался? Решите его.

- Как можно было не считая определить примеры Знайки и Незнайки.

 (Аналогично решаются примеры второго столбика.)

Ответы учащихся:

- Задачи, в которых встречаются понятия старше и младше (моложе).

- Старше – больше (взрослее, родился раньше); младше – меньше (моложе, родился позже).

- Каждая группа выделяют компоненты задачи разными цветами.

- Сложением. Объяснение соотношения между понятием старше и действие сложение.

- Вычитанием. Объяснение соотношения между понятием младше и действием вычитание.

Учащиеся выбирают в группе из предложенных карточек правильное решение, закрашивают.

7+3=10 (л.)

7-3=4 (г.)

8+2=10 (л.)

8-2=6 (л.)

Учащиеся говорят ответ к задаче.

Для проверки размещают карточки на доске.

- Правильно посчитать выражение в решении задачи и найти верный ответ.

Ответы учащихся:

- третий;

- первый;

- второй. Записывают выражение в тетрадь.

- Второе слагаемое одинаковое, первое разное. Чем на большее количество единиц увеличиваешь, тем число в ответе становится больше. 

Взаимопроверка группами.

- повторить понятия «старше, моложе»;

- учиться решать задачи с этими понятиями;

- закреплять навык работы по алгоритму;

- развивать навык нахождения нужных выражений без подсчета;

- развивать логическое мышление.

- использовать информацию для решения учебной задачи;

-работать по плану;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

-делать выводы по результатам работы;

- договариваться о

совместной деятельности

в паре;

- уметь находить общее решение;

- осуществлять работу

в группе,

слушать и понимать речь других;
- формировать

навыки

поисковой,

исследовательской деятельности;

- структурировать учебный материал,

выделять в нем главное;

-  устанавливать причинно -

следственные связи.

VII. Физкультминутка 1 мин.

Гимнастика для глаз

VIII.

Закрепление изученного материала

4 мин.

- Учитель выдаёт следующую подсказку со словом – СОСТАВЛЕНИЕ

- Как вы думаете, как можно это слово связать с задачами?

Работа в группах. Группа составляет задачу по алгоритму и называет её решение.

- Нужно самим придумать и составить задачу, действуя по алгоритму.

Задача на нахождение суммы:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Задача на увеличение числа:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Задача на уменьшение числа:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Задача на разностное сравнение:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Составление группами задач и устное их решение.

- развивать творческое мышление;

- учить применять свои знания;

-действовать по алгоритму;

- планировать своё действие;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- ориентироваться в содержании предмета;

- оформлять свои мысли в устной

форме;

- оценивать правильность выполненных действий.

IХ.

Рефлексия

2 мин.

- Оцените работу своей команды на уроке с помощью «Светофора».

(зеленый – всё понятно на уроке, легко справлялись с задачей, жёлтый – были небольшие затруднения, красный - было очень тяжело)

-  Какие задачи вызвали затруднения?

- Как можете оценить свою работу и работу группы?

Учащиеся оценивают свою работу, высказывают своё мнение.

- оценивать свою деятельность на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

- осмысленное понимание усвоенного материала.

-контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; 

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать коллективную

работу и свой вклад;

Х.

Подведение итогов урока

3 мин.

- Какие навыки мы совершенствовали на уроке?

- Как вы поняли, что важно учитывать при выборе действия в задаче?

 - Для чего нужен алгоритм (план) в решении задач?

 - Где еще нам нужен алгоритм?

- Где мы ещё пользуемся планом в жизни?

- Смогли достичь целей, поставленные в начале урока?

- Вы сегодня молодцы, продуктивно поработали на уроке, проходили «математический квест», выполняли задания и получали подсказки к следующему заданию. В конце урока хочу каждому вручить раскраску, в которой нужно закрасить детали соответствующим цветом (ответы при решении примеров закрашивают определённым цветом).

- Мы совершенствовали навыки решать задачи с помощью алгоритма, повторяли устный счёт.

- условие и вопрос

- для правильного понимания задачи и её решения

- Алгоритм нам нужен русском языке при характеристике звука, в окружающем мире при определении погоды и т.д.

- Переход дороги, приготовление обеда, режим дня и т.д.

- Предположения и высказывания детей.

- Учащиеся получают раскраску, убирают и готовят к следующему уроку рабочее место.

- систематизировать, обобщать изученное;

- устанавливать причинно

- следственные связи.

- аргументировать, формулировать выводы на основе

анализа предметного материала;.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 3 классе. Решение задач изученных видов.

Данный конспект урока для учащихся 3 классов. В начальной школе дети знакомятся с геометрическими фигурами, их свойствами, формулами нахождения периметра и площади. Часто возникают трудности в ус...

Приложение к уроку по математике в 3 классе. Решение задач изученных видов.

Приложение было создано для математического диктанта с иллюстрациями, групповых работ в конце урока....

Разработка урока на тему "Решение задач, изученных видов"

Цель: Закрепить умение решать задачи изученных видов, закрепить таблицу умножения на 2, подготовиться к составлению таблицы умножения на 3. Развивать логическое мышление, внимание, памят...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа 2100" по теме "Решение задач изученных видов. Закрепление навыков счета в пределах 10"

В данной методической разработке представлен конспект урока по математике в 1 классе. Тип урока - повторение пройденного материала....

Решение задач изученных видов.2 класс. УМК любой.

Данный ресурс поможет учителю разнообразить уроки математики! Ребята, решая математическую задачу, узнают много нового и интересного из жизни животных и растений....

Конспект урока по математике. Закрепление изученного материала. Решение задач изученного вида.

Конспект урока по математике, УМК "Школа России", 3 класс. Тема урока: Закрепеление изученного материала. решение задач изученных видов. Цель урока: совершествовать умения и навыки при решен...

Технологическая карта урока математики "Планирование хода решения задачи арифметическим способом. Решение задач изученных видов" (3 класс) УМК Школа России

Технологическая карта урока математики "Планирование хода решения задачи арифметическим способом. Решение задач изученных видов" (3 класс) УМК Школа РоссииЦель урока: способствовать формиров...