Метапредметное занятие "Закрепление решения задач изученных видов"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Степанова Анастасия Ивановна

В данной разработке урока осуществляется связь математики с другими предметными областями науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_izuchennogo_vida.docx51.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет: математика

Класс: 1     УМК  Программа «Школа России (ФГОС)», М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика 1 класс 2 часть

Время проведения: 40 мин

Тема урока: Закрепление решения задач изученных видов

Место данного урока в системе уроков: раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного

Цель урока: применение изученного алгоритма к решению различных видов задач, выполнять вычисления, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием

Планируемые результаты:

  1. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной деятельности; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

2. Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; планировать пути достижения целей, составлять план и последовательность действий; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах.

  1. Предметные: работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения материала; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем; систематизировать, обобщать изученное; использовать алгоритм при решении задач.

Методы и приёмы: методы практического обучения (устные, письменные упражнения, творческая работа); частично-поисковый метод;  словесные (беседа, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрации)

Используемые технологии: технология интегрированного обучения, информационно-коммуникативная технология, групповые,  здоровьесберегающие, игровые технологии

Опорные понятия, термины: алгоритм (план), компоненты задачи (условие, вопрос, решение, ответ).

Дидактический материал: наглядность (виды поездов, компоненты задачи, выражения и буквы для составления слов), карточки (задачи, выражения),  видео-урок из электронного учебника (урок 33 РЭШ), мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебные принадлежности, учебник

Этапы урока (время, мин)

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

предметные

УУД, личностные результаты

I. Организационный момент

2 мин.

- Долгожданный дан звонок –

начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Учитель по алфавиту делит ребят на 4 команды для игры «Математический квест»

Повторяют вместе с учителем

Распределяются в группы и выбирают название команды. За каждое задание ребята получают подсказку к следующему заданию.

- позитивно настроиться  на урок;

- вызвать положительные эмоции;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу

II.  Актуализация знаний:

 - Устный счёт

3 мин.

    Работа над задачами    в группах -  найти лишний текст, остальные распределить на две группы,  какие задачи решаются сложением и вычитанием.

Учитель читает задачи и карточки с текстом лежат на столе:

• В букете 3 астры и 5 роз. Сколько всего цветов в букете? (+)

• В зоопарке 5 тигров, а львов - на 2 меньше. Сколько львов в зоопарке? (-)

• В вазе 6 карамелек и 4 ириски. На сколько карамелек больше, чем ирисок? (-)

• В конструкторе «Лего» 4 зеленых детали и 5 красных. Сколько всего деталей в конструкторе «Лего»? (+)

• На полке 6 машинок, а мячей на 3 меньше.Сколько мячей на полке?(-)

• Семь раз отмерь – один раз отрежь. ( не задача)

- Какой текст нашли лишним? Почему он лишний? Объясните, что такое пословица и её смысл.

(слайды к мультимедийной презентации)

Учащиеся в командах распределяют в две группы по  способу решения задачи (сложение или вычитание).

Для проверки правильности команды зачитывают номера задач, которые решают сложением и вычитанием.

- Называют лишний текст – пословицу, объясняют её смысл.

-повторить задачи разного типа

- воспринимать информацию на слух;

-ориентироваться в своей системе знаний;

- организовать выполнение заданий учителя;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний

- повторить решение задач

- договариваться, слаженно работать в группах

3 мин.

   Игра “Составь поезд” (По ответам нужно собрать    слово -  АЛГОРИТМ.  Ответы нужно расставить в порядке увеличения чисел.)

(мультимедийная презентация)

- К какому виду транспорта относятся поезда?

- Какие бывают поезда? (иллюстрации у каждой команды)

- Что такое алгоритм?

- Для чего нам нужно слово АЛГОРИТМ в математике?

- Как связаны «ЗАДАЧА» и «АЛГОРИТМ» между собой?

    (На доске и у каждой группы примеры, вписанные в вагоны. Ответ примера — номер вагона Учащиеся решают примеры и ставят вагоны по порядку – в порядке увеличения.)

1

А

2

Л

3

Г

6

И

7

Т

8

М

4

О

5

Р

                                                       

Ответы детей:

 – наземный вид транспорта, виды поезда.

- Алгоритм – это план.

– в определенном порядке находить ответ на решение математических заданий.  

- Задачу нужно решать в определенном порядке.                                                                                                                                                                

- повторить устный счёт в пределах 10, понятие «уменьшение - увеличение на несколько единиц»

- подвести ребёнка к  теме урока;

- повторить знания об окружающем мире

( транспорт)

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать, наблюдать, объяснять результат

III. Самоопределение к деятельности

1 мин.

— Какие виды задач мы сейчас повторили?

- На доске появляется схема разных видов задач.

- Для чего повторяли некоторые задачи и связывали между собой два понятия?

- Какую цель поставим на уроке?

Ответы детей:

 – задачи на увеличение (уменьшение) числа, на разностное сравнение (содержащей выражения «больше на …», «меньше на …», на нахождение суммы.

 - на уроке будем повторять алгоритм решения некоторых типов задач;

-  закреплять умения решать задачи, выполнять вычисления, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием;

-

устанавливать

закономерности,

 -  строить рассуждения;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- принимать и сохранять учебную задачу

IV.

 Работа по теме урока

5 мин.

4 мин.

- Выберите слова: нужно из 1 группы слов выбрать слова, в которых звуков больше, чем букв; из 2 группы выбрать слова с одинаковым количеством букв и звуков. Слова, которые найдём,  помогут составить нам алгоритм решения задачи.

- Объясните, что обозначают эти понятия.

Карточки появляются на доске до конца урока.

- Посмотрите видеозапись и определите, правильно ли мы выделили компоненты задачи и определили их порядок.

- Выделим эти компоненты в задачах.

Учебник, с.28 №1.

- Прочитайте задачи. Выделите условие и вопрос в задачах. На карточках те же задачи. Закрасьте условие синим цветом, вопрос – красным.

- По условию, какая задача относится к первому рисунку, а какая ко второму?

-  Какие ключевые слова вы видите в первой задаче? Во второй?

- Прочитайте вопрос к своим задачам.

- Каким действием можно решить задачу? Почему?

- Запишите решение и ответ.

Задача №2

- Где лежали кубики? О чем говорят слова “из них”? - Каким действием можно решить задачу? Почему?

- Запишите решение задачи.

- Чем нам помог алгоритм в решении задач?

Работа в группах:

Учащиеся:

- выбирают слова: условие, вопрос, решение, ответ.

1 группа

РЕШЕНИЕ

ПЯТКА

СЕМЬЯ

УСЛОВИЕ

СУММА

2 группа

ОТВЕТ

ЛЕНЬ

ЯК

ПРОЕКТ

ВОПРОС

Условие – о чём говорится в задаче.

Вопрос – что нужно найти.

Решение – нахождение ответа на вопрос.

Ответ – ответ на вопрос. который получили в ходе решения.

- Смотрят видео-урок, поясняют правильность выполнения.

Учащиеся:

- в группах читают задачи и  выделяют (закрашивают) условие и вопрос;

Проверка правильности происходит за счёт размещения карточек каждой группы  на доске.

- учащиеся соотносят рисунок к условию задачи;

- учащиеся называют главные слова в условии задач.

- учащиеся из групп зачитывают вопросы к задачам.

- Сложением. Так как это задача на нахождение суммы (общего количества)

Ученики записывают решение задачи в тетрадь.

(7 + 3 = 10 (к.)

Ответ: 10 конфет.

- Кубики лежали в коробке. Выражение «из них» обозначает, что часть кубиков достали из коробки, часть кубиков в коробке, а всего 8 кубиков. Вычитанием, так как это задача на нахождение остатка.

(8 - 5 = 3 (к.)

Ответ: 3 кубика.

- разобрали условие задачи, выделили вопрос, смогли правильно решить и оформить задачу.

- повторить фонетический разбор слов для нахождения нужных слов;

- повторить компоненты задачи и найти их в тексте;

- повторить способы решения задач;

- закреплять алгоритм работы над задачей;

- закреплять умение правильно оформлять запись в тетради;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике

-анализировать, сравнивать,

- строить

монологическую и диалогическую

речь;

-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- выделять

существенную информацию из текстов разных видов;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- договариваться, слаженно работать в группах

V. Физкультминутка

2 мин.

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.

(движения повторяют 3 раза, с каждым разом выполняют быстрее)

Учащиеся выполняют движения, повторяют хором слова.

- работать со всеми одновременно;

- умение получить положительные эмоции; 
- проводить физическую разгрузку в ходе работы

VI. Продолжение работы по теме урока

5 мин.

5 мин.

После решения задач, учащиеся получают следующую подсказку со словом «ВОЗРАСТ»

- С чем будут связаны следующие задачи?

- Что значит старше (младше)?

№ 3 (1 и 2 группа), 4 (3 и 4 группа) Учебник с. 28 и карточки у каждой группы

- Прочитайте задачи. Выделите условие и вопрос задачи.

- К какому типу задачи относится и каким действием решить задачу, если брат старше своей сестры и нужно узнать, сколько ему лет?  Почему?

- К какому типу задачи относится и каким действием решить задачу, если мальчик младше своего брата и нужно узнать, сколько ему лет?  Почему?

- Выберите из предложенных карточек правильное решение для вашей задачи. Закрасьте правильный ответ.

Карточки с ответами размещаем на доску.

- Сформулируйте устно ответ.

Учитель выдаёт следующую  подсказку со словом «Примеры»

- Для чего нам нужны примеры в решении задач?

На слайде выражения:

2+8

1+8

0+8

9-4

9-3

9-2

— Посмотрите на первый столбик примеров. Отгадайте, какой пример решал Знайка, если его пример с наименьшим ответом.

— Какой пример решал Незнайка,  если его пример с наибольшим ответом.

- Какой пример остался? Решите его.

- Как можно было не считая определить примеры Знайки и Незнайки.

 (Аналогично решаются примеры второго столбика.)

Ответы учащихся:

- Задачи, в которых встречаются понятия старше и младше (моложе).

- Старше – больше (взрослее, родился раньше); младше – меньше (моложе, родился позже).

- Каждая группа выделяют компоненты задачи разными цветами.

- Сложением. Объяснение соотношения между понятием старше и действие сложение.

- Вычитанием. Объяснение соотношения между понятием младше и действием вычитание.

Учащиеся выбирают в группе из предложенных карточек правильное решение, закрашивают.

7+3=10 (л.)

7-3=4 (г.)

8+2=10 (л.)

8-2=6 (л.)

Учащиеся говорят ответ к задаче.

Для проверки размещают карточки на доске.

- Правильно посчитать выражение в решении задачи и найти верный ответ.

Ответы учащихся:

- третий;

- первый;

- второй. Записывают выражение в тетрадь.

- Второе слагаемое одинаковое, первое разное. Чем на большее количество единиц увеличиваешь, тем число в ответе становится больше. 

Взаимопроверка группами.

- повторить понятия «старше, моложе»;

- учиться решать задачи с этими понятиями;

- закреплять навык работы по алгоритму;

- развивать навык нахождения нужных выражений без подсчета;

- развивать логическое мышление.

- использовать информацию для решения учебной задачи;

-работать по плану;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

-делать выводы по результатам работы;

- договариваться о

совместной деятельности

в паре;

- уметь находить общее решение;

- осуществлять работу

в группе,

слушать и понимать речь других;
- формировать

навыки

поисковой,

исследовательской деятельности;

- структурировать учебный материал,

выделять в нем главное;

-  устанавливать причинно -

следственные связи.

VII. Физкультминутка 1 мин.

Гимнастика для глаз

VIII.

Закрепление изученного материала

4 мин.

- Учитель выдаёт следующую подсказку со словом – СОСТАВЛЕНИЕ

- Как вы думаете, как можно это слово связать с задачами?

Работа в группах. Группа составляет задачу по алгоритму и называет её решение.

- Нужно самим придумать и составить задачу, действуя по алгоритму.

Задача на нахождение суммы:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Задача на увеличение числа:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Задача на уменьшение числа:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Задача на разностное сравнение:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Составление группами задач и устное их решение.

- развивать творческое мышление;

- учить применять свои знания;

-действовать по алгоритму;

- планировать своё действие;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- ориентироваться в содержании предмета;

- оформлять свои мысли в устной

форме;

- оценивать правильность выполненных действий.

IХ.

Рефлексия

2 мин.

- Оцените работу своей команды на уроке с помощью «Светофора».

(зеленый – всё понятно на уроке, легко справлялись с задачей, жёлтый – были небольшие затруднения, красный - было очень тяжело)

-  Какие задачи вызвали затруднения?

- Как можете оценить свою работу и работу группы?

Учащиеся оценивают свою работу, высказывают своё мнение.

- оценивать свою деятельность на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

- осмысленное понимание усвоенного материала.

-контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; 

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать коллективную

работу и свой вклад;

Х.

Подведение итогов урока

3 мин.

- Какие навыки мы совершенствовали на уроке?

- Как вы поняли, что важно учитывать при выборе действия в задаче?

 - Для чего нужен алгоритм (план) в решении задач?

 - Где еще нам нужен алгоритм?

- Где мы ещё пользуемся планом в жизни?

- Смогли достичь целей, поставленные в начале урока?

- Вы сегодня молодцы, продуктивно поработали на уроке, проходили «математический квест», выполняли задания и получали подсказки к следующему заданию. В конце урока хочу каждому вручить раскраску, в которой нужно закрасить детали соответствующим цветом (ответы при решении примеров закрашивают определённым цветом).

- Мы совершенствовали навыки решать задачи с помощью алгоритма, повторяли устный счёт.

- условие и вопрос

- для правильного понимания задачи и её решения

- Алгоритм нам нужен русском языке при характеристике звука, в окружающем мире при определении погоды и т.д.

- Переход дороги, приготовление обеда, режим дня и т.д.

- Предположения и высказывания детей.

- Учащиеся получают раскраску, убирают и готовят к следующему уроку рабочее место.

- систематизировать, обобщать изученное;

- устанавливать причинно

- следственные связи.

- аргументировать, формулировать выводы на основе

анализа предметного материала;.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 3 классе. Решение задач изученных видов.

Данный конспект урока для учащихся 3 классов. В начальной школе дети знакомятся с геометрическими фигурами, их свойствами, формулами нахождения периметра и площади. Часто возникают трудности в ус...

Приложение к уроку по математике в 3 классе. Решение задач изученных видов.

Приложение было создано для математического диктанта с иллюстрациями, групповых работ в конце урока....

Разработка урока на тему "Решение задач, изученных видов"

Цель: Закрепить умение решать задачи изученных видов, закрепить таблицу умножения на 2, подготовиться к составлению таблицы умножения на 3. Развивать логическое мышление, внимание, памят...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа 2100" по теме "Решение задач изученных видов. Закрепление навыков счета в пределах 10"

В данной методической разработке представлен конспект урока по математике в 1 классе. Тип урока - повторение пройденного материала....

Решение задач изученных видов.2 класс. УМК любой.

Данный ресурс поможет учителю разнообразить уроки математики! Ребята, решая математическую задачу, узнают много нового и интересного из жизни животных и растений....

Урок-сказка по математике в 1 классе "Прибавить и вычесть 1,2,3,4.Решение задач изученных видов"

Конспект урока закрепления решения задач и прибавления,вычитания 1,2,3,4....

Конспект урока по математике. Закрепление изученного материала. Решение задач изученного вида.

Конспект урока по математике, УМК "Школа России", 3 класс. Тема урока: Закрепеление изученного материала. решение задач изученных видов. Цель урока: совершествовать умения и навыки при решен...