Этапы урока (время, мин) | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | предметные | УУД, личностные результаты |
I. Организационный момент 2 мин. | - Долгожданный дан звонок – начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!
Учитель по алфавиту делит ребят на 4 команды для игры «Математический квест» | Повторяют вместе с учителем
Распределяются в группы и выбирают название команды. За каждое задание ребята получают подсказку к следующему заданию.
|
| - позитивно настроиться на урок; - вызвать положительные эмоции; - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу |
II. Актуализация знаний: - Устный счёт 3 мин. | Работа над задачами в группах - найти лишний текст, остальные распределить на две группы, какие задачи решаются сложением и вычитанием. Учитель читает задачи и карточки с текстом лежат на столе: • В букете 3 астры и 5 роз. Сколько всего цветов в букете? (+) • В зоопарке 5 тигров, а львов - на 2 меньше. Сколько львов в зоопарке? (-) • В вазе 6 карамелек и 4 ириски. На сколько карамелек больше, чем ирисок? (-) • В конструкторе «Лего» 4 зеленых детали и 5 красных. Сколько всего деталей в конструкторе «Лего»? (+) • На полке 6 машинок, а мячей на 3 меньше.Сколько мячей на полке?(-) • Семь раз отмерь – один раз отрежь. ( не задача) - Какой текст нашли лишним? Почему он лишний? Объясните, что такое пословица и её смысл. (слайды к мультимедийной презентации) | Учащиеся в командах распределяют в две группы по способу решения задачи (сложение или вычитание). Для проверки правильности команды зачитывают номера задач, которые решают сложением и вычитанием.
- Называют лишний текст – пословицу, объясняют её смысл.
| -повторить задачи разного типа | - воспринимать информацию на слух; -ориентироваться в своей системе знаний; - организовать выполнение заданий учителя; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний - повторить решение задач - договариваться, слаженно работать в группах |
3 мин. | Игра “Составь поезд” (По ответам нужно собрать слово - АЛГОРИТМ. Ответы нужно расставить в порядке увеличения чисел.)
(мультимедийная презентация) - К какому виду транспорта относятся поезда? - Какие бывают поезда? (иллюстрации у каждой команды)
- Что такое алгоритм?
- Для чего нам нужно слово АЛГОРИТМ в математике?
- Как связаны «ЗАДАЧА» и «АЛГОРИТМ» между собой?
| (На доске и у каждой группы примеры, вписанные в вагоны. Ответ примера — номер вагона Учащиеся решают примеры и ставят вагоны по порядку – в порядке увеличения.)
Ответы детей: – наземный вид транспорта, виды поезда.
- Алгоритм – это план. – в определенном порядке находить ответ на решение математических заданий. - Задачу нужно решать в определенном порядке. | - повторить устный счёт в пределах 10, понятие «уменьшение - увеличение на несколько единиц» - подвести ребёнка к теме урока; - повторить знания об окружающем мире ( транспорт)
| - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать, наблюдать, объяснять результат
|
III. Самоопределение к деятельности 1 мин. |
— Какие виды задач мы сейчас повторили?
- На доске появляется схема разных видов задач. - Для чего повторяли некоторые задачи и связывали между собой два понятия?
- Какую цель поставим на уроке?
| Ответы детей: – задачи на увеличение (уменьшение) числа, на разностное сравнение (содержащей выражения «больше на …», «меньше на …», на нахождение суммы.
- на уроке будем повторять алгоритм решения некоторых типов задач;
- закреплять умения решать задачи, выполнять вычисления, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием; |
| - устанавливать закономерности, - строить рассуждения; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - оформлять свои мысли в устной форме; - принимать и сохранять учебную задачу
|
IV. Работа по теме урока 5 мин.
4 мин. | - Выберите слова: нужно из 1 группы слов выбрать слова, в которых звуков больше, чем букв; из 2 группы выбрать слова с одинаковым количеством букв и звуков. Слова, которые найдём, помогут составить нам алгоритм решения задачи.
- Объясните, что обозначают эти понятия.
Карточки появляются на доске до конца урока.
- Посмотрите видеозапись и определите, правильно ли мы выделили компоненты задачи и определили их порядок.
- Выделим эти компоненты в задачах. Учебник, с.28 №1. - Прочитайте задачи. Выделите условие и вопрос в задачах. На карточках те же задачи. Закрасьте условие синим цветом, вопрос – красным.
- По условию, какая задача относится к первому рисунку, а какая ко второму? - Какие ключевые слова вы видите в первой задаче? Во второй? - Прочитайте вопрос к своим задачам.
- Каким действием можно решить задачу? Почему?
- Запишите решение и ответ.
Задача №2 - Где лежали кубики? О чем говорят слова “из них”? - Каким действием можно решить задачу? Почему?
- Запишите решение задачи.
- Чем нам помог алгоритм в решении задач? | Работа в группах:
Учащиеся: - выбирают слова: условие, вопрос, решение, ответ.
1 группа
РЕШЕНИЕ ПЯТКА СЕМЬЯ УСЛОВИЕ СУММА
| 2 группа
ОТВЕТ ЛЕНЬ ЯК ПРОЕКТ ВОПРОС
|
Условие – о чём говорится в задаче. Вопрос – что нужно найти. Решение – нахождение ответа на вопрос. Ответ – ответ на вопрос. который получили в ходе решения.
- Смотрят видео-урок, поясняют правильность выполнения.
Учащиеся: - в группах читают задачи и выделяют (закрашивают) условие и вопрос;
Проверка правильности происходит за счёт размещения карточек каждой группы на доске.
- учащиеся соотносят рисунок к условию задачи;
- учащиеся называют главные слова в условии задач. - учащиеся из групп зачитывают вопросы к задачам.
- Сложением. Так как это задача на нахождение суммы (общего количества)
Ученики записывают решение задачи в тетрадь. (7 + 3 = 10 (к.) Ответ: 10 конфет.
- Кубики лежали в коробке. Выражение «из них» обозначает, что часть кубиков достали из коробки, часть кубиков в коробке, а всего 8 кубиков. Вычитанием, так как это задача на нахождение остатка.
(8 - 5 = 3 (к.) Ответ: 3 кубика.
- разобрали условие задачи, выделили вопрос, смогли правильно решить и оформить задачу. | - повторить фонетический разбор слов для нахождения нужных слов; - повторить компоненты задачи и найти их в тексте; - повторить способы решения задач; - закреплять алгоритм работы над задачей; - закреплять умение правильно оформлять запись в тетради; | - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике -анализировать, сравнивать, - строить монологическую и диалогическую речь; -строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - выделять существенную информацию из текстов разных видов; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - договариваться, слаженно работать в группах
|
V. Физкультминутка 2 мин. | Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (движения повторяют 3 раза, с каждым разом выполняют быстрее)
| Учащиеся выполняют движения, повторяют хором слова. |
| - работать со всеми одновременно; - умение получить положительные эмоции; - проводить физическую разгрузку в ходе работы |
VI. Продолжение работы по теме урока 5 мин.
5 мин.
| После решения задач, учащиеся получают следующую подсказку со словом «ВОЗРАСТ» - С чем будут связаны следующие задачи?
- Что значит старше (младше)?
№ 3 (1 и 2 группа), 4 (3 и 4 группа) Учебник с. 28 и карточки у каждой группы - Прочитайте задачи. Выделите условие и вопрос задачи.
- К какому типу задачи относится и каким действием решить задачу, если брат старше своей сестры и нужно узнать, сколько ему лет? Почему? - К какому типу задачи относится и каким действием решить задачу, если мальчик младше своего брата и нужно узнать, сколько ему лет? Почему?
- Выберите из предложенных карточек правильное решение для вашей задачи. Закрасьте правильный ответ.
Карточки с ответами размещаем на доску.
- Сформулируйте устно ответ.
Учитель выдаёт следующую подсказку со словом «Примеры»
- Для чего нам нужны примеры в решении задач?
На слайде выражения:
— Посмотрите на первый столбик примеров. Отгадайте, какой пример решал Знайка, если его пример с наименьшим ответом. — Какой пример решал Незнайка, если его пример с наибольшим ответом. - Какой пример остался? Решите его. - Как можно было не считая определить примеры Знайки и Незнайки.
(Аналогично решаются примеры второго столбика.)
|
Ответы учащихся: - Задачи, в которых встречаются понятия старше и младше (моложе). - Старше – больше (взрослее, родился раньше); младше – меньше (моложе, родился позже).
- Каждая группа выделяют компоненты задачи разными цветами.
- Сложением. Объяснение соотношения между понятием старше и действие сложение.
- Вычитанием. Объяснение соотношения между понятием младше и действием вычитание.
Учащиеся выбирают в группе из предложенных карточек правильное решение, закрашивают. 7+3=10 (л.) 7-3=4 (г.) 8+2=10 (л.) 8-2=6 (л.) |
Учащиеся говорят ответ к задаче.
Для проверки размещают карточки на доске.
- Правильно посчитать выражение в решении задачи и найти верный ответ.
Ответы учащихся: - третий;
- первый;
- второй. Записывают выражение в тетрадь. - Второе слагаемое одинаковое, первое разное. Чем на большее количество единиц увеличиваешь, тем число в ответе становится больше.
Взаимопроверка группами. | - повторить понятия «старше, моложе»; - учиться решать задачи с этими понятиями; - закреплять навык работы по алгоритму; - развивать навык нахождения нужных выражений без подсчета; - развивать логическое мышление. | - использовать информацию для решения учебной задачи; -работать по плану; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; -делать выводы по результатам работы; - договариваться о совместной деятельности в паре; - уметь находить общее решение; - осуществлять работу в группе, слушать и понимать речь других; - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно - следственные связи.
|
VII. Физкультминутка 1 мин. | Гимнастика для глаз |
|
|
|
VIII. Закрепление изученного материала 4 мин. | - Учитель выдаёт следующую подсказку со словом – СОСТАВЛЕНИЕ - Как вы думаете, как можно это слово связать с задачами?
Работа в группах. Группа составляет задачу по алгоритму и называет её решение.
| - Нужно самим придумать и составить задачу, действуя по алгоритму. Задача на нахождение суммы: Условие Вопрос Решение Ответ
| Задача на увеличение числа: Условие Вопрос Решение Ответ
| Задача на уменьшение числа: Условие Вопрос Решение Ответ
| Задача на разностное сравнение: Условие Вопрос Решение Ответ
|
Составление группами задач и устное их решение. | - развивать творческое мышление; - учить применять свои знания;
| -действовать по алгоритму; - планировать своё действие; - применять знания в нестандартной ситуации; - ориентироваться в содержании предмета; - оформлять свои мысли в устной форме; - оценивать правильность выполненных действий.
|
IХ. Рефлексия 2 мин. | - Оцените работу своей команды на уроке с помощью «Светофора». (зеленый – всё понятно на уроке, легко справлялись с задачей, жёлтый – были небольшие затруднения, красный - было очень тяжело) - Какие задачи вызвали затруднения? - Как можете оценить свою работу и работу группы?
| Учащиеся оценивают свою работу, высказывают своё мнение. | - оценивать свою деятельность на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; - осмысленное понимание усвоенного материала.
| -контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -оценивать свою работу на уроке на разных этапах; - оценивать работу друг друга; - оценивать коллективную работу и свой вклад;
|
Х. Подведение итогов урока 3 мин. | - Какие навыки мы совершенствовали на уроке?
- Как вы поняли, что важно учитывать при выборе действия в задаче? - Для чего нужен алгоритм (план) в решении задач?
- Где еще нам нужен алгоритм?
- Где мы ещё пользуемся планом в жизни?
- Смогли достичь целей, поставленные в начале урока?
- Вы сегодня молодцы, продуктивно поработали на уроке, проходили «математический квест», выполняли задания и получали подсказки к следующему заданию. В конце урока хочу каждому вручить раскраску, в которой нужно закрасить детали соответствующим цветом (ответы при решении примеров закрашивают определённым цветом). | - Мы совершенствовали навыки решать задачи с помощью алгоритма, повторяли устный счёт. - условие и вопрос
- для правильного понимания задачи и её решения
- Алгоритм нам нужен русском языке при характеристике звука, в окружающем мире при определении погоды и т.д.
- Переход дороги, приготовление обеда, режим дня и т.д.
- Предположения и высказывания детей.
- Учащиеся получают раскраску, убирают и готовят к следующему уроку рабочее место. | - систематизировать, обобщать изученное; - устанавливать причинно - следственные связи.
| - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;.
|